Чернышова Е.А.
учитель высшей категории
МБОУ «СОШ № 3 г. Мамадыш»
Кекишева Н.Ю.
учитель высшей категории
«МБОУ СОШ № 4 г. Мамадыш»
Реализация авторской инновационной программы работы с одаренными детьми на уроках технологии
«Не бывает неталантливых учеников, бывают бездарные учителя». Эту фразу сегодня можно смело считать девизом современного школьного образования. Поиск и выявления талантливых и одаренных детей, дифференцирование их в группы высокой обучающей результативности, распространение педагогического опыта в сфере работы с такими детьми являются важнейшими задачами образования. Работа с одаренными и талантливыми детьми – одно из ведущих направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагающих разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. Работа по выявлению и раскрытию потенциала обучаемых поддерживается государством и имеет статус национальной значимости.
Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо выяснить, что же понимается под термином «одаренность»? Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово “одарённость” следующим образом: “То же, что талантливый…”. А уж талантливый - “…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Эти определения дают точную установку, что каждый человек, особенно ребенок, имеет потенциал, основанный на определенных чертах характера, особенностях психомоторики и физиологии, типа характера. Импульсивные дети-«разведчики», усидчивые исследователи, медлительные и щепетильные «техники», чуть отрешенные интуитивисты, умеющие точно выбрать из вариантов развития процесса самый результативный. И это лишь поверхностный, видимый анализ одаренности. В процессе педагогической деятельности мной были выявлены устойчивые типы одаренности учеников по следующим признакам:
Имеют более высокие интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Учителя технологии, предмета, требующего от ученика концентрации внимания, знаний и специальных навыков, нуждаются в специальной методике определения одаренности и дифференцирования обучаемых в группы, с целью получить наиболее высокие результаты в развитии творческих и исследовательских возможностей. В связи с этим нами разработана программа «Одаренные дети».
Цель программы: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи:
Выявление и отбор одаренных, талантливых и способных детей, создание условий для развития творческого потенциала личности учащихся;
Создание системы внеурочной работы научного общества учащихся.
Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
Организация системы исследовательской работы учащихся.
Принципы работы с одаренными детьми:
Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности.
Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружок.
Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Принципы работы с ОД продиктовали создание системы диагностики, включающей в себя современные глубокие методы определения интеллектуальных и личностных характеристик: анкетирование, опрос; собеседование; тестирование; творческие работы; метод прогнозирования;
метод исследования проблемы. Объединение результатов в единую карту позволяет создать Банк одаренных детей, включающий не только отличников по всем предметам, но и детей с особыми показателями в отдельных предметах и даже группы, обладающие высокой мобильной творческой активностью в создании проектов, участии в конкурсах.
Этап диагностики важен для формирования дальнейшей работы с ОД.
Формы работы с одаренными детьми:
групповые занятия с одаренными учащимися, предметные кружки, кружки по интересам, конкурсы, участие в олимпиадах, работа по индивидуальным планам, исследовательская деятельность и участие в научно-практических конференциях.
Ожидаемые результаты:
Формирование системы работы с одаренными учащимися, творческая самореализация учащихся, развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, формирование навыков эффективного общения.
Предполагаемые результаты:
увеличение количества детей, проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
повышение качества образования и воспитания школьников в целом.
Из опыта работы понимаешь, что наиболее эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение. На современном этапе перед предметом «Технология» стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными. Для реализации этого можно использовать технологии: объяснительно-иллюстрированного, личностно-ориентированного обучения, коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, компьютерные, учебно-игровой деятельности, дифференцированного обучения, проектной деятельности, здоровьесберегающие на уровне отдельных элементов и в системе. В своей работе мы активно используем такое направление технологии как проектная деятельность. Исследовательские проекты по технологии практикуем на всех ступенях обучения, учитывая особенности и методику исследования. В итоге, в каждом классе своей школы выделяем группу увлеченных ребят и привлекаем их к подготовке олимпиад, проектов, конкурсов.
С ними проводим дополнительные занятия, на которых обсуждаем методику исследования. Это способствует сохранению у ребенка интереса к предмету на протяжении всего школьного обучения. И как результат, в старших классах учащиеся обладают навыками проектной и исследовательской работы. Учащиеся представляют свои исследовательские проекты на олимпиадах, научно-практических конференциях.
Результативность применения данной программы проявляется в активном участии детей в предметной олимпиаде, в республиканских конкурсах, исследовательских работах, в которых они ежегодно занимают призовые места.
В заключение хотелось бы сказать, что в современной психологии нет единого общепринятого метода диагностики одаренности. Поскольку одаренность человека – это многоликий феномен. Разработано много различных методов диагностики одаренности детей. Какие бы методики при этом не использовали, как бы всесторонне их не анализировали, вероятность ошибки нельзя исключить. Поэтому главным принципом психодиагностики должен быть принцип: «Не навреди!»
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальных классах на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребенка, тем легче и быстрее становится формирование собственной самооценки. Поэтому необходимо постоянно выявлять одаренных и способных детей, стимулировать ее развитие.
Талант - это дар божий, который надо сохранить и приумножать. И в каждом человеке есть своя «изюминка», свое неповторимое «Я», поэтому, развивая систему работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей всех учащихся.