Статья «Формирование устойчивого интереса к исследовательской деятельности у младших школьников в условиях реализации ГОС НОО» (из опыта работы)
Руденко Е.А., учитель начальных классов ГОУ «Свердловский УВК № 1»
Современный мир очень динамичен. Сегодня необходимо обладать умением быстро меняться, перестраивать себя, требуется постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование человека на протяжении всей жизни. Как подготовить ребенка к жизни в новых условиях? Каким новым видам деятельности современная школа должна научить детей, чтобы они могли адаптироваться в современной действительности? Одним из видов работы можно назвать проектно-исследовательскую деятельность. Попытки выстроить образовательную деятельность в школе на основе исследовательских методов обучения предпринимались много раз, еще со времен Сократа. Сегодня государственный образовательный стандарт предусматривает вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность уже с начальной ступени обучения. Функция наставника заключается в организаторской, стимулирующей и корректирующей роли. Главное – увлечь детей предметом исследования, показать значимость исследовательской деятельности в жизни. В своей работе я придерживалась принципов исследовательского обучения, разработанных А.И. Савенковым, А.Н. Поддьяковым, А.В. Леонтовичем, А.С. Обуховым. Основываясь на этих принципах, я разработала свою структуру работы по организации исследовательской деятельности:
В 1-2-х классах – мини-исследования, имеющие коллективный характер, во всех образовательных областях начальной школы, под руководством учителя.
Во 2-м классе расширяю рамки работы, включаю сбор информации по плану, учу пользоваться дополнительной литературой, оформлять некоторые записи самостоятельно. В этот период работа проходит также под руководством учителя. Также во 2-м классе начинается работа над большими коллективными проектами, один из которых я вам представлю. В 3-ем классе – привлечение детей к индивидуальной исследовательской деятельности. В процессе коллективной работы к 3-му классу в ученическом коллективе выявляются ребята, которым по силам выполнение индивидуальных исследований. Из этих учащихся и образуется «Союз исследователей», работа которого строится следующим образом: 1 этап – наиболее индивидуализированный. В этот период идет сбор материала, выдвигаются цели, задачи, гипотезы. 2 этап – этап активного сотрудничества, в котором принимают участие лидеры, продумывая формы, способы, методы исследований. Выдвигаются идеи, привлекающие внимание остальных учащихся. Затем сотрудничество становится открытым, к нему подключаются другие ученики класса. 3 этап – деятельностный этап, на котором вокруг лидеров формируются заинтересованные группы ребят, образуя клубы по интересам, члены клуба реализуют идеи на практике. 4 этап – подводятся итоги работы, осуществляется рефлексия, вновь активизируется работа союза лидеров. 5 этап – трансляция исследовательских работ. Лидеры представляют работы в других классах, в секции начальной школы «Юный исследователь», затем на общешкольной конференции, а работы призеров и победителей входят в печатный сборник, который издается в школе ежегодно. Цель работы клубов – увлечь исследовательской деятельностью как можно большее количество детей. Вот некоторые темы исследовательских работ: «Ученье и шум – совместимы?», «Что нам расскажет кукла?», «Лаборатория на кухне. Выделение ДНК в домашних условиях». Большую помощь и поддержку ребятам в работе над исследованиями оказывали родители. Совместная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями. Итоги работы по развитию исследовательской деятельности в 3-м классе: 1) в классе были выявлены учащиеся, склонные к исследовательской деятельности. 2) организована клубная работа: экспедиционный клуб, дискуссионный клуб, химико-биологическая лаборатория. 3) к концу учебного года более половины учащихся класса выразили желание принимать участие в исследовательской деятельности в следующем учебном году. В 4-ом классе работа клубов выходит на новый уровень – образуются объединения, концентры, которые ведут работу относительно самостоятельно. Помощь учителя минимальна. Дети полюбили этот вид творческой, научной деятельности и с удовольствием участвуют во всех исследованиях, проводимых в классе. Выводы. Ребята, выполняющие индивидуальную исследовательскую работу, становятся «центрами притяжения» для других учащихся класса. Вокруг них постепенно собираются энтузиасты и с удовольствием вовлекаются в эту деятельность. Увлечь исследовательской деятельностью, сформировать интерес к этой работе можно, если учитель увлечен сам, если в окружении ребенка есть привлекательный пример исследовательского поведения взрослых. Заниматься исследованиями с детьми непросто, но очень интересно. Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта, к исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при организации внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе. Ребенок рождается исследователем, он настроен на познание мира и хочет это делать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательского обучения. Специальные умения, формируемые в процессе исследовательской деятельности, являются метапредметными, универсальными. Их развитие невозможно, если не сделать обучающихся активными участниками планирования организации и проведения занятия, т.е. данный процесс является личностно ориентированным. В школе вот уже несколько лет в рамках организации внеурочной деятельности обучающимся и их родителям предлагается участие в работе кружка «Я-исследователь», программа которого рассчитана на разные возрастные категории. В своей работе я опираюсь на методику проведения детских исследований А.И. Савенкова и выделяю следующие этапы исследовательской деятельности: 1.Выделение и постановка проблемы. 2.Выработка гипотез. 3.Поиск путей решения. 4. Формулирование выводов, обобщение. Классификация, систематизация. 5. Представление результатов исследовательской деятельности.
В своей работе я использую следующие формы организации исследовательской работы: занятие-исследование, занятие коллективной исследовательской деятельностью, конференция, интегрированные занятия, защита проекта, научно-практическая конференция. Приемы, которые использую на кружковых занятиях: проблемные вопросы, создание проблемной ситуации, прием ключевых слов, прием загадки, «выполнимое – невыполнимое» действие. Использование этих приемов обеспечивает положительную динамику достижения метапредметных результатов, дает возможность каждому ребенку освоить способы решения проблем, обогатить личный опыт в их решении. Метод проектов позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность. Тему работы продумываю основательно. Учу своих детей выстраивать материал в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность проектирую так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности. Для качественного детского исследования, проводимого во внеурочное время, привлекаю родителей. Форма представления результатов исследовательских работ - конференция в классе. Блестящие результаты получаются за счет тесного сотрудничества взрослого и ребенка. Каждый ученик, представивший исследовательскую работу, обязательно получает призовое место, иначе мотивация детей к исследовательским работам угаснет. Первые исследования, проводимые в 1 классе, были коллективные. Они короткие, но с соблюдением всех этапов исследовательской деятельности. Например, экскурсия-наблюдение за воробьями. Все ли они одинакового размера? Все ли они имеют одинаковое оперение? Все ли одинаково поют? Все ли они миролюбивы? В результате наблюдений дети делали вывод о том, что птицы, как люди, все индивидуальны. Ребята вместе с родителями активно приняли участие в фотовыставке «Мои маленькие друзья». Экскурсия-исследование по теме «Клумбы моего города». Посетили городской парк, сделали фотоснимки, оформили альбом, каждой клумбе дали название, например, «Солнышко», Заячьи ушки», «Весеннее настроение» и др. В процессе групповой и индивидуальной работы обучающиеся работали со справочной литературой, ресурсами Интернет. Данный материал я использую впоследствии на уроках окружающего мира, литературного чтения, во внеклассной работе. Во 2-м классе при уходе за рассадой мы провели опыт-исследование «Влияние света, тепла и влаги на развитие растений». К 83-летию города Свердловска ЛНР мы с ребятами поставили цель – изучить историю родного города. Посетили библиотеку и читальный зал городской библиотеки, городской краеведческий музей, собрали материал от очевидцев становления экономики и сельского хозяйства города - бабушек и дедушек. «История нашего города» – так называется исследовательская работа обучающихся 2 класса. В 3-м классе предложила ребятам выяснить, каких бытовых отходов больше всего в классе и дома, опытным путем определить, какие отходы разлагаются быстрее. Провели опыты. Оформили результаты работы и закрепили материал по предмету –«Окружающий мир». Выбрали обучающегося от нашего класса для защиты проекта на школьной научно-практической конференции с работой – «Откуда берется и куда девается мусор». Как результат этой работы возник новый проблемный вопрос: «Как убедить школьников не только носить в школу сменную обувь, но и следить за ее чистотой?». Сначала решили выяснить, из чего состоит пыль, чем она опасна, как с ней бороться. Чтобы найти ответы на эти вопросы, проанализировали многочисленные статьи в различных источниках, в том числе и в сети Интернет. Взяли интервью у школьной медсестры и вахтера школы-гимназии, провели социологический опрос некоторых школьников –зачем нужна сменная обувь? Далее были взяты пробы со сменной обуви учеников третьих классов. Их мы с детьми рассмотрели под микроскопом. Вместе с детьми мы придумали рекламные плакаты о сменной обуви и разместили их в раздевалке. Анализируя проделанную работу, я убедилась, что в процессе внедрения исследовательской деятельности у детей развиваются творческие способности, они учатся мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, видна оригинальность суждений, развивается творческое воображение, возникает потребность в самореализации, самовыражении. Усилилась положительная мотивация к учению, формируются первичные навыки самостоятельной ориентации в справочной научно-популярной литературе. В условиях реализации государственных образовательных стандартов начального общего образования организация исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование и духовно-нравственное воспитание. Выполняя исследование в группах, дети, и сильные и слабые по учебе, имеют возможность развивать лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с друзьями и учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, а дать детям насладиться радостью своего самостоятельного открытия.