Формирование приёмов самоконтроля и самооценки у обучающихся 4 класса на уроках математики в процессе решения текстовых задач.
В.Ю. Илюшина
КГБПОУ “Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького”
Научный руководитель: А.М. Кондрашов, преподаватель
В пункте 12.4. ФГОС НОО указано, что предметные результаты изучения учебного предмета «Математика» должны быть ориентированы на осознание обучающимися математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и обеспечить ряд умений, в том числе и умение, решать текстовые задачи.
В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психологических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребенка. Поэтому первоочередной задачей педагога является воспитание у детей способности к самоорганизации, регуляции и оценке своей деятельности, прежде всего учебной. Психологи отмечают, что самоорганизация и саморегуляция обучения обеспечиваются контрольной частью учебной деятельности и именно с формирования самоконтроля и самооценки рационально начинать процесс постепенной передачи учащимся элементов деятельности для самостоятельного осуществления.
Таким образом, актуальность работы обусловлена новыми требованиями ФГОС НОО и проблемами обучающихся в овладении этими результатами. В связи с выше представленной актуальностью и проблемой были определены цели и задачи работы.
В начальных классах начинают закладываться способы учебной работы, приемы действий, которыми дети будут пользоваться в дальнейшем. Занимаясь разработкой технологических приемов развития самоконтроля и самооценки у детей на уроках в начальной школе, было выявлено, что ученик владеет самоконтролем и самооценкой, если:
• умеет сознательно подчинять свои действия заданному комплексу требований (правилу);
• изменять (сохранять) состав действий в изменившихся условиях деятельности,
• планировать состав действий, определяя субъективные трудности;
• сличать действия с образцом, заданным учителем;
• умеет самостоятельно находить ошибки,
• анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять их; и т.д. [2, с. 18].
В теоретической части своей выпускной квалификационной работы мы проанализировали различные исследования разных авторов, различные учебно-методические пособия, и на основании проведённого анализа можно сделать вывод о том, что самоконтроль и самооценка являются важной частью учебной деятельности и одними из самых важных умений не только в учебном процессе, но и в повседневной жизни. Из этого следует, что данные навыки необходимо развивать и работать над их формированием на протяжении всего процесса обучения. Формированию навыков самоконтроля и самооценки способствуют различные задания, в которых присутствует планирование – самостоятельное, или следование уже готовому плану действий; работы над ошибками; сличение с образцом и т.д. На мой взгляд, уроки математики – одни из самых плодотворных для формирования данных навыков, ведь учащимся можно предложить огромный спектр заданий – от заданий с ловушками до задач. Текстовые задачи, в частности, один из самых эффективных видов заданий, способствующих формированию и развитию навыков самоконтроля и самооценки. Данный вид заданий подразумевает работу по плану, составление и решение обратных задач и т.д. И одно из самых эффективных, «плодотворных» заданий – текстовая задача. Текстовая задача предполагает составление плана, проверку решения, составление схематического чертежа. Именно текстовая задача помогает учащимся не только научиться планировать, проверять, но и наглядно показывает тесную связь математики с жизнью, учит применять свои знания в реальных или нестандартных ситуациях. А если к текстовой задаче добавить определённые инструкции, предполагающие взаимооценивание или самооценивание, то учитель, видя, как ученик оценил себя или друга, сможет сделать вывод о самооценке ребёнка, и принять соответствующие меры, если это необходимо.
В ходе исследовательской практики по теме диплома, мы провели ряд исследований для выявления исходной ситуации в классе. Исследовались навыки самоконтроля, самооценки и навыки решения текстовых задач, но с разных сторон – со стороны учителя, со стороны родителей, проводилось диагностирование и наблюдение.
По результатам всех проведённых мной исследований можно сделать вывод о том, что у обучающихся есть некоторые трудности с умением контролировать и оценивать себя. Из проведённой диагностики на умение решать текстовые задачи видно, что много учащихся в классе имеют трудности в работе с текстовыми задачами. Итак, с обучающимися нужно проводить больше работ, связанных с текстовыми задачами, с умением оценивать и контролировать себя. Дальнейшая работа над сборником заданий направлена на создание средства, с помощью которого, в ходе апробации, можно изменить ситуацию в лучшую сторону, помочь, прежде всего, ученикам, и учителю. Так, например, я предоставляю несколько заданий из сборника.
Составь план решения задачи. Реши задачу. Выполни проверку.
В трёх детских лагерях 1360 детей. Во втором и первом вместе 977 детей, а во втором и третьем – 815 детей. Сколько детей в каждом лагере?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
Составь задачу по таблице и реши её.
Цена предмета | Количество | Стоимость |
80 | 15 | ? |
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметь знаком (галочкой или крестиком) свой выбор.
Выбери зелёный цвет, если у тебя получилось выполнить задание, не возникло никаких трудностей, и ты сможешь выполнить подобное задание в будущем.
Выбери жёлтый цвет, если у тебя в процессе выполнения задания возникали трудности или вопросы, но ты смог сам с ними справиться.
Выбери красный цвет, если у тебя не получилось справиться с заданием, и ты не понимаешь, как его выполнять.
Выполни схематический чертёж к задаче. Реши её. Выполни проверку.
В куске с тканью 120 м. На костюмы отрезали 1/3 часть этой ткани. Сколько ткани осталось в куске.
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
Библиографический список
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – 2009 г. № 373.
Истомина, Н. Б. Обучение младших школьников решению текстовых задач / Н. Б. Истомина– Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2005 г.
Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - (Школа России). - 112 с.
Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. ч. 2 /[M. И. Моро, М. A. Бантова, Г. B. Бельтюкова и др.]. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - (Школа России). - 128 с.