СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Эстетическое воспитание на уроках физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Эстетическое воспитание на уроках физики" позволит использовать культурное наследие с целью привлечение внимания и расширения кругозора учащихся на уроках физики.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Эстетическое воспитание на уроках физики"»

МБОУ Каменная СОШ



Эстетическое воспитание учащихся

на уроках физики в условиях внедрения современных

образовательных технологий

 «Целью познания является  - найти

такие формулы, такую простейшую

 систему законов, которая являлась

 как бы ключом ко всему многообразию

природы:  тогда наука создала бы

для нас мир, полный  огромного эстетического

достоинства».

А.В. Луначарский







Физика - наука естественная, фундаментальная, ее строгий язык описания позволяет получить максимально емкое и точное знание об объекте исследования. Предполагается, что школьный курс физики должен являться не только источником фундаментальных знаний о явлениях природы, но и вносить существенный вклад в развитие ученика, формировать у него диалектическое мышление, научить ориентироваться в шкале культурных ценностей.
      Все средства эстетического воспитания на уроках физики можно разбить на три группы: наглядно-декоративные; вербально - акустические; структурно- логические.
     К первой группе можно отнести создание красивой обстановки учения: эстетика интерьера кабинета физики, наглядных пособий, записей на доске и т. д. Ко второй группе - использование музыкального фона на уроке, мысленный эксперимент и т.д. И к последнему средству относятся красота физических теорий, законов, формул, эстетика межпредметных связей, вывод формул, плана решения задач и т.д.
     На уроках я часто подчеркиваю важность органов чувств человека для наблюдения за явлениями природы, одновременно указываю на то, что, полагаясь на одни только органы чувств, при определенных обстоятельствах можно легко ошибиться. Пример - известные оптические парадоксы или опыты по восприятию степени нагретости тела па ощупь. Оживляю изложение материала и облегчаю понимание разбором знакомых ученикам из повседневной практики примеров, используя слайды, картины художников, отрывки из прозы. Например при изучении темы в 7 классе «Агрегатные состояния вещества» использую рассказ М. И. Пришвина «Кочки оттаивают» или при изучении темы «Криволинейное движение» в 9 классе при решении задач по данной теме использую отрывок из произведений Ершов «Конек - горбунок» и Пушкина А. С. «Руслан и Людмила». На лучших образцах художественной литературы кроме расширения кругозора, активизации мышления, возбуждения интереса, решается задача эстетической организации культуры учащихся.
     Конечной целью эстетического воздействия является формирование человека с чуткой, красивой душой, здоровыми вкусами, с творческим умом и глубокими знаниями. А такие уроки не могут не стать толчком для духовного и нравственного роста молодого человека, для зарождения у него искр познания, самых чистых и светлых чувств, которыми только и жива душа человека. Необходимость совершенствования качества учебно-воспитательной работы в целом, и, в частности, эстетического воспитания, вызвала мое решение о разработке и экспериментальной проверке единой системы эстетического воспитания учащихся в средней школе.

В настоящее время в базовых школах внедряется всеобщее обязательное обучение искусствам в школе. “Если в 1–3-х классах мы сумеем дать детям основы художественного воспитания, в 4–7-х – художественную грамотность, владение многообразными средствами изображения, то в старших 8–10-х классах мы должны привить молодежи основы художественной культуры”.

Эстетическое воспитание осуществляется и на уроке, и системой внеклассных мероприятий (беседы и лекции, групповая и кружковая работа, НОУ, организованное посещение учащимися художественных и краеведческих музеев, походы и экскурсии). Стараюсь показать детям искусство как живое и радостное проявление жизни через уроки физики, сделать их яркими, нескучными, запоминающимися.

Физика – наука естественная, фундаментальная, ее строгий язык описания позволяет получить максимально емкое и точное знание об объекте исследования. В новых учебных программах значительное внимание уделяется методам научного познания, что необходимо для формирования научного мировоззрения.

Научный метод исследования как таковой подразделяется на эмпирический и теоретический, а эмпирический, в свою очередь, выделяет:

– наблюдение – восприятие явлений действительности с поставленной целью;

– описание – сведения о наблюдаемых объектах, зафиксированные с помощью средств языка;

– измерение – возможность сравнения различных объектов, по каким – либо признакам;

– эксперимент – наблюдение, которое производят в специально созданных условиях, позволяющих восстановить ход явлений при их повторении.

В современной естественно-научной картине мира имеет место саморазвитие, в ней обязательно присутствует человек и его мысль. Эта картина эволюционна и необратима, а естественно-научное знание в ней неразрывно связано с гуманитарным.

Предполагается, что школьный курс физики должен являться не только источником фундаментальных знаний о явлениях природы, но и вносить существенный вклад в развитие ученика, формировать у него диалектическое мышление, научить ориентироваться в шкале культурных ценностей. При этом активизация самой познавательной деятельности учащихся относится к числу наиболее существенных проблем современной педагогической науки и учительской практики.

На уроках я часто подчеркиваю важность органов чувств человека для наблюдения за явлениями природы, одновременно указывая на то, что, полагаясь на одни только органы чувств, при определенных обстоятельствах можно легко ошибиться. Пример – известные оптические парадоксы или опыты по восприятию степени нагретости тела на ощупь.

Чрезмерная абстрактность учебного материала приводит к потере интереса к предмету.

Оживляю изложение материала и облегчаю понимание разбором близких и знакомых моим ученикам из повседневной практики примеров, используя слайды, фотографии, картины художников, музыку, отрывки из прозы и поэтические строки.

Проверка закона Бойля-Мариотта , причины возникновения цвета камней, найденных в горах и у реки Чир, уравнение Бернулли, изменение макропараметров (P, V, T) системы в разных точках маршрута, определение влажности воздуха, причины появления или отсутствия эха, шум листьев и водопада, образования радуги, игра света и тени – вот небольшая часть качественных и экспериментальных задач по физике. А если такие уроки (на природе или в классе) сопровождаются еще и рассказом из истории, чтением отрывка из произведений прозаиков или поэтов – будете уверены, что дети эту тему запомнят надолго.

Эстетическое развитие надо рассматривать на составную часть общего психического развития ребенка. Эстетическое восприятие, как полное содержательное освоение предмета, имеет 2 стадии: первая стадия – “живое созерцание”, первоначальная эмоциональная увлеченность, непосредственное переживание явления действительности или искусства; вторая стадия – “абстрактное мышление”, обдумывание, анализ.

Необходимо обращать особое внимание на формирование способностей, являющихся условиями успешного выполнения определенных видов деятельности: общие, специальные (литературные, математические, художественные и др.) и практические. Некоторые исследователи считают, что наука разрушает красоту, поэзию и восприятие жизни: например, научное объяснение природы света разрушает поэтическое восприятие радуги. Наука – это область человеческой деятельности, результатом которой является система знаний об окружающем мире, законы его развития. Результат художественного освоения – реалистическая картина мира в его целостности, в художественных образах. Таким образом, и наука, и искусство имеет один общий объект – материальный мир и в совокупности дают реалистическую картину развития природы и общества; научное и художественное познание представляют собой две стороны единого целого, взаимопроникающие, взаимодополняющие друг друга, ведь и в научном исследовании нужна фантазия, изобретательность, умение угадывать, интеллектуальные и эстетические чувства. Экспериментально доказано, что творчески мыслящие учащиеся отличаются от детей, просто способных к усвоению знаний, большей глубиной и богатством течения чувств. Способность к творческой деятельности предполагает сочетание интеллекта и богато развитой чувственной среды.

Особое место в достижении единства эстетического образования и воспитания занимает наглядность. Она вводится в процессе преподавания с целью достижения полного и правильного понимания учащимися научных вопросов, закрепления знаний, возбуждения воображения, эмоционального состояния, для повышения интереса, увлеченности материалом урока.

Известны 3 вида наглядности: предметная, изобразительная, звуковая. В современном учебном процессе все большее значение приобретает применение технических средств. С появлением информационно-коммуникационных технологий на образовательный процесс оказывается существенное влияние. Использование мультимедийного проектора и интерактивной доски позволяет более эффективно управлять учебным процессом, влиять на его результат. Меняется эстетика урока. В руках учителя мощный инструмент для большей привлекательности занятий. Оживляются схемы в задачах на движение, развивается наблюдательность, внимание, наглядно-образное мышление, формируются навыки анализа и синтеза: устанавливается причинно-следственные связи. Цветовое оформление урока существенно влияет на его эстетику, на настроение учащихся. Звуковая иллюстрация является дополнительным каналом информации.

Весь урок должен быть построен таким образом, чтобы он вызывал интерес у учащихся, стремление быть активным и самостоятельным во всех направлениях, в т. ч. в отношении к искусству и вопросам эстетического воспитания. Принцип всесторонности требует создания обстановки, соответствующей развитию прекрасного, широкого использования труда в эстетическом воспитании, осуществления эстетического воспитания средствами природы в процессе преподавания каждого учебного предмета, его специфическими средствами, проведения художественно – образовательной работы в области всех видов искусств.

Сочетание теоретических знаний по физике и в области эстетики с овладением практическими и художественными навыками позволяет поднять общий и культурный уровень ученика, расширить его кругозор и интересы, подготовить к осуществлению системы эстетического воспитания на уроках физики и во внеурочной работе.



Учитель физики : Касаркина О.В.