«Имидж современного педагога»
Завгородняя Надежда Григорьевна
Цель статьи: привлечь внимание к значимости имиджа современного педагога, его позитивной роли в образовательной деятельности.
Как уверяют психологи- имидж педагога и имидж колледжа понятия где-то взаимозаменяемые. Так, молодые педагоги, пришедшие на работу, либо работают на имидж колледжа и на свой, естественно тоже, либо уже соответствуют имиджу колледжа, в котором работают, но и в этот имидж свои «кирпичики».
Структуру имиджа колледжа можно представить схематически:
Позитивный имидж педагога сегодня важен не только для его учеников- как личный пример успешного человека, которого они постоянно видят перед собой, но и для самого педагога- для моральной, психологической удовлетворенности своей значимостью в этом мире.
Ощущение этой значимости поможет избежать неврозов, хронического стресса, синдрома выгорания и других неприятностей, связанных с нелегкой профессией.
Кроме того, обучение эффективно, когда учащиеся любят своего педагога, а любят они чаще всего красивых учителей.
Имидж учителя- это искусство быть красивым!
При этом данная от рождения внешность не имеет решающего значения.
Можно от природы иметь пленительные черты лица, но при этом не добиться успеха ни в какой деятельности. Самоуважение и адекватная оценка своих внутренних и внешних качеств- вот необходимое условие для создания успешного имиджа.
Вы должны преподнести миру лучший вариант себя.
Внутренние качества педагога являются основным «двигателем» его работы, а следующие качества- вечным источником его творчества.
Важен также и внешний образ учителя: до сегодняшнего времени внешностью человека управлял характер, сейчас не внешность в большинстве случаев оказывает влияние на характер.
Внутренняя самооценка человека проявляется в его ухоженности.
Степень ухоженности женщины-педагога можно определить по рукам: отсутствие маникюра может быть сигналом о низкой самооценке, о безразличном отношении к реализации себя как женщины. В тоже время маникюр не должен быть ярким и отвлекающим внимание.
Педикюр может отсутствовать, но его наличие всегда помогает внутренне повысить собственную самооценку: женщина чувствует себя уверенно и безупречно во всех отношениях, когда у нее ухожены даже те части тела, которые не видны окружающим.
Степень ухоженности педагога мужчины можно определить по чистоте и безупречности брюк и начищенным туфлям. Мятые брюки и грязная обувь- тревожные симптомы. Ногти педагога-мужчины так же, как и растительность на лице, тоже подают молчаливый сигнал об его отношении к собственной персоне.
Прическа и обувь- главные акценты имиджа.
Голос- звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях. Голосом при помощи правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности- можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией.
«Правда, сказанная злобно, лжи отъявленной подобна» У.Блейк
Люди, голос которых всегда звучит в громком «ругательном режиме», сразу отталкивают от себя других.
Голос нужно ставить. У многих начинающих учителей голос очень тихий. Дети не слышат, что говорит учитель, и это становиться основной причиной шума.
Слишком громкий- раздражает и утомляет.
Монотонный- дети сосредоточены на том, чтобы разобрать слова и не уснуть а не на сути занятия.
Педагог не должен повышать голос на учащихся, не кричать на них, обладать хорошей дикцией, уметь правильно говорить. Намного легче понять человека, да и вообще слушать, если у него хорошо поставлен голос. Он знает, где сделать паузу, где повысить или понизить голос, на что сделать акцент, как лучше выразить мысль.
От речевой культуры педагога зависит эффективность умственного труда учащихся,
рациональное использование времени на занятиях, эстетическое воспитание и формирование общей речевой культуры студентов.
Для имиджа педагога очень важны деловые качества- профессиональная «социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость. Очень важны отношение к чужому времени, к чужому труду. У хорошего педагога всегда будут потребность к самообразованию, «хронический» интерес к научно-методическим новинкам.
Никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с учащимися, общении с коллегами, родителями студентов и в то же время- без знания делового этика, соблюдения субординации.
Педагогу важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных ,которые на бессознательном уровне отталкивают детей от личности педагога.
Мимика должна быть только доброжелательной. Наличие ненормативной лексики, жаргонизмов в речи педагога- показатель профнепригодности.
« При тяжелых ударах и когда тебе грустно, казаться улыбчивым и простым самое лучшее в мире искусство» Сергей Есенин.
Обаяние-очарование, притягательная сила, магнетизм. Это умение «светиться» людям излучать симпатию, быть доброжелательно улыбчивым.
Улыбка на лице- выражение хорошего отношеня к собеседнику, психологический плюс в пользу педагога.
Искренняя, доброжелательная улыбка не может испортить ни одно лицо, а подавляющее большинство их делает привлекательными. Китайцы говорят: «Человек без улыбки не должен открывать магазин». А заходить в класс тем более.
Педагог должен обладать креативным мышлением, то есть способностью человека к творчеству, проявляющаяся в мышлении, в общении, в чувствах.
Креативность можно рассматривать как фактор одаренности. Она определяется восприимчивостью к новым идеям. Креативность проявляется даже в мелочах, которые на самом деле очень важны.
На положительный имидж педагога влияют и окружающие предметы, аксессуары.
Поэтому так важна эстетика настольных принадлежностей, канцелярских принадлежностей, указки, ручки, футляра для очков и др.
Важна и эстетика самого класса- цветовое оформление, уровень ремонта и дизайна, и предметов, находящихся в классе.