СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Работа с учащимися с ОВЗ (ЗПР) по развитию навыков общеучебной деятельности (мониторинг)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предназначена для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ (ЗПР). В статье предлагается простой алгоритм действий обучения детей навыкам учебной деятельности, а также предлагается удобный мониторинг отслеживания эффективности результатов педагогической деятельности, который может осуществляться как учениками, так и педагогом.  

Просмотр содержимого документа
«Статья Работа с учащимися с ОВЗ (ЗПР) по развитию навыков общеучебной деятельности (мониторинг)»

Учитель биологии

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №3» п. Арамиль

Баева Любовь Ивановна


Работа с учащимися с ОВЗ (ЗПР) по развитию навыков общеучебной деятельности (мониторинг)

Система формирования навыков общеучебной деятельности у учащихся должна формироваться, начиная с начальных классов. Однако, учитывая особенности детей с ОВЗ (ЗПР), следует помнить, что такие навыки у этих детей формируются дольше, чем у остальных детей и перевод навыков в умения также требует большего времени отработки.

Следует чётко различать понятия «умения» и «навыки».

Умение — это готовность выполнять действие (А.В. Усо­ва); способность выполнить работу качественно, в новых ус­ловиях и в определенные сроки (К.К. Платонов); возможность выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать (Педагоги­ческая энциклопедия). Модификаций термина «умение» мно­го. Эффективность выполнения действия - вот главное.

Навык - это автоматизированное сознательное действие человека, характеризующееся высокой мерой усвоения; дей­ствие, доведенное до автоматизма, то есть видимость выпол­нения «само собой» (там же). Имеется несколько определе­ний понятия «навык», но суть содержания навыка - в смысле слов «автоматизм» (промежуточный результат формирования умения) и «автоматизированный» (конечный результат фор­мирования и применения на практике).

Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

  1. способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  2. умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

  3. преодоление импульсивности, непроизвольности;

  4. умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

  5. умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

  6. умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

  7. умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

  1. целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

  2. готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);

  3. формирование основ оптимистического восприятия мира.

В случае недостаточной сформированности этих умений у учащихся к началу второй ступени, что часто наблюдается у детей с ОВЗ (ЗПР), следует продолжить их развитие и закрепление.

Как итог ученики должны овладеть этими показателями на уровне навыков. Также овладеть навыками учения как социально значимой деятельности и понимание себя как субъекта этой деятельности, активно и самостоятельно ставящего себе цели, успешно их достигающими. Использовать результаты учения в социальной практике. Овладеть культурой учебного труда, сложными умениями, навыками и привычками. Уметь занять разную условную позицию в совместной деятельности.

А теперь основной вопрос – как этого достигать педагогу? Практика показывает, что действовать с детьми с ОВЗ (ЗПР) по следующему алгоритму:

Следует действовать при обучении любому учебному навыку в три этапа:

  1. предлагается вариант работы, например, с текстом учебника, дается конкретный образец действия и все указания по его выполнению, например – озаглавить абзацы, составить схему или синквейн, составить план и т.п. В начале даётся какой-то один вид деятельности;

  2. затем после выполнения задания, рассматриваются варианты выполнения работы учащимися, обсуждаются итоги, корректируются ошибки. Это умение в течение нескольких повторений переводится в навык;

  3. в следующий раз также отрабатываем навык другого вида действий до доведения его до способности учеников пользоваться навыком на уровне автоматизма;

  4. следующий этап – введение в образец задания по самостоятельному выбору учениками способа выполнения задания.

Таким образом, мы сможем действовать системно, и ученики смогут освоить набор учебных навыков. Затем применяем эту технику развития навыков к другим видам работ.

Для того, чтобы убедиться в том, что ученики освоили данные навыки можно предложить оценить самим ученикам уровень освоения навыков, используя их порфолио.


Мониторинг усвоения навыка целеполагания - самооценка

Вопросы

Вид действия

Озаглавление абзацев

Составление вопросов к тесту

Составление сисквейна к тесту

Составление плана текста

Я знаю, как выполнить это действие

1 балл

1 балл



Я умею выполнять это действие с помощью инструкции

2 балла

2 балла



Я умею выполнять это действие самостоятельно

3 балла

3 балла




Примечание – таблица является примерной, виды действий могут быть иными, также таблица может быть продолжена

Мониторинг усвоения навыка целеполагания – оценка учителя


Характеристика уровней освоения навыков



ФИО учащихся












Уровни










1 уровень - Неумение выполнять несколько действий в определенной последовательности. Выполнение отдельных учебных действий по инструкции

и по образцу.










2 уровень - Понимание и выполнение учебной задачи, поставленной учителем. Выполнение ряда учебных действий по инструкции, образцу. Самостоятельная постановка учебных задач. Осознание структуры учебной деятельности в целом и самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому. Различение способа и результата учебной деятельности, осознанный поиск разных способов решения










3 уровень - Гибкость и мобильность учебной задачи и способов учебной деятельности. Выход из учебной деятельности в самообразование. Выполнение учения как социально значимой деятельности и понимание себя как субъекта этой деятельности, активно и самостоятельно ставящего себе цели. Использование результатов учения в социальной практике. Овладение культурой

учебного труда, сложными умениями, навыками и привычками. Умение занять разную условную позицию в совместной деятельности











Сравнение самооценки учащихся и оценки учителя навыков планирования




Вид контроля

Входной контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Дата






ФИО ученика

Оценка ученика

Оценка учителя

Оценка ученика

Оценка учителя

Оценка ученика

Оценка учителя

Оценка ученика

Оценка учителя

Оценка ученика

Оценка учителя






































































































Сравнение самооценки учащихся и оценки учителя

Входной контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Оценка ученика

Оценка учителя

Оценка ученика

Оценка учителя

Оценка ученика

Оценка учителя

Оценка ученика

Оценка учителя

Оценка ученика

Оценка учителя
































Уровни усвоения навыков учебной деятельности


1 уровень

Низкий уровень

2 уровень

Средний уровень

3 уровень

Высокий уровень

Использованы источники:

  1. http://festival.1september.ru/articles/631169/

  2. http://talskol.ru/formirovanie-regulyativnyx-universalnyx-uchebnyx-dejstvij-u-uchashhixsya-s-ovz-v-usloviyax-inklyuzivnogo-obrazovaniya/

  3. Айсмонтас Б.Б., Педагогическая психология, М., Владос Пресс, 2002

  4. Баева Л.И. «Рефлексивная модель развития субъектности учащихся на уроке», 23.03.2015 г. http://multiurok.ru/aramil-biologiy/files/rieflieksivnaia-modiel-razvitiia-subiektnosti-uchashchikhsia-na-urokie.html (система отработана автором и представлена на различных уровнях)