СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Воспитание детей - это, прежде всего, воспитание себя".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своем выступлении на НПК по Гуманной педагогике мне хотелось обратить внимание на то, что воспитанием детей должны заниматься не только учителя, но и родители! Надоело слышать, что во всём виноваты учителя. не пора ли и родителям заняться воспитанием своих детей...

Просмотр содержимого документа
«статья "Воспитание детей - это, прежде всего, воспитание себя".»

Воспитание детей - это, прежде всего, воспитание себя.

«Воспитывая других, мы воспитываем

прежде всего и самих себя.»

Н.Н. Островский

Тема воспитания никого не оставляет равнодушными, ни воспитателей, ни воспитуемых. У всех есть свое мнение на этот счет и свои претензии друг к другу. За всю нашу историю существования накоплено столько знаний, что нынешнее поколение должно быть просто идеальным. Но!.. Происходит совершенно обратное.

Ни для кого не будет откровением, что наши дети копируют поведение или своих родителей, или бабушек и дедушек, или своих кумиров. Но мало кто понимает, что именно наше поведение и есть воспитание наших детей. Что бы мы им не говорили, какие бы классические или новомодные системы воспитания не опробовали бы на своих детях и учениках, всё равно истина всегда была и будет в том, что за образец дети берут поведение взрослых. На курсах повышения квалификации в 2003 году Ванда Станиславовна Лисицкая (учитель школы № 31 г. Пензы) говорила о том, что учёные Санкт-Петербурга доказали, что воспитание социально-нравственных качеств у ребёнка распределяется следующим образом: социально-нравственные качества

20 % (воспитываются) 80 % (заложено генетически)

50 % (мамой) 32 % (папой) 15 % (окружающей средой) 3 % (школой)

47% (если нет папы, то эти % переходят к %

окружающей среды)

А как мы знаем, сейчас почти 50 % семей воспитывают своих детей без одного родителя (в основном без папы). Какие напрашиваются выводы? Отнюдь, не утешительные. На школу, а точнее на нас, учителей, возлагают большую ответственность, с которой мы часто не только не согласны, но и затрудняемся выполнить. Довольно сложно, имея в своём «арсенале» влияние только на 3 %, воспитать у ребёнка достойные социально-нравственные качества личности и культуру общения. Поэтому мы непросто должны, но и обязаны взять себе в помощники родителей! Научить их общаться не только со своими детьми, но и друг с другом.

Любой психолог скажет, что основы человека, его психика, мотивы поведения закладываются в детстве, а точнее в семье. И когда мы учим ребенка, что надо не обманывать, соблюдать обещания, не грубить, но при этом на глазах у ребенка ссоримся, ловчим, изворачиваемся и лжем, то наши нравоучения производят совершенно обратный эффект.

Сейчас молодежь часто называют «потерянным поколением». Но кто его «потерял»? Ответ напрашивается сам собой… Это мы с вами! От нас, взрослых, часто можно услышать фразу «Я его (её) так не воспитывал!» При этом в понятие воспитания мы вкладываем свои нравоучения, а также кружки или секции, куда водили своих детей. Но воспитание - это только наш жизненный пример, наша жизнь! Сейчас все жалуются, что дети не хотят учиться, не хотят общаться, сидят с утра до вечера в интернете. И мы начинаем осуждать, ненавидеть и обвинять своих детей. Мы превращаем себя в страдальцев, измученных собственными детьми, и при этом еще ностальгически вздыхаем: «вот в наше время всё было по-другому».

Но что видят наши дети? И к чему им теперь стремиться? Они уже понимают, что наши ценности лживы и ненадежны. Но другого мира для них нет! Только тот, который создали мы, взрослые. Поэтому дети закрываются в лучшем случае в виртуальном мире интернета, а в худшем - уходят в наркотики. В результате наблюдаем апатию и депрессию среди молодежи, не говоря уже о суицидальных попытках и самом суициде. Становится страшно! Из всего этого можно сделать только один вывод - прежде чем требовать от детей, нам нужно измениться самим. Дырявую лодку, которую можно соотнести с современным миром, не спасешь. Надежнее стараться плыть к берегу, пока есть силы и возможности. И самое главное – строить мир на новых взаимоотношениях: любви, добра, поддержки, взаимопомощи и взаимопонимания.

У нас давно уже нет дефицита материальных благ. Зато есть единственный дефицит – это дефицит доверия друг другу и любви. В таком мире жить невозможно, и мы теряем доверие своих детей. Ведь чему можно научиться у взрослых, которые создали такой неприглядный мир? Лев Толстой написал по этому поводу еще два века назад «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?»

Так как же нам надо жить? Об этом было сказано тысячелетия назад «не делай другому то, что ненавистно тебе». Желание использовать ближнего, вырванная любой ценой прибыль, никогда не оправдают грядущих катастроф – ни экономических, ни экологических, а самое главное – внутренних, человеческих.

Каждому из нас хочется честных отношений, поддержки, стабильности. Осталось только соединить наши желания и распространить их на окружающих, подавая пример друг другу. И не только ради себя, но ради наших детей и внуков. И это будет самая лучшая система воспитания. Воспитание детей – это ежечасное и ежеминутное занятие. Недавно муж моей подруги сказал: «Как детей мы воспитаем, так и они будут воспитывать своих. Все наши беды от недостатка воспитания, все забыли про семью, любовь к ближнему, культуру поведения и сейчас пожинаем свои плоды. Поведение наших детей отражает культурный и морально-этический образ нашего общества. Нечего на зеркало пенять...»

Я считаю, что основой воспитания должна быть любовь. Ведь «Любовь – творец всего хорошего, возвышенного, сильного, теплого и светлого. Ребенок, … чувствуя любовь родителей,… постарается слушаться их, чтобы не огорчать, и если он провинится благодаря своей подвижности, своей детской живости, то сам будет жалеть об этом…» (Ф.Э. Дзержинский). Уважение к ребенку, тепло и доброжелательность воспитывают в нем благодарность, нежность и признательность на всю жизнь. Вот уже 27 лет я воспитываю своих учеников и собственных детей. Надеюсь, что моя любовь помогла и помогает им стать достойными людьми. Так приятно встречать своих бывших учеников или их родителей и слышать слова благодарности за воспитание. Недавно я встретила преподавателя университета моей младшей дочери (она обучала и старшую мою дочь) и она спросила меня: «Как вам удалось воспитать таких замечательных дочерей?» Ответ с моих губ слетел сам собой «я их ЛЮБЛЮ»! На что она ответила: «Да все своих детей любят». Видимо, любовь бывает разной!.. Согласитесь, не такие уж и сложные требования к взрослому. В основе терпение, внимание и, конечно же, любовь. В процессе взаимодействия с детьми, испытывая желание воспитать их, мы невольно воспитываем самих себя! Мы учимся от детей многому! А самое главное – любви!

И как же приятно, спустя многие годы, посмотреть на свое повзрослевшее дитя, порадоваться, испытать родительскую гордость и услышать слова благодарности в свой адрес. Любите детей не «слепой», а реальной любовью!