Деловая игра как метод развития трудовых навыков детей с ОВЗ
Харитонова Кира Георгиевна,
МОКУ АШ-И №28
г.Якутск
Главной задачей воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество. Неотъемлемой частью которой является воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности у детей-сирот, развивать интерес к разным формам труда, учить культуре труда. Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают затруднения в овладении элементарной культурой труда, в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и инструментов, умение пользоваться выбранными инструментами, осуществление действий в определенной последовательности и оценке результатов труда. Это обусловлено неумением детей с умственной отсталостью самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды. Определенное значение имеет также сниженная активность таких детей, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально – волевой сферы.
В школе-интернате для детей-сирот с ОВЗ привитие трудовых навыков является одним из ведущих направлений работы педагогов, начиная с формирования санитарно-гигиенических умений и заканчивая профориентацией. Ребенок с нарушением интеллекта, погруженный в посильную трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.
Учителя и воспитатели применяют различные формы и методы трудового воспитания, профподготовки. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления о жизни и профессиях, о пользе и результатах их труда. В нашей школе-интернате третий год реализуется общешкольная программа «Ориентир», нацеленная на подготовку учащихся к овладению рабочими профессиями.
Так, на коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога происходит знакомство с профессиями бытового обслуживания, таких как: обувщик, швея, сантехник, столяр, парикмахер и т.д. Занятия проходят в игровой форме и носят практическую направленность, способствуют формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность. Тренируют память, внимание, активизируют восприятие и обогащают общие сведения и представления.
В старших классах широко применяется метод деловой игры. Впервые использовала в обучении игровой метод (деловую игру) М.М. Бирштейн в 1932 году в Ленинграде. Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Активность учащихся проявляется ярко, носит продолжительный характер, игровая технология «заставляет» их быть активными.
Деловая игра – это метод имитации рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Педагогическая цель деловой игры – активизировать мышление учащихся, повысить самостоятельность будущего специалиста, подготовить детей к практической профессиональной деятельности. Применение деловых игр позволяет отработать профессиональные навыки участников. Кроме того, это дает возможность оценить: уровень владения этими навыками; особенности мыслительных процессов (стратегическое, тактическое, аналитическое мышление, умение прогнозировать ситуацию, умение принимать решения и пр.); уровень коммуникативных навыков; личностные качества участников.
С 2010 года в школе проводится авторская деловая игра «Дорога в будущее» (соц.педагог Дьячковская Е.С.). С 2016 года Харитонова К.Г. ввела деловую игру «Все работы хороши – выбирай на вкус», сначала как проект по самообразованию, затем на уроках домоводства. Объединив работу учителей технологии, домоводства, соц.педагога, провели школьный конкурс среди учащихся 6-9 классов.
В апреле 2018г. на базе нашей школы провели первый Городской конкурс «Все работы хороши – выбирай на вкус» среди учащихся коррекционных школ VIII вида.
Цели и задачи конкурса:
- Привлечение внимания учащихся с ОВЗ, к осознанному выбору будущей профессии.
- Помощь в социально – трудовой адаптации воспитанников школ-интернатов для детей с ОВЗ.
- Развитие творческих способностей у воспитанников с ОВЗ.
- Продвижение в подростковой среде ценностей труда, профессионализма.
Конкурс проводился по III этапам:
I этап – Домашнее задание. Команда школы должна подготовить творческое задание: инсценировку, песню, стихотворение или танец о любой профессии.
II этап – Теоретический. Проводится в виде «Своей игры». Команды отвечают на вопросы, связанные с профессиями - повар, швея, парикмахер, столяр.
III этап – Практический. Участники команд делятся на группы соответственно профессиям. Выполняют практические задания по технологическим картам. В этом году мы выбрали профессии повара, швеи, парикмахера, столяра.
В конкурсе приняли участие четыре городские школы. Команда нашей школы уверенно заняла первое место благодаря реализации профориентированных проектов педагогов, факультативам, программе «Ориентир».
Преимущества деловой профориентационной игры:
· позволяет сократить время накопления трудового опыта;
· дает возможность пробовать себя в разных профессиях, отработать трудовые навыки, дает варианты решения поставленных проблем и т.д.;
· это реальный для участника процесс, показывает динамику развития сюжета деловой игры, формирование профессиональной ситуации;
· позволяет формировать у воспитанников целостное представление о профессии;
· позволяет приобрести положительный социальный опыт (работа в группе, коллективное принятие решений и т.п.).
Таким образом, формирование трудовых умений и навыков посредством применения метода деловой игры благотворно влияет на уровень развития детей с ОВЗ. Разумно организованный труд позволяет синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей и позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации.
Список литературы:
1. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1985.
2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003.
3.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – АРКТИКИ, 2002.
4. Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Учебное пособие. Красноярск, - 2006.
5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.
6. Ловчева Л. В. Деловая игра как один из активных игровых методов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016.

Церемония открытия I Городского конкурса «Все работы хороши – выбирай на вкус» |

I тур – Домашнее задание учащихся Р(С)КШ-И №2 |

I тур – Домашнее задание учащихся АШ-И №28 |

I тур – Домашнее задание учащихся С(К)ОШ-И №34 |

I тур – Домашнее задание учащихся С(К)ОШ-И №4 |


III тур – «Практический». Работают парикмахеры. |

III тур – «Практический». Юные столяры. |

III тур – «Практический». Наши девочки будущие мастера швейного дела! |

III тур – «Практический». Кулинария. |

Победители и призеры I Городского конкурса «Все работы хороши – выбирай на вкус». |