Статья «Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках швейного дела в коррекционной школе».
Учитель МКОУ «С(К)ОШИ» п. Нижний Куранах РС(Я) Мелихова С.В.
Проблема индивидуального и дифференцированного подхода на уроках труда в коррекционной школе всегда стоит необычайно остро, так как в состав трудовой группы входят учащиеся разных типологических групп, объединенных общностью клинических и психолого-педагогических характеристик.
Для решения этой проблемы ставлю перед собой две основные задачи: выявление типологических групп учащихся и организацию обучения в соответствии с особенностями учебной деятельности каждой типогруппы.
По определению В.В.Воронковой, учащиеся коррекционной школы по возможности обучения на уроках труда делятся на следующие группы:
К 1 группе относятся ученики, которые наиболее успешно овладевают программным материалом и способны самостоятельно выполнять задания в классе.
К 2 группе относятся ученики, которые достаточно успешно обучаются в классе. На уроках труда ученики этой группы нуждаются в определенной помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается успешно. Изделия, близкие по конструкции и плану работы, чаще всего выполняются ими самостоятельно и правильно. Исполнительская деятельность и словесные отчеты говорят об осознании детьми порядка действий. Ученики довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении новых заданий, но все же допускают ошибки, связанные с особенностями конструкций изделий, взаиморасположением деталей. В заготовках и развертках сразу разобраться не могут, прибегают к пробным действиям, обращаются за помощью к учителю.
К 3 группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). В трудовом обучении ученики этой группы испытывают значительные затруднения при ориентировке в задании и планировании, что проявляется в большом количестве ошибок при изготовлении новых изделий; в основном эти ошибки на взаиморасположение деталей, не соблюдение заданных размеров. Перечисленные ошибки возникают из-за того, что на этапе ориентировки в задании в сознании детей не формируется полный и точный образ конечного результата работы. Учащиеся не замечают ошибок в своем изделии или выполненной работе. Им сложно определить логику изготовления предмета, у них полнота и последовательность планов. План, составленный с помощью учителя, не осознается ими до конца, что ведет к ошибкам.О затруднениях в запоминании и осмыслении логики действий говорят следующие факты: приемы выполняются детьми формально, наблюдаются перестановки и пропуски операций. Эти дети с трудом усваивают технические и технологические задания, при их воспроизведении называют несуществующие детали, путают терминологию. Затрудняются в задании сгруппировать хорошо известные предметы по тому или иному признаку, например, инструменты по их назначению. Отчетливо проявляются сложности при выполнении нового задания.
К 4 группе относятся ученики, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне.
На уроках трудового обучения я использую такие варианты заданий по изучаемой теме при дифференциальном подходе, отличающихся по:
-степени сложности из-за глубины дефекта;
-объему с учетом уровня работоспособности;
-форме выполнения с учетом разной степени сформированности динамического стереотипа;
-степени желательности и обязательности.
Для выполнения практических заданий подбираю варианты изделий по степени сложности пошива:
- девочки 1 группы шьют изделие с более сложной обработкой;
(например: пижамную рубашку с дополнительными деталями: кокетками, карманами; отделкой бейками, тесьмой)
- девочки 2 группы шьют программное изделие без изменений;
- девочки 3 группы шьют программное изделие в упрощенном варианте (например: пижамная рубашка с коротким цельнокроеным рукавом и без воротника и карманов).
А также дифференцирую практические задания по объёму с учётом работоспособности учащихся при необходимости во всех типогруппах. При качественном выполнении задания не снижаю оценку, если ученице был дан меньший объём работы в сравнении с другими учащимися данной типогруппы. Но дифференциация заданий по объёму и трудности не достаточна для полного развития учебных возможностей учащихся. Решающую роль играет дифференциация заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Задача учителя - довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приёмам рациональной умственной деятельности. Работу организую так, чтобы степень самостоятельности школьников со временем возрастала, а доза моей помощи постепенно снижалась. Более сильным учащиеся предлагаю для выполнения усложненные задания и работы творческого характера, - именно это позволяет им максимально реализовать и развивать свои учебные возможности.
При выполнении коррекционных упражнений, тестов, заданий на проверку теоретических знаний также обязательно применяю дифференцированный подход, позволяющий активно включать в работу каждого ребёнка, создавать ему ситуацию успеха. Предлагая задания различной трудности, даю всем учащимся возможность справиться с ними, поверить в свои силы всё это повышает мотивацию к учению.
Приведу примеры разработанных мной заданий:
КРУ на развитие зрительной памяти и зрительного восприятия и узнавания, пространственного мышления, качества обозрения, использующиеся при работе с чертежами.
Задание для 1группы: назвать отсутствующие линии на чертеже (например, изображен чертёж спинки с отсутствующими линиями проймы и низа и чертёж полочки с отсутствующей боковой линией и линией горловины) см.рис.
Задание для 2 группы: поднять карточку с цифрой, соответствующей названию линии чертежа, которую назовёт учитель (на слайде –чертёж изделия каждая линия которого обозначена цифрой) см. рис.
Задание для 3 группы: прикрепить название линии чертежа, написанное на карточке рядом с соответствующей линией чертежа.
Упражнение для привлечения внимания, развития восприятия и зрительной памяти :
Задание для 1 группы: на классной доске закрепить 6 фото различных моделей одежды или швейных инструментов или других предметов, соответствующих теме урока и предложить учащемуся за 5 секунд запомнить порядок расположения предметов, а затем учащемуся закрывают глаза, изменяют порядок расположения фотографий. Задание считается выполненным, если учащемуся удаётся восстановить порядок расположения фотографий. Для второй группы - уменьшить количество предметов до 4-3 штук. Для 3 группы- назвать предметы, которые смогли узнать на фото и запомнить.
Упражнения для закрепления терминологической лексики и развития восприятия:
Для 1 группы: учитель называет содержание работы, а учащиеся должны поднять карточку с названием термина соответствующего этой работе. (Например: содержание работы: временное присоединение прямым стежком приблизительно равных по величине деталей, соответствует термину – сметать).
Для 2 группы: расшифровать название термина, обозначающего ручной вид работы:
Для 3 группы: назвать термин обозначающий вид ручной работы выполненной на образце.
Тестовые задания для закрепления терминологической лексики и активизации мыслительной деятельности:
Для 1 группы: Отметь, какие термины применяют при выполнении обработки отложного воротника:
а) сметать
б) стачать
в) выметать
г) приутюжить
д) обтачать
Для 2 группы: вставить пропущенные термины в описании хода работы по изготовлению воротника.
Для 3 группы: вставить пропущенные буквы в терминах в описании хода работы по изготовлению воротника.
Упражнения на развитие восприятия и памяти:
Для 1 группы: Расшифровать название хлопчатобумажных тканей написанных на лепестках цветка на скорость. Для 2 группы: определить название хлопчатобумажных тканей, восстановив наполовину стёршиеся буквы. Для 3 группы: подписать названия тканей под образцами. Для 4 группы: вставить пропущенную букву в название ткани с прилагающимся образцом.


Задания для активизации мыслительной деятельности и закрепления терминологической лексики:
Для 1 группы: Какие инструменты и приспособления используют при выполнении технологической операции вмётывания рукавов?
а) ручная игла
б) резец
в) скалывающие булавки
г) наперсток
д) ножницы
Для 2 группы: прочитай в технологической карте ход работы по вмётыванию рукавов и подбери необходимые инструменты для выполнения этой работы.
Упражнения для повторения и закрепления терминологической лексики и развития умения устанавливать последовательность действий.
Для 1 группы: выбери правильную последовательность выполнения стачного шва в заутюжку:
а) 3, 2, 1,4 1-сметать припуски шва вместе
б) 2,4, 3, 1 2-заутюжить припуски шва
в) 1, 3,4, 2 3-стачать припуски шва
4- обметать срезы
Для 2 группы: Расставь цифрами правильную последовательность выполнения стачного шва в заутюжку:
-сметать припуски шва вместе
-заутюжить припуски шва
-стачать припуски шва
- обметать срезы
Для 3 группы: (упражнение с опорой на образцы или на рис. поэтапной обработки). Расставь цифрами правильную последовательность выполнения стачного шва в заутюжку.
Упражнение для развития умения устанавливать соответствие:
Для 1 группы: Соединить стрелкой термин и название операции, содержанию работы которой соответствует данный термин.
Термины | Операции |
отутюжить втачать стачать притачать | Обработка горловины подкройной обтачкой Обработка боковых швов Окончательная отделка изделия Присоединение воротника к горловине |
Для 2 группы: положить рядом с рисунком каждого этапа обработки горловины подкройной обтачкой карточку с соответствующим содержанию работы термином. (рисунки представлены в последовательности)
Для 3 группы: подобрать карточку с термином обозначающим содержание работы на образце (например: образец с примётанной обтачкой к горловине и карточки с терминами – сметать, приметать)
Использование дифференцированного способа обучения даёт мне возможность организации успеха в учении каждого учащегося, что способствует появлению внутренней систематической, целенаправленной мотивации учащихся.
Литература.
1. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. – Москва « Издательство НЦ ЭНАС» 2004г.
2. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие.-СПб.: КАРО, 2007. 3.Прокопьева З.И. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда. – Москва «Просвещение» - 1980г.
4. Поляков В.А. , Ставровский А.Е. Общая методика трудового обучения в старших классах. – Москва «Просвещение» -1980 г.
5. Казакевич В.М. и др. Основы методики трудового обучения. - Москва «Просвещение»-1983г.
6. Педагогика / Под. ред. Сластенина В.А. – М.: Школа-Пресс, 2000г.
7. Специальная психология / Под.ред. В.И.Лубовского. – М. Академия, 2003г.
8. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под.ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-пресс, 1994г.