Музейная педагогика в изучении иностранных языков
(на базе экспозиций музеев государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»)
Параца Оксана Владимировна, МБОУ Гимназия № 21
Музейная педагогика – это область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Появление музейной педагогики относится к началу ХХ века и сейчас оформляется в отдельную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. Существует несколько направлений в педагогической деятельности музеев, в частности: эстетическое, историко-художественное, социально-ориентированное и гуманитарно-междисциплинарное, которое рассматривает искусство во взаимосвязи с учебными гуманитарными дисциплинами – музыкой, литературой и историей. В этом списке отсутствует дисциплина иностранный язык, но использование объектов изобразительного искусства вполне оправдано при изучении целого ряда тем, входящих в программу данного учебного предмета.
Использование ресурсов ГМО «Художественная культура Русского Севера» в преподавании иностранных языков позволяет решить сразу несколько задач учебного процесса, включая выполнение программы в части регионального компонента.
Список тем, при изучении которых можно использовать ресурсы объединения, достаточно велик. Важно отметить, что привлечение ресурсов музеев возможно на любом этапе обучения. Очевидным плюсом выбора музеев местом проведения урока или уроков является влияние места и реальных исторических объектов. К сожалению, при планировании уроков с использованием музейных экспозиций необходимо учитывать зависимость от школьного расписания и по этой причине не стоит отказываться от мультимедийных презентаций, созданных на материале экспозиций городских музеев.
Музейная экспозиция «Портрет в старинном интерьере» хорошо подходит для проведения серии уроков или заключительного урока по теме «Мой дом». Урок может представлять собой экскурсию по музею на иностранном языке и интерактивные задания, при выполнении которых ученики смогут продемонстрировать уровень владения языком по данной теме.
Описание внешности и характера человека является одной из тем, где использование наглядности является неотъемлемой частью урока. Музей Изобразительных Искусств обладает замечательной коллекцией портретов, созданных в разные периоды и разными мастерами. Поскольку в экспозиции представлены детские портреты и портреты взрослых разного возраста, то становится возможным использование разнообразного лексического материала. Одной из форм работы с портретами по этой теме может стать не только описание внешности, но и характера изображённого человека. Использование портретов исторических личностей становится возможным при изучении темы «Знаменитые люди».
Одни из самых наглядных занятий можно разработать по темам «Природа» и «Погода». Использование картин Айвазовского И.К., Левитана И.И., Шишкина И.И. и других художников не только способствует развитию эстетического восприятия у школьников младших классов, но и позволяет включить задания междисциплинарного характера. Например, помимо описания пейзажей известных мастеров, учащимся предлагается нарисовать свой пейзаж и составить по нему рассказ. Особое внимание следует уделить знакомству учащихся с пейзажами северных художников Борисова А.А., Писахова С.Г. и Тыко Вылки. Изучение темы природы на средней ступени обучения с использованием работы вышеназванных художников способствует воспитанию у учащихся чувства любви к родному краю, развитию бережного отношения к природе. Учащиеся старших классов могут поработать над этим материалом самостоятельно: подготовить детальное описание одной из картин, экскурсию по залам музеев, рассказ о жизни и творчестве художников.
Экспозиция музея ИЗО позволяет говорить о влиянии Русского Севера на творчество целого ряда знаменитых художников (Кончаловский П.П., Переплётчиков В.В., Серов В.А., Коровин К.А., Архипов А.Е. и др.), работы которых представлены в музее изобразительных искусств. При подготовке урока по данной теме можно включить мультимедийную презентацию, где будут представлены работы, написанные на Севере, но хранящиеся в других музеях страны, а также предложить перевод высказываний этих художников о нашем крае.
Изучая темы «Россия» или «Мой город» мы уделяем особое внимание выполнению части регионального компонента. Говоря о нашем городе, мы, так или иначе, говорим о его истории. Учащимся можно предложить подготовить небольшое сообщение о нашем городе с использованием изображений акварельных работ Галямина В.Е., на которых запечатлён Архангельск в 19 веке. Работа может представлять исследование, в котором учащиеся сравнивают места, изображённые на акварелях с их современным видом. Такая сравнительная характеристика позволит в необычной форме повторить времена английского глагола. Рассказ может включать Past Simple для обозначения дат строительства, формы Continuous для обозначения продолжительности строительства, времена группы Present для рассказа о современной ситуации, предложения с after, before, while , Passive Voice т.д.
Также возможно создание цикла уроков по теме «Изобразительное искусство». На базе экспозиции музея ИЗО, обладающего обширной и разнообразной коллекцией, возможно ознакомление с лексикой по данной теме: название жанров, направлений, используемых материалов и терминов техники письма. Формы работы могут быть самые разные: от стандартной экскурсии на языке с выполнением заданий по ходу экскурсии до создания собственной экскурсии по залам музея.
Говоря об иконописи, как об одной из форм изобразительного искусства мы имеем возможность наглядно ознакомиться с иконами, представленными в залах музея, поговорить о технике исполнения и канонах письма, обращая внимание на особенности северных икон.
Использование музейных экспозиций в преподавании иностранных языков, не только расширяет кругозор, позволяет свободнее ориентироваться в экспозициях музеев, развивает эстетическое восприятие, но и дает возможность описывать культуру родного края средствами иностранного языка.