СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста 6-7 лет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт работы по формированию вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста 6-7 лет"»

МАОУ ДС № 120 «Сказочный» г.о. Тольятти,

Самарской области













Статья на тему

«ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ»









Подготовила:

Василевич Людмила Григорьевна

Музыкальный руководитель

МАОУ ДС № 120 «Сказочный»












г. Тольятти


ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ


Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность» ООП ДО направлено на создание условий каждому ребенку в детском саду для развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, формирования основ музыкальной культуры, реализации самостоятельной творческой деятельности.


«Пение, как активная исполнительская музыкальная деятельность, способствует глубже воспринимать музыку, постигать мир музыкальных звуков. Исполняя песни, дети активно выражают свои чувства, настроение: учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему»[3;3]. Благодаря развитию музыкального слуха и голоса, музыка начинает увлекать, появляется устойчивый интерес к ней, способность к музыкально-образным представлениям, помогающим понимать содержание музыкальных произведений.

Проблема постановки певческого голоса дошкольника одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкально-педагогической теории и практике. От того, насколько хорошо дети владеют вокально-хоровыми навыками, зависит яркость, музыкальность художественного образа. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения.


К вокально-хоровым навыкам относится:

  • звукообразование

  • дыхание

  • дикция

  • строй

  • ансамбль.


Звукообразование.

Звукообразование – это извлечение певческого звука [1], т.е. атака звука. Она бывает мягкая, твердая, придыхательная [1]. При пении с детьми 6-ти лет использую мягкую атаку. В работе над произведениями применяю все приемы голосоведения (legato, non legato, staccato). Legato – связное пение, оно более приемлемо для детей дошкольного возраста. Учу детей петь, не напрягаясь, естественным голосом, не форсируя звук, так как голосовые мышцы не совсем сформированы. Если песня исполняется в быстром темпе, учу в умеренном, тогда нарабатывается механизм звукообразования. Сложные фрагменты песни исполняем без текста (на слоги, гласные звуки). Активно применяю игровые приемы. Особое внимание уделяю согласным звукам, добиваясь как можно более короткого, но четкого и мягкого произношения не звучащих согласных, особенно [б], [п], [к], [д], [т].


Дыхание.

«Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-ти лет увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким – это позволяет петь более длинные фразы»[3;4]. Главная задача научить детей петь естественно, не разрывая фразы. У неправильно дышащих детей стараюсь выровнять дыхание, сделать его более спокойным. Обращаю внимание детей, что дышать нужно через нос, как бы вдыхая аромат цветка. Использую в своей работе дыхательные упражнения: «Свеча», «Мыльные пузыри», «Дудочка», «Снежинка» и др.


Дикция.

Дикция имеет два аспекта:

1. Активная артикуляция – работа органов речи, необходимая для произнесения звуков (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть)[1].

2. Орфоэпия – правильность произнесения текста[1].

При пении очень важно, чтобы нижняя челюсть была не зажатой, а также важно правильное положение языка. Для того чтобы дети хорошо открывали рот, использую в своей работе игровые упражнения для развития артикуляционного аппарата В.Н. Костыгиной. Отдельно пропеваем и проговариваем трудные слова, выделяя логические ударения в музыкальной фразе. Проговариваем текст шепотом, поем скороговорки. Знакомясь с произведением, говорим о литературном тексте. В ходе беседы объясняю незнакомые слова, привлекая детей к поиску.


Строй.

Строй – это чистота интонации[1]. В работе над чистотой интонации использую «Музыкальные ступеньки» Л. Струве, одновременно с показом ручных знаков автора Золтана Кодаи. Поем ступеньки в переводе Г. Струве, затем поем со словами («Раз, два, три, четыре, пять, мы идем гулять»), используем разные варианты слов, в том числе и сочиненные детьми. Систематически использую упражнения для распевания, которые помогают выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Упражнения пропеваем на слоги – лю – лё – ли – ле. Употребление гласных ё, е, ю, я способствует светлому головному звучанию. Использую упражнения с четкой артикуляцией: «Барашеньки, крутороженьки», «Андрей – воробей», на слоги – тра – ля – ля. Развитию мягкого неба способствуют упражнения на слоги – ма – на. Для освобождения нижней челюсти поем на слоги - бай – дай. Поем без сопровождения, «пение без сопровождения как методический прием, дает большой положительный результат в развитии музыкального слуха детей»[4]. Исполняем упражнения на одном звуке для обучения пению в унисон. «Достижению чистоты интонирования, развитию музыкального слуха помогает пение по музыкальным фразам»[3;5]. Для развития ладотонального слуха выполняем творческие задания, где предлагается закончить песню на тонике, исполняем речевые упражнения на фоне метрического пульса (звучащие жесты, шумовые инструменты, ксилофоны).


Ансамбль.

Ансамбль – это согласованность исполнения при пении[1]. Существуют следующие виды ансамбля:

  • ритмический;

  • темповый;

  • динамический;

  • тембровый;

  • художественный.


Ритм.

Главное в ритмическом ансамбле – единство. Для достижения ритмического ансамбля использую простейшие приемы – отстукивание ритма, прохлопывание сложных ритмических рисунков. Использую в работе над ритмическим ансамблем музыкальные инструменты, имеющие четкий звук (палочки, ложки).

Темп.

С помощью темпа можно передать самое разнообразное настроение в музыке. Чтобы передать характер той или иной песни я стараюсь выбрать наиболее приемлемый темп, соответствующий содержанию и художественному замыслу произведения. Достижению метроритмической устойчивости помогает текст произведения, правильные ударения, смысловая логика.

Динамика.

Динамический ансамбль – это живая сущность в музыке. Главный принцип – чувство меры и замысел автора. В дошкольном возрасте используется умеренная динамика, так как она влияет на чистоту интонации. В подготовительной к школе группе использую и подвижную динамику (crescendo и diminuendo). Проговариваем текст, проставляя акценты, усиливая или затихая звук без пения. Работа над динамикой тесно связана с работой над дыханием и звукообразованием.

Тембр.

Тембровый ансамбль имеет большое значение в музыкально-слуховом развитии. Главная задача: научить через окраску звука создать тот образ произведения, который отвечает содержанию, научиться мыслить «воображаемыми» тембрами голосов. При объяснении качеств певческого звука, его тембра, широко применяются образные представления. Объясняю детям, что звук может быть радостным, гордым, злым, робким, боязливым, светлым, таинственным, страшным и т.д. Чтобы изменить тембр, нужно изменить форму рта, мимику лица. Для работы над тембром использую русские народные песни, попевки, прибаутки, потешки, фонопедические упражнения В. Емельянова ( голосовые игры). Тембровые представления помогают детям внутренним слухом вообразить звуковую ткань произведения.


Фразировка.

Это важнейшее средство выразительности [1]. В основе фразировки лежит смысловая логика, которую часто сравнивают с выразительной человеческой речью. Особенно важно, чтобы дети поняли смысл, главную мысль литературного текста. Для этого ребенку необходимо осознать содержание, вызвать у него определенное отношение к песне, соответствующее настроение. Приступая к работе над песней нужно проанализировать ее с точки зрения формы, так как музыкальная фразировка зависит от структуры произведения, его деление на периоды, предложения, фразы и мотивы. Для достижения выразительной фразировки используются все средства музыкального выражения: динамика, дыхание, тембр, цезуры. Благодаря этому достигается не только выразительное пение, но и охват всей музыкальной формы произведения.


Форма произведения.

Из целого ряда музыкальных форм чаще всего встречаются полифонические – канон, гомофонические – 2-ух и 3-х частная, куплетная. Важно в итоге создать форму в целом. Для этого обращаюсь к драматургии текста. Важно правильно определить завязку, кульминацию и развязку произведения. Драматургию песни можно выстроить так: начало, сквозное развитие, кульминационная точка ближе к концу произведения и окончание. Самое главное, чтобы исполняемое произведение воспринималось как законченная целостная композиция.


Художественный ансамбль.

Для выразительного исполнения и передачи музыкально-поэтического содержания произведения, необходимо владеть вокально-хоровыми навыками (дыханием, динамикой, интонацией). «Ведь только чистота интонирования и правдивое, художественно-выразительное исполнение произведения способствует эмоциональному восприятию песни, формированию у детей музыкально-эстетических эмоций»[3;6].



При формировании вокально-хоровых навыков восприятие музыки становится более ярким, активизируется внимание, улучшается координация между голосом и слухом, развивается музыкальная память, воспитывается активный ладо-высотный слух. Все это способствует интенсивному музыкальному развитию детей дошкольного возраста.



Список используемой литературы:

  1. Романовский Н. В. «Хоровой словарь» Изд. 2. Издательство «Музыка» Ленинградское отделение 1972 г.

  2. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М. Просвещение, 1982 г.

  3. Орлова Г.М., Бекина С.И.. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет. – М. Просвещение, 1988 г.

  4. Струве Г.А. «Хоровое сольфеджио» I часть.

  5. Струве Л. «Музыкальные ступеньки» - М. 2001 г.

  6. Костыгина В.Н. Артикуляционная гимнастика. – ж-л «Школа раннего развития», 2002 г.

7. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. - М. 2005 г.