В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Стандарты второго поколения ориентированы на результат: личностные (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, система ценностей – отношение к себе, другим, к образовательному процессу и его результатам); предметные (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.); метапредметные (усвоение УУД и воспитание основ умения учиться).
Уметь учиться — это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения, или учебную деятельность. Поэтому учащиеся должны понимать, что такое учебная деятельность, какова ее роль, какие есть средства и способы освоения новых знаний, как следует взаимодействовать друг с другом и с педагогом, какова роль педагога, должны рефлектировать свой опыт пребывания в учебной деятельности. Именно в действии порождается знание.
При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями: восприятие информации; анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации); запоминание (создание образа); самооценка.