СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства создания образа идеального монарха

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Средства создания образа идеального монарха»

Средства создания образа идеального монарха

Средства создания образа идеального монарха

В XVIII веке их чтение - важная часть придворного церемониала. Именно чтение, ода - ораторский жанр, рассчитанный на устное декламирование. Отсюда и любовь Ломоносова к ямбам - размеру с восходящей интонацией, которая, по его мнению, должна была вдохновлять слушателей, приводить их в восторженное состояние и дарить ощущение праздника.

В XVIII веке их чтение - важная часть придворного церемониала.

Именно чтение, ода - ораторский жанр, рассчитанный на устное декламирование. Отсюда и любовь Ломоносова к ямбам - размеру с восходящей интонацией, которая, по его мнению, должна была вдохновлять слушателей, приводить их в восторженное состояние и дарить ощущение праздника.

 Этим же объясняется и чрезмерное на современный вкус количество восклицаний, обращений, метафор, аллегорий, гипербол.  Важна была и звуковая сторона: не допускались пропуски ударений, неблагозвучные сочетания звуков, труднопроизносимые слова. Поэтому, несмотря на образную сложность, их достаточно легко читать. В случае действительно талантливого автора ода не была пустой лестью, но скрывала за комплиментарным тоном программу по развитию государства. А программа эта у Ломоносова была неизменна: добиться как можно большей поддержки для наук, финансирования различных исследовательских проектов. Причём под этим термином он понимал именно естественные науки, а не отвлечённую гуманитарную учёность, которую прославляли, например, в эпоху барокко.

Этим же объясняется и чрезмерное на современный вкус количество восклицаний, обращений, метафор, аллегорий, гипербол.

Важна была и звуковая сторона: не допускались пропуски ударений, неблагозвучные сочетания звуков, труднопроизносимые слова. Поэтому, несмотря на образную сложность, их достаточно легко читать.

В случае действительно талантливого автора ода не была пустой лестью, но скрывала за комплиментарным тоном программу по развитию государства.

А программа эта у Ломоносова была неизменна: добиться как можно большей поддержки для наук, финансирования различных исследовательских проектов. Причём под этим термином он понимал именно естественные науки, а не отвлечённую гуманитарную учёность, которую прославляли, например, в эпоху барокко.

Писателям в то время платить было не принято, учёные также были не первыми в очереди на господдержку. Поэтому поиск влиятельных покровителей был одним из наиболее верных способов добиться своего. “ Только ты, (имя адресата), с твоей мудростью и государственным умом способна оценить перспективность развития наук. Как счастливо мы все заживём под твоим чутким руководством!” - примерно так в пересказе звучит посыл многих торжественных од. По задумке, адресат должен вдохновиться идеализированным образом самого себя и захотеть ему соответствовать.

Писателям в то время платить было не принято, учёные также были не первыми в очереди на господдержку. Поэтому поиск влиятельных покровителей был одним из наиболее верных способов добиться своего.

Только ты, (имя адресата), с твоей мудростью и государственным умом способна оценить перспективность развития наук. Как счастливо мы все заживём под твоим чутким руководством!” - примерно так в пересказе звучит посыл многих торжественных од. По задумке, адресат должен вдохновиться идеализированным образом самого себя и захотеть ему соответствовать.

Конечно, не только о науках заботился Ломоносов. Речь здесь и о военных победах, и о мире, о развитии промышленности и сельского хозяйства (с помощью тех же наук). В общем, в торжественной манере автор давал установку на всё хорошее против всего плохого.

Конечно, не только о науках заботился Ломоносов. Речь здесь и о военных победах, и о мире, о развитии промышленности и сельского хозяйства (с помощью тех же наук). В общем, в торжественной манере автор давал установку на всё хорошее против всего плохого.

Как и другие современники, Ломоносов придавал литературе высокую общественную значимость. В эпоху Просвещения верили, что жизнь можно изменить, если указать правильный путь. А правильным большинство авторов считали идеализированную со временем версию петровских реформ. Ужасный чудными делами Зиждитель мира искони Своими положил судьбами Себя прославить в наши дни; Послал в Россию Человека, Каков неслыхан был от века. Сквозь все препятства Он вознес Главу, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, С собой возвысил до небес. В полях кровавых Марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках, И с трепетом Нептун чудился, Взирая на Российский флаг. Тогда божественны науки Чрез горы, реки и моря В Россию простирали руки, К сему Монарху говоря: «Мы с крайним тщанием готовы Подать в Российском роде новы Чистейшего ума плоды». Монарх к Себе их призывает; Уже Россия ожидает Полезны видеть их труды.

Как и другие современники, Ломоносов придавал литературе высокую общественную значимость. В эпоху Просвещения верили, что жизнь можно изменить, если указать правильный путь. А правильным большинство авторов считали идеализированную со временем версию петровских реформ.

Ужасный чудными делами

Зиждитель мира искони

Своими положил судьбами

Себя прославить в наши дни;

Послал в Россию Человека,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства Он вознес

Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

С собой возвысил до небес.

В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на Российский флаг.

Тогда божественны науки

Чрез горы, реки и моря

В Россию простирали руки,

К сему Монарху говоря:

«Мы с крайним тщанием готовы

Подать в Российском роде новы

Чистейшего ума плоды».

Монарх к Себе их призывает;

Уже Россия ожидает

Полезны видеть их труды.

Эта идея проходит через все торжественные оды Ломоносова. В первой “Оде на взятие Хотина” он наблюдает за победным русским войском с облаков. Позже Елизавета неизменно провозглашается продолжательницей петровских дел и воспевается только за то, что она его дочь. “ Ода на день восшествия на Всероссийский престол Императрицы Елисаветы Петровны” 1747 года - лучшая из работ Ломоносова в этом жанре: Все холмы покрывают лики; В долинах раздаются клики: «Великая Петрова Дщерь Щедроты отчи превышает, Довольство Муз усугубляет И к счастью отверзает дверь».

Эта идея проходит через все торжественные оды Ломоносова. В первой “Оде на взятие Хотина” он наблюдает за победным русским войском с облаков. Позже Елизавета неизменно провозглашается продолжательницей петровских дел и воспевается только за то, что она его дочь.

“ Ода на день восшествия на Всероссийский престол Императрицы Елисаветы Петровны” 1747 года - лучшая из работ Ломоносова в этом жанре:

Все холмы покрывают лики;

В долинах раздаются клики:

«Великая Петрова Дщерь

Щедроты отчи превышает,

Довольство Муз усугубляет

И к счастью отверзает дверь».

Какие темы затронуты в оде? В оде затрагиваются темы правления Елизаветы, России и ее процветания, мира. Какие образы находятся в центре произведения? В центре произведения находится образ императрицы Елизаветы Петровны, России, образ мира Как вы думаете, какой образ является главным? Образ государыни императрицы Елизаветы Петровны, поскольку вокруг нее строится поэтический замысел. Какие стоки свидетельствуют о внешней и внутренней красоте императрицы? «Душа ее зефира тише и зрак прекраснее рая».

Какие темы затронуты в оде?

В оде затрагиваются темы правления Елизаветы, России и ее процветания, мира.

Какие образы находятся в центре произведения?

В центре произведения находится образ императрицы Елизаветы Петровны, России, образ мира

Как вы думаете, какой образ является главным?

Образ государыни императрицы Елизаветы Петровны, поскольку вокруг нее строится поэтический замысел.

Какие стоки свидетельствуют о внешней и внутренней красоте императрицы?

«Душа ее зефира тише и зрак прекраснее рая».

Какими качествами обладает императрица? Подтвердите примерами из текста. ЛЮБОВЬ К НАУКАМ: «Здесь в мире расширять науки изволила Елизавет». ЩЕДРОСТЬ :  Ты сыплешь щедрою рукою,  Свое богатство по земли. Елизавета Петровна, как и Петр I, ставила развитие науки на первое место. Она являлась продолжателем деятельности Петра I. НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ: «Во все страны свой взор возводит». МИРОЛЮБИЕ: «Войне поставила конец».

Какими качествами обладает императрица? Подтвердите примерами из текста.

ЛЮБОВЬ К НАУКАМ:

«Здесь в мире расширять науки изволила Елизавет».

ЩЕДРОСТЬ :

Ты сыплешь щедрою рукою,

Свое богатство по земли.

Елизавета Петровна, как и Петр I, ставила развитие науки на первое место. Она являлась продолжателем деятельности Петра I.

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ:

«Во все страны свой взор возводит».

МИРОЛЮБИЕ:

«Войне поставила конец».

Образ Елизаветы Петровны тесно связан с образом России. Образ России проявляется через пейзаж Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство в оных потаенно; Там Лена чисто быстриной, Как Нил народы напояет, И бреги наконец теряет, Сравнившись морю шириной. Творит натура чудеса, Где густостью животным тесны, Стоят глубокие леса. Где в роскоши прохладных теней, На пастве скачущих еленей Ловящих крик не разгонял. Сребро и злато истекает, Во всем наследии твоем.

Образ Елизаветы Петровны тесно связан с образом России.

Образ России проявляется через пейзаж

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство в оных потаенно;

Там Лена чисто быстриной,

Как Нил народы напояет,

И бреги наконец теряет,

Сравнившись морю шириной.

Творит натура чудеса,

Где густостью животным тесны,

Стоят глубокие леса.

Где в роскоши прохладных теней,

На пастве скачущих еленей

Ловящих крик не разгонял.

Сребро и злато истекает,

Во всем наследии твоем.

Наряду с образами императрицы Елизаветы и России, в стихотворении имеет место образ мира. Императрица Елизавета Петровна способствовала установлению мира в стране, а также процветанию России. Благодаря ей происходят перемены в стране. Эти образы взаимосвязаны между собой.  Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сёл, градов ограда, Коль ты прекрасна и красна! СОСТАВЬТЕ АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД «Правление Елизаветы Петровны» тишина слава науки безмолвие победы богатство спокойствие сила безмятежность величие просторы умиротворенность РОДИНА необъятность красота

Наряду с образами императрицы Елизаветы и России, в стихотворении имеет место образ мира. Императрица Елизавета Петровна способствовала установлению мира в стране, а также процветанию России. Благодаря ей происходят перемены в стране. Эти образы взаимосвязаны между собой.

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сёл, градов ограда,

Коль ты прекрасна и красна!

СОСТАВЬТЕ

АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД

«Правление Елизаветы Петровны»

тишина

слава

науки

безмолвие

победы

богатство

спокойствие

сила

безмятежность

величие

просторы

умиротворенность

РОДИНА

необъятность

красота

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ Поэтический текст имеет художественные особенности. Это прежде всего проявляется в использовании изобразительно-выразительных средств. Какие изобразительно-выразительные средства вы знаете? Метафора  — это слово или выражение, употреблённое в переносном значении, на основе сходства, сравнения или аналогии какого-либо предмета или явления с другим. Эпитет — красочное, образное определение, подчеркивающее характерный признак предмета или явления и придающее ему эмоциональную окраску. Гипербола — это стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном преувеличении свойств предмета или явления. Сравнение — это художественное средство выразительности, построенное на открытом сопоставлении предметов, явлений, понятий. Олицетворение — это литературный приём, в котором неодушевлённому предмету, животному, природе или отвлечённому понятию приписываются свойства человека.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Поэтический текст имеет художественные особенности. Это прежде всего проявляется в использовании изобразительно-выразительных средств. Какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?

Метафора  — это слово или выражение, употреблённое в переносном значении, на основе сходства, сравнения или аналогии какого-либо предмета или явления с другим.

Эпитет — красочное, образное определение, подчеркивающее характерный признак предмета или явления и придающее ему эмоциональную окраску.

Гипербола — это стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном преувеличении свойств предмета или явления.

Сравнение — это художественное средство выразительности, построенное на открытом сопоставлении предметов, явлений, понятий.

Олицетворение — это литературный приём, в котором неодушевлённому предмету, животному, природе или отвлечённому понятию приписываются свойства человека.

«С вечной высоты», «Блаженный час», «Способный ветр», «В полях кровавых». «Блаженство сел», «подать…ума плоды»,  «слух рыданий». «Взор возводит», «стоят леса», «Лена теряет», «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился», «науки простирают». Теме правления Елизаветы Петровны посвящено 164 строки.  Теме России – 76 строк.  Теме мира - 12 строк. ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ НАЙДИТЕ В СТРОКАХ ОДЫ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. олицетворения эпитеты сравнения метафоры «душа её зефира тише», «зрак прекраснее рая», «Лена, как Нил».

«С вечной высоты», «Блаженный час», «Способный ветр», «В полях кровавых».

«Блаженство сел», «подать…ума плоды»,

«слух рыданий».

«Взор возводит», «стоят леса»,

«Лена теряет», «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился», «науки простирают».

  • Теме правления Елизаветы Петровны посвящено 164 строки.
  • Теме России – 76 строк.
  • Теме мира - 12 строк.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

НАЙДИТЕ В СТРОКАХ ОДЫ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

олицетворения

эпитеты

сравнения

метафоры

«душа её зефира тише»,

«зрак прекраснее рая», «Лена, как Нил».

Обратите внимание на то, что Ломоносов использует не только изобразительно-выразительные, но и другие лексические средства. Можно выявить большое количество славянизмов. Воззри – устремить взор, посмотреть. Восстенали – заплакали. Вран – ворон. Еленей – олени. Зефи́р (др.-греч. Ζέφυρος) — ветер, по мнению древних, господствовавший в восточной части Средиземного моря, начиная с весны, и наибольшей интенсивности достигавший к летнему солнцестоянию. ЗИЖДИТЕЛЬ - это создатель, творец, основатель. Еще, так говорили о Боге. Раченье - рачить, см. радость. Рачить, крепить, см. рочить.

Обратите внимание на то, что Ломоносов использует не только изобразительно-выразительные, но и другие лексические средства. Можно выявить большое количество славянизмов.

Воззри – устремить взор, посмотреть.

Восстенали – заплакали.

Вран – ворон.

Еленей – олени.

Зефи́р (др.-греч. Ζέφυρος) — ветер, по мнению древних, господствовавший в восточной части Средиземного моря, начиная с весны, и наибольшей интенсивности достигавший к летнему солнцестоянию.

ЗИЖДИТЕЛЬ - это создатель, творец, основатель. Еще, так говорили о Боге.

Раченье - рачить, см. радость. Рачить, крепить, см. рочить.

С этой императрицей связано большинство ломоносовских од, так как на её правление пришёлся расцвет его творчества. Восхваляя Елизавету, как и любого другого героя, он превозносил идею идеального монарха, а не её саму.  Ода Ломоносова – это гимн Родине, утверждение безграничных возможностей России, ее творческих сил; прорицание будущего Родины.   Насколько эти темы актуальны в наше время? Тема патриотизма, вера в будущее просвещённой Родины будет всегда актуальна, во все времена.

С этой императрицей связано большинство ломоносовских од, так как на её правление пришёлся расцвет его творчества. Восхваляя Елизавету, как и любого другого героя, он превозносил идею идеального монарха, а не её саму. 

Ода Ломоносова – это гимн Родине, утверждение безграничных возможностей России, ее творческих сил; прорицание будущего Родины.

 

Насколько эти темы актуальны в наше время?

Тема патриотизма, вера в будущее просвещённой Родины будет всегда актуальна, во все времена.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  1. Подготовить сообщение о Г. Р. Державине. 2. Прочитать оду Державина «Фелица» и сравнить с произведением М. В. Ломоносова «Ода на день восшествия…», заполнив таблицу. ВОПРОС ОДА ЛОМОНОСОВА СХОДСТВА Тематика ОДА ДЕРЖАВИНА Жанровое своеобразие Система образов Языковые и стилистические особенности РАЗЛИЧИЯ Тематика Жанровое своеобразие Система образов Языковые и стилистические особенности

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Подготовить сообщение о Г. Р. Державине.

2. Прочитать оду Державина «Фелица» и сравнить с произведением М. В. Ломоносова «Ода на день восшествия…», заполнив таблицу.

ВОПРОС

ОДА ЛОМОНОСОВА

СХОДСТВА

Тематика

ОДА ДЕРЖАВИНА

Жанровое своеобразие

Система образов

Языковые и стилистические особенности

РАЗЛИЧИЯ

Тематика

Жанровое своеобразие

Система образов

Языковые и стилистические особенности