СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Некоторые аспекты подготовки к написанию исторического сочинения на уроках истории в средней школе".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Некоторые аспекты подготовки к написанию

исторического сочинения на уроках истории в средней школе.

 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Некоторые аспекты подготовки к написанию исторического сочинения на уроках истории в средней школе".»

Некоторые аспекты подготовки к написанию

исторического сочинения на уроках истории в средней школе.



Историческое сочинение стало нововведением в контрольных измерительных материалах 2016 года. Теперь школьникам предлагается написать краткое сочинение - изложение о предлагаемом периоде отечественной истории.

В течение предыдущих лет Единый государственный экзамен по истории завершался сочинением – характеристикой исторической личности, что само по себе проще, учитывая способность человека запоминать интересные факты о той или иной персоналии. В условиях современного ЕГЭ по истории характеристика исторической личности в сокращенном варианте входит в алгоритм написания исторического сочинения. Кроме того, существует достаточное количество разработанных памяток и тренажеров по составлению характеристики исторической личности, а также опубликованное в широком доступе большое количество самих характеристик непосредственно.

С историческим сочинением сложнее. За достаточно короткий период времени необходимо восстановить в памяти, систематизировать и сообщить материал о достаточно большом историческом периоде.

На мой взгляд, целесообразно отрабатывать механизмы алгоритма создания исторического сочинения начиная с 5 класса. Причем, как показал опыт работы с таблицами – тренажерами, целесообразно постепенно отрабатывать разные шаги алгоритма. Такой способ представляется наиболее результативным – школьники шаг за шагом отрабатывают технику выполнения соответствующих учебных задач, они понимают, что должно получиться в результате.

Изначально мы пошли более сложным путем. Мы с ребятами попробовали на примере небольшого по времени исторического периода (а именно, параграфа, посвященного конкретной теме или событию) поработать с таблицей-тренажером полностью. Результат получился не совсем удовлетворительным. Главная сложность состояла не столько в ограничении временем урока и тем, что школьники не успели выполнить задание, а больше в том, что у преобладающего большинства не достаточно сформированы навыки работы с проблемными вопросами, составлением исторического описания, исторической оценкой события и т.д. Все те составляющие исторического сочинения, которые в целом и дают положительный результат на ЕГЭ, вызвали трудности в осмыслении: как это задание выполнить и что будет в итоге.

Поэтому, в рамках уроков в 5, 6, 7 классах обучающимся предлагаются разные задания, направленные на отработку навыков алгоритма написания исторического сочинения. Как правило, это одно-два задания, чередующиеся друг с другом.

Например, в 6 классе, работая по теме «Образование Древнерусского государства» ребята выполняли задания по материалам параграфа: 1) Прочитать текст параграфа, выделить и записать в тетради краткие характеристики трех-четырех исторических персоналий, сыгравших, на Ваш взгляд, наиболее важную роль в процессе становления Древнерусского государства (указать имя, годы правления, роль в данный период истории);

2) Прочитать текст параграфа, выделить и записать в тетради самые важные исторические события, которыми отмечен данный период истории.

Ввиду того, что самым сложным для школьников является установление причинно - следственных связей и историческая оценка событий, подобные задания сначала выполняются в форме индивидуальной и групповой работы: устно формулируем, обсуждаем в группах, затем в классе, записываем совместно получившийся результат в тетради. Затем прочитываем записи и подчеркиваем 5-6 самых важных слов, прочитываем эти слова и пробуем выполнить задание, имея в памяти только выделенные слова. И здесь успешность обучающегося во многом зависит от его личного словарного запаса и умения составлять устный рассказ с опорой на ключевые слова. Последним пунктом выполнения задания является обсуждение проблемных моментов, какие сложности возникали или остались. Этот метод эффективен для решения многих исторических задач.

В 7 классе задания еще более подробны, учитывая специфику курса «История России». Например, одно из заданий на уроке звучало так: «Составьте и запишите в тетради развернутую характеристику понятия «Боярское правление» (исторический период, участники, основные события, цели и значение)». Подобные задания мы выполняли и ранее, во время изучения курса «История Нового времени», они в целом не представляют сложности, однако, многие ошибочно начинают переписывать текст параграфа, тратя время отнюдь не на отработку навыков. Поэтому мы пошагово выполняем это задание, сначала устно, затем каждый записывает, что понял и осмыслил, после этого выполняем сравнительный анализ и обмен информацией, чаще всего, в парной работе.

Вся работа по конструированию исторического сочинения, а также образцы таблиц - тренажеров основана на учебно-методическом пособии Н.И.Вурста «Историческое сочинение. Новое задание на ЕГЭ» (Ростов – на – Дону, 2017). Разработки указаны в Приложении № 1 к данному материалу.

Подводя итог, следует отметить, что успешность школьников при выполнении задания № 25 ЕГЭ по истории зависит от двух составляющих: владение историческими материалами и умение четко и быстро выполнять исторические задачи, из которых собственно и состоит алгоритм создания исторического сочинения. Целесообразно, отрабатывать эти навыки, начиная с 5 класса, в рамках уроков школьной программы, на основании материалов параграфов.











Приложение № 1


Исторические события (явления, процессы)


Исторические личности(1-3) и их роль в данный период истории


Причинно-следственные связи


Историческая оценка событий


Исторические термины, понятия




Нашествие персидских войск

Исторические события (явления, процессы)

Процесс подготовки обеими сторонами к войне.

  1. Афиняне построили 200 триер - военных кораблей.

  2. 30 эллинских государств создали союз, чтобы вместе обороняться от персов.

  3. В 460 г. до н.э. Ксеркс отправился с войском (пешие и флот) на Элладу, построив мост длиной более 1 км через пролив между Европой и Азией (пролив Геллеспонт: карта с. 162), вторглись в Северную Грецию.

  4. Бой в Фермопильском ущелье 480 г. до н.э. (спартанское войско во главе с царем Леонидом совершило подвиг: «Триста спартанцев») – победа персов (с. 267 мет. Рек).

  5. Персы разрушили и сожгли Афины.

  6. Саламинское сражение - победа греков, погиб флот персов.

  7. Битва при Платеях - победа греков, разбита сухопутная армия персов.


Исторические личности(1-3) и их роль в данный период истории

Фемистокл – афинянин, заседал в Народном собрании, был участником Марафонской битвы, предложил собранное на рудниках серебро не делить, а строить военные корабли и советовал полисам объединиться для борьбы с персами.

Ксеркс – сын Дария I, властитель Персидской державы.

Причинно-следственные связи

Афиняне были горды Марафонской победой, но понимали, что впереди новые бои с персами. Чтобы отстоять свою независимость, греческим городам нужно было забыть о внутренних раздорах, объединить свои силы и создать одно большое мощное войско. Командование войском поручили спартанцам, т.к. у них была самая мощная пехота, гоплиты.

Персы: Ксеркс, сын Дария I, объявил, что закончит дело, начатое отцом, и сожжет Афины. Огромное войско персов состояло из покоренных народов, многих в бой гнали кнутами.

Историческая оценка событий

Греки отстояли свою независимость.

Греки создали морской союз и объединили свои флоты. Союз захватил в свои руки торговые пути, по которым с берегов Черного моря привозили зерно, рабов и другие товары.

Исторические термины, понятия

Триера – древнегреческий военный корабль с тремя рядами весел и 180 гребцами, развивал скорость до 18 км/ч, был очень маневренный.

Фермопильское ущелье – это узкий проход между горами и морем, единственный на суше путь из Северной Греции в Среднюю.

Гоплиты – тяжеловооруженные древнегреческие воины – пехотинцы, сражались отрядом-фалангой по 8-25 рядов, вооружались за свой счет.

Становление Древнерусского государства

Исторические события (явления, процессы)

Процесс создания Древнерусского государства.

События:

  1. В начале X века большинство союзов племен восточных славян во главе с князьями вели между собой постоянную борьбу.

  2. После смерти в Новгороде Рюрика в 879 г. его малолетний сын Игорь и родственник Олег перенесли столицу в Киев, перед этим захватив город.

  3. 882 год – объединение городов Новгород и Киев – условная дата образования Древнерусского государства. Олег расширил территории государства, укрепил внешнеполитическое могущество Руси и заботился о безопасности границ.

  4. Походы на Константинополь – с 860 г. до 944 г. Заключение мирных договоров в 911 г. (Олег) и в 944 г. (Игорь), регулировали вопросы торговли и порядок прибытия русов в Византию и их пребывания в Царьграде.

  5. Во время правления Игоря было сохранено единство Руси; заключен договор с печенегами и военно-торговый союз с Византией.

  6. После гибели князя Игоря его жена Ольга правила Древнерусским государством; организовала борьбу с древлянами и покорила их. Во время правления княгини Ольги были укреплены дипломатические связи с Византией и был изменен порядок сбора дани: были точно определены размеры дани (уроки) и места сбора дани (погосты). Князь стал объезжать население по точно определенному маршруту и в установленный срок.

  7. В 957 г. княгиня Ольга первая принимает христианство в Византии.

  8. Святослав Игоревич подчинил племена вятичей, Волжскую Булгарию, Дунайскую Булгарию, разгромил Хазарский каганат, отражал набеги печенегов (см. карту с. 47 учебника). В результате войны с Византией потерял земли в Булгарии, был убит печенегами.


Исторические личности(1-3, и более) и их роль в данный период истории

Олег (Вещий) (прав. 879 – 912 г.г.) – родственник Рюрика, получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил Древнерусским государство до достижения совершеннолетия князя Игоря.

Игорь (прав.912-945 г.г.) – сын Рюрика

Ольга (прав.945-964 г.г.) – жена князя Игоря, после его гибели правила Древнерусским государством; организовала борьбу с древлянами и покорила их.

Святослав (прав. 964-972 г.г.) – один из первых русских князей, прославился как полководец, совершавший дальние походы, был язычником (см. документ с.45 учебн.)

Причинно-следственные связи

Развитие хозяйства, рост городов, расслоение общества →процесс складывания государства.

Новгород и Киев - важнейшие пункты торгового пути «из варяг в греки» → контроль над этим путем давал киевским князьям преимущества в борьбе за подчинение народов Восточной Европы.

Богатейшая столица Византии – Константинополь (Царьград) → желанная военная добыча для русов.

Развитие торговли →возникновение поселений →превращались в города → в городах собирались торговцы и ремесленники, люди из разных племен →потребность в единых правилах жизни →возникали местные княжения, т.е. территории, где признавалась власть одного князя.

При Святославе завершился процесс объединения восточнославянских племен.

Историческая оценка событий

В VIII-X в.в. на территории Восточно-Европейской равнины проживали племенные союзы восточных славян. Эти народы имели общие верования и сходный уклад жизни. Они общались между собой, вели оживленную торговлю. Но на этой огромной территории не было единого государства.

Чтобы оно возникло, потребовалось сочетание двух причин:

  1. Внутренней потребности племен в объединении;

  2. Внешней угрозы.

С развитием торговли возникли города, а вместе с ними и необходимость в появлении органов власти, способных регулировать отношения между людьми и защищать торговые интересы и территории славян от врагов.

Главным содержанием деятельности первых русских князей были:

  1. Объединение всех восточнославянских племен под властью князя киевского;

  2. Завоевание заморских рынков для русской торговли охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам;

  3. Защита границ русской земли от нападений кочевников.

Исторические термины, понятия

Государство – это объединение людей, которые живут на определенной территории и признают высший авторитет центральной законной власти во главе с правителем; в государстве единая армия, единые законы и единые налоги.

Князь – правитель у восточнославянских племен, который являлся высшим авторитетом для защиты важнейших проблем и споров, обеспечивал безопасность своего народа и управлял государством вместе с дружиной (войском).

Дань – выплата населением князю определенной части доходов и продуктов.

Торговый путь «из варяг в греки» (см. карта в учебн. С .47) – торговый путь по рекам от Балтийского до Черного морей с конечным пунктом в Византии: р. Нева – Ладожское озеро -р. Волхов – озеро Ильмень – р. Ловоть – волоком до притоков Днепра – р.Днепр – Черное море – Византия.

Полюдье - объезд князем с дружиной подвластной территории с целью сбора дани.




Вопросник – тренажер к уроку в 7 классе

«Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады».

  1. Составьте и запишите в тетради развернутую характеристику понятия «Боярское правление» (исторический период, участники, основные события, цели и значение).

  2. Составьте и запишите в тетради краткую характеристику исторического деятеля – Ивана IV (имя, даты жизни; описание внешности, основные черты характера; дела и поступки, выводы).

  3. Составьте и запишите в тетради краткую характеристику исторического события – Московского восстания 1547 года: причины и значение.

  4. Составьте и запишите в тетради определения понятия «Избранная рада».

  5. Составьте и запишите в тетради краткую характеристику Реформ Избранной рады (цель, основные направления реформ, итоги и значение).