Инновационные технологии в работе учителя-логопеда
(из опыта работы)
Каждый родитель надеется, что его ребенок будет успешен в школе. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на первых этапах обучения многие дети сталкиваются с трудностями в овладении чтением и письмом. Возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения этих детей, поиска новых технологий в коррекции речевых нарушений.
Формулировка «Инновационные технологии» может предполагать новые подходы к работе над устранением нарушения устной или письменной речи, помогающие логопеду в работе.
Большинство детей, поступающих на логопедические пункты, имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, необщительными, раздражительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжёлого характера.
Это способствует формированию негативного отношения к школе. Таким детям необходима помощь логопеда в процессе преодоления речевых нарушений.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны новые инновационные технологии. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, которые прочно вошли в нашу жизнь и широко применяющиеся в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения, а так же и другие технологии:
- логоритмика;
- информационные технологии обучения,
- кинезиологические упражнения,
-мнемотехника,
-арт-терапевтические технологии;
-современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
- современные технологии сенсорного воспитания;
-телесноориентированные техники;
-Су-Джок терапия.
Поэтому я решили использовать в своей практике инновационные технологии или их элементы.
Чаще всего использую такие технологии, как:
кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
• развивают мозолистое тело,
• повышают стрессоустойчивость,
• улучшают мыслительную деятельность,
• способствуют улучшению памяти и внимания,
• облегчают процесс чтения и письма,
• улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.
Логоритмика это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
• связной речи;
• ассоциативного мышления;
• зрительной и слуховой памяти;
• зрительного и слухового внимания;
• воображения;
• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Возможности использования ИКТ в логопедии:
• повышение мотивации к логопедическим занятиям;
• организация объективного контроля развития и деятельности детей;
• расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
• возможность быстрого создания собственного
дидактического материала;
• визуализация акустических компонентов речи;
• расширение спектра невебральных заданий;
• обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
• значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;
• за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.
Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели). В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.
Целевая группа применения инновационных технологий: учащиеся 1-4 классов
Используются технологии по следующим направлениям работы: Коррекция письменной речи учащихся начальных классов Коррекция речевых нарушений у младших школьников Пополнение материально – технической базы логопедического кабинета
Теоретическое обоснование работы по коррекции письменной речи учащихся начальных классов с использованием инновационных технологий В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и возможностями.
Речь занимает одно из базисных положений в структуре основных познавательных процессов, уровень ее развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом.
В последнее десятилетие наблюдаются два взаимосвязанных процесса:
Усложнение научно – технического прогресса;
Усложнение дефектов речи.
Соответственно значимость логопеда в учебной деятельности становится все больше, при этом роль его качественно меняется. Сегодня логопед может не только механически поставить звуки, но и структурировать речь ребенка в целом, что является необходимым условием для дальнейшей социализации личности ребенка.
Преимущества компьютера как инструмента специального обучения школьников состоят в том, что с его помощью становится возможным:
мотивировать детей к трудным для них видам деятельности;
моделировать предметное содержание сложных и скрытых непосредственного наблюдения объектов познания в любых необходимых знаковых формах, свободно переходя от одной к другой; осуществлять не только последовательное, но и параллельное моделирования одного и того же предметного содержания в наглядной форме и с помощью речи, переходить от одного способа к другому;
моделировать продуктивные виды групповой и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование, классификация и др.);
вводить дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;
расширять возможности качественной индивидуализации специального обучения.
Поэтому введение в традиционные коррекционно-логопедические методики
элементов компьютерных программ по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи у младших школьников приобретает особую актуальность.
Бесспорно, проектирование и создание подобных рекомендаций будет возможным в нашей школе благодаря ряду факторов:
развитию информационных технологий;
выявлению, обоснованию и описанию преимуществ компьютера как средства обучения и дальнейшей социализации детей с различными речевым недоразвитием;
разработке методологического подхода к определению роли, функций и места информационных технологий в системе работы учителя-логопеда в области специального образования.
Таким образом, персональный компьютер, укомплектованный разнообразным прикладным программным обеспечением, в руках подготовленного специалиста является мощным развивающим средством, способным быстро реализовывать задачи, на которые в традиционных подходах уходили годы.
Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи. У детей повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи учащихся позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха школьника. Применение компьютерных технологий в процессе коррекции речи у детей младшего школьного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников. Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над результатами деятельности школьников проводится с опорой па зрительное и слуховое восприятие. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.