Дидактические игры на уроке (из опыта работы учителя биологии и химии)
Дидактическую игру, как метод обучения, я использую с традиционными методами и приемами.
Использование этого метода актуально, так как он позволяет повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим, интерес к предмету. Игры позволяют решить главную проблему, стоящую перед современной школой – нежелание детей учиться, большую информационную загруженность. В процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколько раз, превышающий обычный урок.
Проведение игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал.
Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности: коммуникативность, компетентность.
В своей работе я применяю следующие виды дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках биологии:
«Отгадай»
Используется при изучении систематики в 6-7 классе.
А) Один ученик задумал животное, а остальные учащиеся задают вопросы, чтобы угадать задуманное животное. По ответам «Да» или «Нет», они должны отгадать.
Б) На доске список из пяти растений или животных, один ученик уходит из класса, а потом заходит и задает классу вопросы. По ответам «Да» или «Нет», он должен угадать.
«Узнай растение»
Методика: ученик получает гербарный лист и определительную карточку.
Задание? Определить род растения и записать или устно рассказать порядок определения.
«Напиши послание»
Используется при обобщении знаний по теме «Членистоногие» (7 класс).
Каждому ряду выдается лист, на котором записано название одного класса членистоногих. За минуту, передавая лист, нужно написать признаки, животных этого класса. Победит тот, на чьем ряду правильно и полно ответят ребята.
«Горячий стул»
Проводится на этапе закрепления знаний по теме «Мышцы» (8 класс).
Работа с терминами. Ученик сидит на стуле спиной к доске. Учитель пишет на доске слово: мышца, брюшко мышцы, фасция, поперечнополосатая мышечная ткань, головка мышцы. Учащиеся характеризуют термины по очереди, не называя ключевого слова. Ученик должен определить его.
«Лото биологическое»
Основные отряды, классы, типы - можно использовать на обобщающем уроке: Растения, Животные и т.д.
Для старших классов больше подходят деловые игры. Они моделируют реальную производственную, научную или иную «взрослую» деятельность.
«Видимо-невидимо» - игровая форма проведения словарной или терминологической работы. Можно по 4-6 человек, в парах. На доске вывешивается плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким шрифтом, вдоль и поперек написано 15-20 слов. Время для запоминания 40-60 сек. Плакат закрывается, записываются запомнившиеся слова. Команды обмениваются листками, взаимопроверка.
«Собрать фразу» - группа получает абзац учебника или страницу, и вписывает на бумажную полоску фразу, например, самую сложную, трудную, каверзную. И разрезает на 5-8 частей. Учебники закрываются и группы обмениваются заданиями. После выполнения листки проверяются. Эту игру можно при изучении нового материала, повторении, при закреплении пройденного.
На уроках химии:
«Восстанови пропущенное»
В клетках игрового поля записаны знаки химических элементов, некоторые из них отсутствуют. По заданным критериям определить отсутствующие элементы.
«Продолжи ряд»
Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд.
«Убери лишнее»
В предложенных рядах присутствуют «лишние» формулы. Согласно задания вычеркнуть их.
«Заполни поле»
Игровые карточки-задания представлены в виде таблиц, имеющих верхнее и нижнее поля, при этом верхнее поле заполнено может быть формулами (или реагентами реакций), а нижнее поле должен заполнить ученик соответствующими названиями (или продуктами реакций). «Крестики-нолики». Также карточки-задания представлены в виде заполненных табличек (соли, кислоты, основания). Ученик должен вычеркнуть правильный ряд.
«Парадокс»
Игра учит детей на слух воспринимать названия веществ и быстро ориентироваться в возможности их взаимодействия. Учитель или играющие команды задают вопросы по определенной теме. Вопросы должны быть продуманы заранее, они могут быть каверзными, тавтологическими или просто шуточными. Например, что произойдет, если растворить хлорид натрия в соленой воде? (Ничего. Это одно и то же вещество).
«Толстые» и «тонкие» вопросы»
Изначально учитель объясняет суть игры — учит, как составлять «тонкие» и «толстые» вопросы, опираясь на текст учебника (возможно, при объяснении нового материала) и объясняет, какие на них должны звучать ответы. «Толстый» вопрос подразумевает развернутый ответ, а «тонкий» — односложный. Также эту игру можно применять и на других этапах урока.
В настоящее время одним из важных этапов современного урока выделяют этап рефлексии, который иллюстрирует обратную связь «Ученик — учитель». Здесь возможно использование таких игровых форм, как стихотворные — написание синквейна, диаманты, кластера, лимерика; рисунок; составление рекламного объявления, текста телеграммы; вопросы для интервью.
Опыт работы позволяет мне сделать вывод, что дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса. Ученик овладевает не только системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире, «научиться учиться».