Просмотр содержимого документа
«Статья "Гармоническое развитие личности на уроках русского языка и литературы"»
Гармоническое развитие личности на уроках русского языка и литературы
Поскольку задача эта необъятная, единственный способ дать о ней представление, на наш взгляд - проследить одну линию, в которой предстанет целое. Это будут уроки развития речи, которые правильнее было бы назвать уроками творчества.
Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Наша задача -развить творческие способности детей. Есть особые уроки - уроки-праздники, которые могут превратиться в «звездные часы»; их сверхзадача – полное, радостное самопроявление человеческой индивидуальности
Как начинается эта работа? Каковы методические подходы к урокам творчества?
Пятый класс. Задание: главный герой картины художника А.Н.Комарова «Наводнение» - заяц. Опишите его: какие у него глаза, уши, шерсть? Где и как он сидит? Интересно? Описывай. Но если нет? Возьми другой предмет: одушевленный или неодушевленный. Выбери тот, который тебе интересен. В этой свободе выбора для ребенка – установка на творческое самовыражение. А для учителя – возможность увидеть, почувствовать его душу.
Рассмотрев один предмет, взглянем на мир, пока замкнутый в четырех стенах: в планировании уроков есть тема «Описание помещения». Это описание может быть внешним, а хочется развить «внутреннее зрение», чтобы через интерьеры квартир постучались в детские сердца раритеты, вещи-память, имеющие не материальную ценность, а высокий нравственный эквивалент, связывающий их с родословной семьи.
А следующая ступенька «Вид из окна». Основным двигателем этого уровня этого урока становится искусство, которое должно дать новое видение мира ребенку. В руках у учителя книга об импрессионизме, о способе отражения действительности в живописи. Читаем. Оказывается, что даже воздух имеет цвет, а кусочек неба над тобой - «целая поэма».
А следующий этап работы – человек. Здесь своеобразная школьная интеграция, которая предполагает логические связи между различными школьными дисциплинами. Оптимальное сочетание форм , методов, средств обучения сплавляют в единое целое уроки литературы, русского языка, внеклассную работу – с конечным выходом на сочинение.
Седьмой класс. В программе по литературе произведения о Великой Отечественной войне. Как приблизить эту историческую тему к сердцу ученика? И вот мы пишем поздравления ветеранам, в каждом – стихотворение о войне; складываем памятными для них треугольниками письма, покупаем цветы. Идем , дарим букеты, поздравляем и благодарим за мирное небо над головой. Слушаем рассказ ветерана. Уже эта встреча наполняет сердца детей торжественностью! На следующий день пишем сочинение «9 Мая». Личное и личностное «эхо» - тема этого сочинения. Из этих работ составляется газета. Все ребята могут познакомиться с творчеством одноклассников.
Уроки развития речи должны превратиться в уроки творчества, уроки нравственности, уроки приобщения к миру прекрасного. Задача учителя сделать их интересными, помочь ребенку раскрыть свой внутренний потенциал, а значит – способствовать развитию гармонической личности.