СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Использование игровой технологий в урочной и внеурочной деятельности деятельности как один из способов формирования ключевых компетенций обучающихся»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание применения игровой технологии. Эффективность использования данной технологии.  

Просмотр содержимого документа
«статья «Использование игровой технологий в урочной и внеурочной деятельности деятельности как один из способов формирования ключевых компетенций обучающихся»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 имени А.Ф. Лебедева г. Томска














«Использование игровой технологий в урочной и внеурочной деятельности деятельности как один из способов формирования ключевых компетенций обучающихся»

(доклад на МО учителей истории и обществознания)



Составитель: учитель истории и обществознания Кожухарь Э.В.


















"Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр."- Н.К. Крупская.

Игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.
Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. Поэтому в настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика.

Многие специалисты: педагоги, психологи – считают, что чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими ребенка. Одним из таких методов, точнее, одной из технологий обучения является игровая.

Что же есть понятие «технология», «игра» и «игровая технология»?

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Игровая технология - составная часть педагогических технологий.

Игра-это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (Г.К. Селевко. Энциклопедия образовательных технологий.М.,2006)

Игровые педагогические технологии - обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Что дают игровые технологии?

1. Эмоциональная разгрузка

Одним из важных и сложных занятий является закрепление пройденного материала, для организации которого необходимы не только усилия со стороны преподавателя, но и со стороны учащихся.

Занятия повторения или закрепления пройденного материала являются важным и необходимым условием успешной деятельности, так как появляется возможность проверить знания своих воспитанников по пройденной теме, сделать выводы об их готовности к восприятию новой темы, а также провести рефлексию своей работы.

А почему бы этот контроль знаний не сделать через эмоциональную разгрузку, и причем в более комфортной обстановке? И здесь наиболее удачной в этом плане формой будет игровая.

2. Возможность личного раскрытия ребенка.

Во время игры есть возможность объединить различные виды деятельности, что позволяет более полно раскрыться всем учащимся не зависимо от их индивидуальных особенностей.

3.Сплочение коллектива и формирование дисциплины.

Игровые занятия, на которых предполагается объединение детей в команды, способствуют как сплочению коллектива, так укреплению дисциплины в классе. Кроме того, это дает возможность высказываться нерешительным ученикам.

4.Удовлетворение потребности ребенка в общении и поощрении.

Во время игры происходит свободное общение учащихся между собой и «неформальное» с педагогом, тем самым удовлетворяется потребность детей в общении.

Для учащихся младшего звена одним из ведущих мотивов учения является стремление добиться награды, поощрения, успеха. Поэтому при организации игр учитывается и этот фактор.

5. Но самая главная педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, когда ребенок руководствуется личностными установками и мотивами.

В комплексной программе модернизации образования в разделе 3 «Облик современной модели образования к 2020 году» в пунктах 3.2. «Дошкольное образование», 3.3. «Общее образование», 3.4. «Непрерывное образование» выдвигается идея формирования ключевых компетенций, начиная с детей детского сада и заканчивая взрослыми людьми пришедшими на профессиональную переподготовку или решивших получить дополнительное образование. Одной из технологий компетентностного подхода является игровая технология. Для жизнедеятельности современных детей игры, совместная деятельность, сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными. Это препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности и др.

Поэтому, активное введение игровых технологий в образовательный процесс, позволит более успешно формировать и развивать у обучающихся ключевые компетенции, которые относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
общепредметные компетенции, относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей, а также предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. На мой взгляд, наибольшего внимания у обучающихся млаших классов требует формирование следующих компетенций: коммуникативных, информационных, учебно-познавательных, компетенции чтения и понимания.

Комплексным проектом модернизации образования (раздел 3, пункт 3.3.) и новыми федеральными государственными стандартами к 2015 году все учебные программы и методы обучения должны быть обновлены с использованием элементов компетентностного и деятельностного подхода, но в настоящее время отсутствуют специальные программы, учебные пособия и методические разработки к ним, нет единого подхода к классификации самих компетенций, так же как и нет единой классификации игр.

Анализ педагогической литературы показывает, что существует ряд технологий, которые можно использовать для формирования и развития компетенций, среди них игровые технологии и нетрадиционные формы уроков.

Использования игровых технологий на занятиях по краеведению способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, ведут к более осмысленному усвоению знаний. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, в случае если игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами занятий; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении, закреплении и обобщении материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся.

Как уже было мною замечено, единой классификации игровых технологий не существует, у некоторых методистов она многопланова, у других сжата, или один и тот же игровой прием имеет разное содержание. Например, у одних методистов театрализованная игра это один из видов ролевой игры, у других - совершенно самостоятельный метод. В целом, изучив ряд литературы, и особенно опираясь на таких авторов как Н.К. Ахметов, Ж.С. Хайдарова,

Г.К. Селевко я сделала следующую классификацию по игровым технологиям.

Содержание игровой технологии:

Классификация игр по признакам:

  • по целям

  • по числу участников

  • по характеру отражения действительности.

Классификация по игровой методике:

  • Имитационные

  • Символические

  • Тренинговые

  • Ролевая игра

  • Деловая игра: игра-обсуждение, игра-исследование, маршрутная игра

  • Ретроспективные: формально-реконструктивные, формально-конструктивные, неформально- конструктивные

Описание каждой из игр

Имитационные

Ассоциируются с игровым моделированием той или иной сферы труда (имитация реальности)

Символические

Основаны на четких правилах и игровых символах;

Тренинговые

1) настольные игры (домино, лото, поле чудес и др.; 2) игры на основе алгоритма (ребусы, кроссворды, шарады, головоломки) 3) сюжетные с воображаемой ситуацией на основе тренинга ("неотосланная депеша", расшифровка иероглифов, найди ошибку и др.)

Ролевая игра:

внеклассная ролевая игра;

проблемно-дискуссионная.

Это процесс создания игрового мира с погружением в него игрока как самостоятельной личности.


Проблемно-дискуссионная

В ее основе лежит воображаемая ситуация в прошлом, но при этом все действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы. В игре предполагается спор участников, учитель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные вопросы, распределяет роли участников. Ученики же в этой игре призваны решить проблему с позиций своих персонажей, причем заранее неизвестен результат решения данного вопроса. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно "движение" каждого ученика в разработке проблемы.


Деловая игра:


Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с исторической обстановкой, ученик получает в ней роль только нашего современника или потомка, изучающего исторические события (археолога, писателя, журналиста). Выделяют подвида такой игры: игра-обсуждение, игра-исследование, маршрутная игра.

Игра-обсуждение

В процессе такой игры воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, симпозиумы ученых, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.). В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге.

Игра- исследование

Строится на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от игры-обсуждения основана на индивидуальных действиях "героя", который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии.

Маршрутная игра

(заочная экскурсия)

Маршрутная игра - это особая форма урока, когда дети переносятся в прошлое и "путешествуют" по нему в определенной пространственной среде (прогулка по древнему городу, плавание по реке и др.). 

Ретроспективные (также встречается термин "реконструктивная", от слов "ретро"- воспоминание о прошлом, "реконструкция"-воссоздание):


В ходе этой игры моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является "эффект присутствия" и принцип исторической беллетристики - "так могло быть". Как справедливо заметил психолог А.Н. Лук, в такой игре подростку "удается прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее" (А.Н. Лук. Эмоции и чувства. М, 1972).

Школьник для такой игры, как правило, придумывает имя, факты биографии, профессию, социальное положение своего "героя", и даже в ряде случаев готовит костюм, продумывает внешний облик. При этом школьник должен иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа. Ретроспективные игры помогают ученику "войти" в историческое время, почувствовать "колорит эпохи", "увидеть" конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени.

Не все ретроспективные игры одинаковы, поэтому они делятся на подвиды:

  • формально-реконструктивные

  • формально-конструктивные игры

  • неформально- конструктивные игры


формально-реконструктивные

(театрализованные представления)

Игры-иллюстрации исторического события, документально воссоздающие обстановку, соответствующую определенной эпохе (по-иному такие игры называют театрализованными представлениями)

формально-конструктивные игры

(театрализованные игры)

Театрализованная игра – игра, где в моделируемой ситуации тексты персонажей не прописаны заранее, а их составляют сами дети. Главным ее отличием является более широкая импровизация участников игры (они же и очевидцы событий прошлого). Однако, в данной игре театрализованное действие все же приближено к той эпохе, о которой идет речь и которая изучается. Модернизация прошлого здесь не допускается. Поэтому необходима общая программа или сценарий игры, которого придерживаются все участники. Данный тип игры отличается от театрализованного представления и большим количеством вовлеченных в игру участников. Актером здесь может стать любой ученик (по- другому театрализованные игры);

неформально- конструктивные игры

(ролевые игры дискуссионного характера)


Игры, которые дают больший простор воображению и деятельности участников, которые могут отступить от четкого сюжета (регламента), канонизации персонажей (ролевые игры дискуссионного характера)

Так как использование игровых технологий является одним из способов формирования ключевых компетенций, то соответственно возникает вопрос: Что же есть компетенция, компетентность и какие существуют виды ключевых компетенций?

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Единой классификации ключевых компетенций в учебно-методической литературе не существует, но есть некие общие, не признать которые невозможно:

  • информационные,

  • коммуникативные,

  • социально-трудовые

  • ценностно-смысловые

  • учебно-познавательные

  • общекультурные

  • компетенции личностного самосовершенствования

  • компетенция чтения и понимания текста

Использование игровой технологии может формировать следующие компетенции:

  • Информационные компетенции (при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире);

  • Коммуникативные компетенции (включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, задать вопрос, вести дискуссию, владеть устной и письменной речью, родным языком, иметь навыки публичных выступлений и др.);

  • Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

  • Компетенция чтения и понимания – анализ и понимание текстов, умение определять цель написания данного текста, выделять главную мысль, определять адресат, стиль написания, свой смысл прочитанного, кратко выражать содержание.

Использование данной технологии дает следующие результаты:

  1. Повышению качества знаний обучающихся.

  2. Развитие интереса обучающихся к изучению истории родного края, активизация их познавательной деятельности.

  3. Повышение уровня сформированности ключевых компетенций (информационные, коммуникативные, учебно-познавательные, компетенция чтения и понимания).

  4. Повышение уровня сформированности универсальных учебных действий.

  5. Обобщение и систематизация собственного опыта педагога.

  6. Рост профессионального мастерства педагога.

  7. Создание сборника сценариев занятий с применением игровых технологий при изучении истории и обществознания.























































Исходя из данных педагогической классификации урок-игра и игра во внеурочной деятельности по предмету имеют определенную структуру.


Основные структурные компоненты урока-игры:

- постановка учебной задачи;


- решение поставленной задачи;


- контроль;


- проверка знаний.

Меняется только форма. Сама же организация игр в процессе обучения должна соответствовать следующим требованиям:


1) игра должна быть увлекательна и интересна;

2) игра должна вызывать у студента только положительные эмоции;

3) игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной подготовке учащихся;

4) развивать умения, знания и навыки учащихся в учебной деятельности;

5) игровой материал должен быть построен логически и должен постоянно усложняться по мере усвоения;

6) в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками.

7) учитель - активный участник игры, а не сторонний наблюдатель.


Роль учителя и учеников в игре

Учитель истории может выступать в игре в следующих игровых ипостасях: « 1) инструктора, который сводит свою роль к минимуму - объяснению правил игры и последствий игровых действий; 2) судьи-рефери, который поддерживает ход игры, контролирует соблюдение игровых правил, оценивает деятельность ребят; 3) тренера -который дает задания, делает подсказки, оказывает помощь по ходу игры, подбадривает детей и поддерживает игровую ситуацию; 4) председателя-ведущего, который дает импульс к игре и регулирует весь ход игры, в своих руках держит все игровые действия участников, подводит итоги и сопоставляет моделируемую ситуацию с реальной обстановкой» (М.В. Кларин. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М, 1994).

 

Учащиеся в игре выступают в следующих ролях: актеры, зрители, эксперты. Актеры принимают участие в сценах, проговаривают тексты ролей. Зрители изучают дополнительную литературу, выполняют задания и принимают участие в обсуждении. Эксперты анализируют игру и каждого участника в отдельности, сравнивают моделируемую ситуацию с реальной.

 

Опыт использования игровых технологий во внеурочной деятельности




Итоги, значение данного проекта и го перспективы



Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.    В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.    Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).    Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие.

Обоснование необходимости инклюзивного образования:

  • обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени;

  • анализ того, что отвечает истинным интересам каждого ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (например, в интернатах, школах-интернатах) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей;

  • анализ данных говорит о том, что социальные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми;

  • в тех случаях, где ресурсы ограничены, результат может быть достигнут без дополнительных ресурсов, если отношение и поведение участников поддерживают методологию инклюзии.

   Важно знать некоторые ключевые принципы инклюзивного образования именно для того чтобы не "импортировать" систему в другую культуру и сообщество, а реализовывать свои собственные идеи на основе общих принципов:

  • дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский школу;

  • программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в российской практике "комбинированному") детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду;

  • методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);

  • все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;

  • индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;

  • инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом;

В заключение:

  • все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии - если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты;

  • все дети могут учиться - мы должны создать подходящие условия для их обучения;

есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье» ( По материалам Альянса правозащитных организаций "Спасите детей" ("Save the children")

( Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.

Компетенция в переводе с латинского
competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия "компетенция" и "компетентность":

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В дальнейшем, там где это возможно и необходимо, мы будем пытаться разделять данные понятия, имея в виду под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).

Общеобразовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, а только к тем, которые охватывают основные образовательные области и учебные предметы. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных. Заметим, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими.

Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

В комплексности образовательных компетенций заложена дополнительная возможность представления образовательных стандартов в системном виде, допускающем построение
четких измерителей по проверке успешности их освоения учениками. С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетенции представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов.

Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

Определив понятие образовательных компетенций, следует выяснить их иерархию. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), мы предлагаем трехуровневую иерархию компетенций:

1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется нами на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Перечень ключевых компетенций дан нами в самом общем виде и нуждается в детализации как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование общих ключевых компетенций. Следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности.

Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.)
(Доклад "Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов"
Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва)

Общеучебные умения, навыки, способы деятельности сопряжены с двумя предыдущими элементами общепредметного содержания стандартов. Они являются деятельностным воплощением в стандарте изучаемых объектов и знаний, элементами общего механизма взаимодействия ученика с социальным опытом человечества. Именно умения, навыки, способы деятельности вместе с ключевыми компетенциями находят свое воплощение и конкретизацию в Требованиях к уровню подготовки выпускников разных ступеней.

Для удобства представления и реализации образовательных стандартов, общеучебные умения, навыки и способы деятельности группируются в блоки соответствующих личностных качеств, подлежащих развитию:

1) когнитивные (познавательные) качества - умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.;

2) креативные (творческие) качества - вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств, движений; прогностичность; критичность; наличие своего мнения и др.;

3) оргдеятельностные (методологические) качества - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.;

4) коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др.

5) мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умения определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п.

Перечень данных групп качеств опирается на целостное представление ученика как человека, имеющего физическую, эмоциональную и интеллектуальную составляющую, а также ценностную, духовно-нравственную основу жизнедеятельности. Поэтому данные качества личности являются сквозными по отношению к перечисленным группам качеств.
(Доклад "Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов"
Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва)



Литература

1. Н.К. Ахметов, Ж.С. Хайдаров. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985

2. Семенов В.Г. Динамическая классификационная модель игры. Киев, 1984

3. Г.К. Селевко, А.В. Басов. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование, Ярославль, 1991; Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. М., 1998).

 Инновационная карта.


Тема инновации: «Формирование и развитие компетентностей обучающихся как следствие развития и расширения компетентностей педагога».


Характеристика нововведения

1

Классификация нововведения


1.1. По сфере обновления


1.1.1. Содержание образования:


1.1.2. Методики обучения (технологии)

+


1.1.3. Организация образовательного процесса

+


1.1.4. Система воспитательной работы

+


1.2. Вид нововведения


1.2.1. Развитие своего опыта

+


1.2.2. Освоение чьего-то опыта

+


1.2.3. Освоение научной разработки

2

Инноватор (ФИО, специальность): Кожухарь Эльвира Васильевна, учитель истории и обществознания.

3

Научный руководитель (при наличии):

4

Классы и количество учащихся, участвующих в реализации нововведения: 10а,б – 38чел., 9а,б,г - .

5

Сроки реализации нововведения: декабрь 2009г. - май 2011г.

6

Проблема, на решение которой направлена инновация: в соответствии с комплексным проектом модернизации образования (раздел 3, пункт 3.3.) и новыми федеральными государственными стандартами к 2015 году все учебные программы и методы обучения должны быть обновлены с использованием элементов компетентностного и деятельностного подхода, но в настоящее время отсутствуют специальные программы, учебные пособия и методические разработки к ним.

7

Цель инновации: формирование учебно-дидактической базы, обеспечивающей освоение игровых технологий и форм учебной работы, способствующих овладению обучающимися ключевыми компетенциями, универсальными учебными действиями и овладение педагогами формами и методами компетентностного обучения в условиях инклюзивного образования.

8

Краткое содержание нововведения:


Содержание деятельности

Ожидаемый результат

Срок

1

Курсы повышения квалификации Живое право и последние РЦРО, ТОИПКРО

Удостоверения

2009-2010г.

2


Работа в составе ВПТГ «Компетнтностный подход в обучении»

1.Определены группы компетенций учащихся, развиваемых при изучении разных предметов, педтехнологии для развития компетенций обучающихся, уровни компетенций и критерии их оценки.

2.Разработана система мониторинга формирования компетенций.

3.Разработаны компетентностные задачи.

4.Участие и выступления на семинарах разного уровня по теме нововведения.

2008-2011 уч.г.

Участие в группе по реализации инициативного проекта « Формы урочной и внеурочной работы и их учебно-методическое обеспечение в условиях реализации программ направленных на формирование компетенций обучающихся в рамках учебных предметов»

1.Приобретен опыт разработки инновационного проекта.

2.Методичесие разработки уроков.

3.Разработаны компетнтностные задачи и поурочные планы.

2008-2010 уч.г.

3

Разработка проекта «Игровые технологии на уроках истории и обществознания как один из способов формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях инклюзивного образования».

Представление проекта на экспертизу.

Декабрь 2009 –ноябрь 2010г.

5

Реализация проекта «Игровые технологии на уроках истории и обществознания как один из способов формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях инклюзивного образования».

1.Разработка инновационной карты проекта.

2.Освоение игровых технологий.

3.Систематизация и обобщение собственного опыта работы.

4.Изучение и анализ методической литературы по теме проекта.

5.Разработка сценариев уроков.

6.Открытые мероприятия по представлению опыта работы.

7.Участие в семинарах разного уровня по теме проекта.

8.Участие в профессиональных и ученических конкурсах.

9.Подготовка сборника сценариев уроков.

Декабрь 2009 –декабрь 2011г.


Отчет (анализ) об освоении и внедрении технологий компетентностного обучения.

1.Статья, методические разработки уроков с применением технологий компетентностного обучения, разработанные компетентностные задачи в сборнике учебно-дидактических материалов.

2.Сформированные ключевые компетентности обучающихся.

3.Презентация результатов работы в проекте.

Декабрь 2011г.


9

Способы диагностики результатов инновационной практики:

  • Участие обучающихся в конкурсах разного уровня.

  • Мониторинг владения ключевыми компетентностями и универсальными учебными действиями обучающихся.

  • Сертификаты и дипломы по результатам участия в профессиональных и ученических конкурсах.

  • Анкетирование.

  • Статья, методические разработки, сценарии уроков.

10

Форма представления опыта: Статья, методические разработки, сценарии уроков, представление результатов инновации на семинарах различного уровня.





Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

      1. 1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
      2. 2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

3. Учебный материал используется в качестве ее средства.

Приложение №1

Логическая программа педагога, работающего над исследовательской темой


п/п

Логика исследования в системе вопросов


Структура исследования в понятиях

диалектической логики


1.


Почему данная тема взята для исследования?

Актуальность темы:

- важность;

- значимость;

- злободневность.



2.


Что подлежит подробному изучению?

Что будет приниматься во внимание?

Предмет и объект исследования

Предмет - ограниченные по содержанию явления (процессы), подлежащие обстоятельному изучению в теории и на практике.

Объект - род тех явлений (процессов), из которых выделен предмет.



3.

В чем заключается проблема?

На какой вопрос предстоит ответить?

Проблема исследования

Противоречие в предмете исследования, выделенное как самое актуальное.

Проблемный вопрос - форма выражения актуального противоречия.


4.

Каким может быть предположительный ответ на проблемный вопрос?

Гипотеза

Предположительный ответ на проблемный вопрос, который подлежит проверке и доказательству.



5.




Какова цель исследования?

Теоретическая цель

Представление того, что должно быть открыто в конце исследования.

Практическая цель

Мысленное представление того, что должно быть изобретено или усовершенствовано в конце исследования.



6.



Каковы задачи исследования?

Теоретические задачи

«Дерево» частных целей, которые должны обеспечить достижение конечной цели.

Практические задачи

«Дерево» частных задач, решение которых должно обеспечить достижение конечной цели.


7.


Каковы методы исследования?

Эксперимент

Изменение содержания и способов деятельности, обеспечивающее доказательство гипотезы решения поставленных задач и достижение конечной цели.



8.


Каковы приемы выявления результатов исследования и критерии оценки?

Наблюдение:

-включенное;

-внешнее;

-анализ продукции и анализ документации;

-интервью; анкетирование; беседы;

-методы статистической обработки материала и т.д.


9.

B какой форме будут представлены результаты исследования?

Доклад на научно-практической конференции (сообщение строго по теме).


20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!