6
Обучение детей с сенсорными нарушениями в условиях обычных школ г. Хапаранда ( Швеция).
Проект «Опыт и модели Северных стран по включению детей с сенсорными нарушениями в сферу образования на муниципальном уровне»
Поспелова Наталья Юрьевна,
учитель-дефектолог
МБОУ СОШ № 5 г. Архангельска.
Проблемы специального образования детей с сенсорными нарушениями сегодня являются актуальными во всём мире. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья - одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Поэтому обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития западно-европейских стран.
Решение интегрировать детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения явилось следствием принятия Закона об образовании Конвенцией ООН о правах ребёнка. В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Многие государства начинают принимать решения в рамках этого Закона.
Так в Швеции к концу 1980-х годов школы для слепых преобразуются в Ресурсные Центры поддержки интеграции слепых и слабовидящих детей в классы общеобразовательной школы. Исключение составила лишь школа, предназначенная для слепых детей с сложной структурой нарушения. К концу 20 века число учащихся с сенсорными нарушениями в массовых школах составляло 5300, что в 7 раз больше, чем в специальных школах. В Швеции в результате политики, начатой в 1980 году, почти все учащиеся с особыми образовательными потребностями интегрированы в общеобразовательные школы. Специальные школы продолжают существовать для учащихся, обучающихся на жестовом языке, для умственно отсталых или учащихся с множественными нарушениями. В декабре 1993 года Парламент утвердил новый curriculum (учебный план), обязательный для системы школьного образования, включая все типы общеобразовательных и специальных школ, а также обязательные школы для умственно отсталых. Впервые в истории страны разные типы школ имеют единый учебный план с едиными задачами, единым базовым уровнем и единой степенью ответственности.
Итак, заявив в 1980 году курс на интеграцию в образовании, Швеция сумела законодательно, финансово, организационно обеспечить возможность бесплатного специального обучения «в общем потоке» для большинства детей с особыми потребностями.
Познакомиться с особенностями обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательных школ Швеции нам предоставилась возможность в городе Хапаранда в октябре 2013 года с группой специалистов из города Архангельска. Свой опыт работы предоставили два образовательных учреждения.
Особое впечатление произвела приграничная с городом Торнео (Финляндия) общеобразовательная школа, ценностными основными задачами которой являются: развитие и обучение всех учеников без исключения, а также формирование потребности учащихся к непрерывному образованию на протяжении всей жизни. Преподавание в школе приспособлено к нуждам и особенностям каждого ученика. Оно не предполагает, что процесс обучения строится везде по одному и тому же типу, не предполагает равномерного распределения ресурсов школы. В процессе обучения учитываются разнообразные нужды и особенности учащихся.
В учреждении создана плодотворная среда для развития и образования школьников. У каждого ученика есть право на развитие, возможность ощутить удовлетворенность от качественного роста, успешного продвижения вперед и преодоления трудностей..
Нас познакомили с коллективом преподавателей, в ходе беседы с которым выяснилось, что установленные базовые ценности касаются всех учителей, работающих в инклюзивной обучающей среде, где учитель несет ответственность за всех учеников без исключения.
Каждый преподаватель ценит отличительные особенности обучающихся, он имеет большие ожидания от результатов работы всех школьников без исключения, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Основополагающей идеей в деятельности всех преподавателей является работа в команде. Для создания условий успешного обучения в штате школы находятся специалисты, которые оказывают необходимую помощь детям. У каждого из них свои функции:
- консультант осуществляет коррекционную индивидуальную помощь ребенку с ОВЗ,
- медицинская сестра, которая имеет дополнительное образование, проводит оздоровительную работу,
- куратор отвечает за реализацию социально-педагогического направления деятельности,
- психолог оказывает психологическую помощь школьникам, а также работает с родителями этих детей,
- специальный учитель оказывает педагогическую поддержку и помощь в учебной деятельности; работает с отстающими в учебе детьми;
- ассистент - это прежде всего помощник учителя, он опекает детей, которые не могут работать на уроке самостоятельно. Его роль велика. Во-первых, он оказывает помощь, которая компенсирует какую-либо функциональную особенность учащегося. Во-вторых, является звеном или мостиком, который необходим между учащимся и преподавателем. И, наконец, самая важная задача ассистента - сделать так, чтобы необходимость в ассистенте отпала!!!
Также в школе нас познакомили с процессом сопровождения ребёнка с ОВЗ с момента его рождения и до окончания школы, осуществляемым со стороны государства. Звеньями этого процесса являются: реабилитационный центр при областной больнице, который по просьбе родителей связывается со школой, институт специальной педагогики по получению необходимой помощи, общеобразовательная или специальная школа, в которой обучается ребёнок с ОВЗ.
В этом учебном заведении мы получили очень много полезной информации, которую можем использовать в своей педагогической деятельности.
Особенности обучения детей с сенсорными нарушениями нам представило ещё одно образовательное учреждение в городе Хапаранда - школа «Marlelundsskolan», в состав которой входят коррекционные классы. Школу посещают 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Наполняемость классов составляет 4-7 человек; в основную группу входят дети с коммуникативными нарушениями. Также в этой школе есть и интегрированные классы для детей с особыми образовательными потребностями от 6 до 25 лет. В школе есть дети, которые учатся в классах этого общеобразовательного учреждения и вместе с тем посещают индивидуальные занятия в коррекционной школе. Учащиеся в данном случае получают психолого-педагогическое сопровождение, осуществляемое специальными педагогами, а также выполняют домашнее задание под руководством педагогов в условиях группы продлённого дня.
В современном здании школы предоставляется широкий комплекс услуг по реабилитации и образовательному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. Учреждение обладает хорошей материально-технической базой: учебные кабинеты оснащены необходимым оборудованием для обучения школьников с нарушенным зрением и учащихся с нарушенной слуховой функцией; в других помещениях также создана доступная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В Швеции существуют Центры реабилитации по зрению при областных больницах, которые предоставляют школам различное оборудование: увеличительные устройства, стационарные и дистанционные видеосистемы для чтения, плееры для озвученной литературы, оснащение для работы с брайлевским шрифтом, синтезаторы речи, специальные программы для компьютера, незрячий ребёнок обеспечивается компьютером с браилевским дисплеем с первого класса, это является государственной программой.
Учительский коллектив представляет собой команду высококвалифицированных специалистов, работающих в постоянном взаимодействии и получающих отличные результаты.
Хотелось бы затронуть очень важный момент: в условиях коррекционной школы есть группы пребывания молодёжи с ограниченными возможностями здоровья. Нам представилась возможность посетить такую группу, в которой были двадцатилетние молодые люди с ограниченным зрением, слухом, ментальными нарушениями. Молодёжь приходит в школу по собственному желанию и получает дополнительное образование.
Итак, Швеция на сегодняшний день считается страной с относительно высоким уровнем интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в систему массового образования.
Таким образом, решая вопросы образовательного маршрута детей с сенсорными нарушениями и работая на основе общих принципов Декларации ООН о правах человека, в шведских школах создаются для них равные условия: среда, педагогика, процесс обучения. Люди с ограниченными возможностями здоровья уже давно не называются инвалидами и успешно интегрируются в общеобразовательные школы.
Учреждения имеют единый учебный план, компетентный педагогический коллектив, материально-техническую базу, финансовую поддержку от государства для предоставления образовательных услуг школьникам с ограниченными возможностями здоровья.