СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Деловая игра как метод развития трудовых навыков детей с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной задачей воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество. Неотъемлемой частью  которой является воспитание трудолюбия, потребности в труде.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Деловая игра как метод развития трудовых навыков детей с ОВЗ"»

Деловая игра как метод развития трудовых навыков детей с ОВЗ

Харитонова Кира Георгиевна,

МОКУ АШ-И №28

г.Якутск

Главной задачей воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество. Неотъемлемой частью которой является воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности у детей-сирот, развивать интерес к разным формам труда, учить культуре труда. Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают затруднения в овладении элементарной культурой труда, в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и инструментов, умение пользоваться выбранными инструментами, осуществление действий в определенной последовательности и оценке результатов труда. Это обусловлено неумением детей с умственной отсталостью самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды. Определенное значение имеет также сниженная активность таких детей, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально – волевой сферы.

В школе-интернате для детей-сирот с ОВЗ привитие трудовых навыков является одним из ведущих направлений работы педагогов, начиная с формирования санитарно-гигиенических умений и заканчивая профориентацией. Ребенок с нарушением интеллекта, погруженный в посильную трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.

Учителя и воспитатели применяют различные формы и методы трудового воспитания, профподготовки. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления о жизни и профессиях, о пользе и результатах их труда. В нашей школе-интернате третий год реализуется общешкольная программа «Ориентир», нацеленная на подготовку учащихся к овладению рабочими профессиями.

Так, на коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога происходит знакомство с профессиями бытового обслуживания, таких как: обувщик, швея, сантехник, столяр, парикмахер и т.д. Занятия проходят в игровой форме и носят практическую направленность, способствуют формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность. Тренируют память, внимание, активизируют восприятие и обогащают общие сведения и представления.

В старших классах широко применяется метод деловой игры. Впервые использовала в обучении игровой метод (деловую игру) М.М. Бирштейн в 1932 году в Ленинграде. Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Активность учащихся проявляется ярко, носит продолжительный характер, игровая технология «заставляет» их быть активными.

Деловая игра – это метод имитации рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Педагогическая цель деловой игры – активизировать мышление учащихся, повысить самостоятельность будущего специалиста, подготовить детей к практической профессиональной деятельности. Применение деловых игр позволяет отработать профессиональные навыки участников. Кроме того, это дает возможность оценить: уровень владения этими навыками; особенности мыслительных процессов (стратегическое, тактическое, аналитическое мышление, умение прогнозировать ситуацию, умение принимать решения и пр.); уровень коммуникативных навыков; личностные качества участников.

С 2010 года в школе проводится авторская деловая игра «Дорога в будущее» (соц.педагог Дьячковская Е.С.). С 2016 года Харитонова К.Г. ввела деловую игру «Все работы хороши – выбирай на вкус», сначала как проект по самообразованию, затем на уроках домоводства. Объединив работу учителей технологии, домоводства, соц.педагога, провели школьный конкурс среди учащихся 6-9 классов.

В апреле 2018г. на базе нашей школы провели первый Городской конкурс «Все работы хороши – выбирай на вкус» среди учащихся коррекционных школ VIII вида.

Цели и задачи конкурса:

- Привлечение внимания учащихся с ОВЗ, к осознанному выбору будущей профессии.

- Помощь в социально – трудовой адаптации воспитанников школ-интернатов для детей с ОВЗ.

- Развитие творческих способностей у воспитанников с ОВЗ.

- Продвижение в подростковой среде ценностей труда, профессионализма.

Конкурс проводился по III этапам:

I этап – Домашнее задание. Команда школы должна подготовить творческое задание: инсценировку, песню, стихотворение или танец о любой профессии.

II этап – Теоретический. Проводится в виде «Своей игры». Команды отвечают на вопросы, связанные с профессиями - повар, швея, парикмахер, столяр.

III этап – Практический. Участники команд делятся на группы соответственно профессиям. Выполняют практические задания по технологическим картам. В этом году мы выбрали профессии повара, швеи, парикмахера, столяра.

В конкурсе приняли участие четыре городские школы. Команда нашей школы уверенно заняла первое место благодаря реализации профориентированных проектов педагогов, факультативам, программе «Ориентир».

Преимущества деловой профориентационной игры:

· позволяет сократить время накопления трудового опыта;

· дает возможность пробовать себя в разных профессиях, отработать трудовые навыки, дает варианты решения поставленных проблем и т.д.;

· это реальный для участника процесс, показывает динамику развития сюжета деловой игры, формирование профессиональной ситуации;

· позволяет формировать у воспитанников целостное представление о профессии;

· позволяет приобрести положительный социальный опыт (работа в группе, коллективное принятие решений и т.п.).

Таким образом, формирование трудовых умений и навыков посредством применения метода деловой игры благотворно влияет на уровень развития детей с ОВЗ. Разумно организованный труд позволяет синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей и позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации.

Список литературы:

1. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1985.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003.

3.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – АРКТИКИ, 2002.

4. Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Учебное пособие. Красноярск, - 2006.

5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.

6. Ловчева Л. В. Деловая игра как один из активных игровых методов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016.


Церемония открытия I Городского конкурса

«Все работы хороши – выбирай на вкус»




I тур – Домашнее задание учащихся

Р(С)КШ-И №2



I тур – Домашнее задание учащихся АШ-И №28

I тур – Домашнее задание учащихся

С(К)ОШ-И №34



I тур – Домашнее задание учащихся

С(К)ОШ-И №4



II тур – «Своя игра»





III тур – «Практический». Работают парикмахеры.



III тур – «Практический». Юные столяры.



III тур – «Практический». Наши девочки будущие мастера швейного дела!



III тур – «Практический». Кулинария.



Победители и призеры I Городского конкурса

«Все работы хороши – выбирай на вкус».