ОГАПОУ « Белгородский строительный колледж»
Использование ИКТ на занятиях английского языка как средство качественной профессиональной подготовки студентов.
Преподаватель иностранного языка
Бочкова С.А.
Белгород , 2021
Информационно-коммуникационные технологии ( ИКТ )- важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного преподавателя, способствующая оптимизации учебного процесса.
Что же такое информационные технологии? ИКТ – « это система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи».
Требования предъявленные к преподавтелю в профессиональном стандарте в области ИКТ-компетнтности звучат так;
Разберём перечисленные виды ИКТ- компетентности . Преподаватель , у которого сформирована общепользовательская ИКТ- компетентность , является активным пользователем современного компьютера , подключённого к локальной сети и сети Интернет :
Умеет пользоваться набором программ обеспечения (текстовый редактор , программы для создания презентаций ,электронные таблицы для проведения статистических и мониторинговых исследований , различные электронные образовательные ресурсы и пр.);
Умеет работать в локальной сети и пользоваться базами сервиса Интернета (осуществлять поиск информации в сети Интернет , работать с сервисами электронной почты ,социальными сервисами и пр.)
Общепедагогическая ИКТ-компетентность преподавателя задаёт необходимость овладения расширенными приёмами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов. Это позволяет запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в образовательном процессе.
Наличие предметно-педагогической компетентности означает, что преподаватель способен осуществлятьобразовательный процесс в соответствии с целями, которые ставятся информационным обществом перед системой образования, и продуктивно использовать ИКТ в учебном процессе. В федеральном государственном образовательном стандарте говорится о необходимости внедрения новых методик обучения, пересмотра содержания образования на каждом из уровней общего образования. Для достижения метапредметных , предметных и личностных результатов крайне важным является развитие универсальных учебных действий. Этому в большой мере способствуют умения преподавателя :
Применять информационные технологии для разных форм образовательной деятельности – индивидуальной, групповой, коллективной;
Планировать проектную деятельность с учетом возможностей ИКТ;
Использовать доступные ресурсы Интернета;
Использовать интерактивные модели, виртуальные лаборатории;
Использовать дистанционные ресурсы при подготовке домашних заданий.
Крайне важной является целесообразность использования ИКТ. Главным предметом обсуждений при этом становится не вопрос для чего, а как применять современные компьютерные технологии в процессе обучения. Использование ИКТ в значительной степени расширило бы спектр реальных коммуникативных ситуаций, повысило бы мотивацию студентов, позволило бы применять полученные знания, сформированные навыки, речевые умения для решения реальных коммуникативных задач.
Правильно организованная работа с использованием проектора и экрана на уроке позволяет проводить урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, экономит время прохождения учебного материала, повышая образовательную плотность урока в 1,5 - 2 раза. Каковы преимущества использования компьютерных технологий :
~возможность использования на различных этапах урока;
~многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;
~детализирование изучаемых объектов и их частей;
~восприятие материала на зрительном, слуховом, эмоциональном уровне;
~перенос с вербальных методов обучения на методы поисковой творческой деятельности преподавателя и студентов.
В обучении иностранному языку широкое использование получили мультимедийные технологии, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, запоминающимся, способствует лучшему усвоению.
Наиболее популярным средством наглядности, которое активно используется в образовательном процессе является мультимедийная презентация. Это эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация – это подача материала в удобной и понятной ,конечному пользователю ,форме. Презентация, как правило, используется для описания какого либо продукта, сервиса, или сопровождения доклада, в общем там, где необходимо в краткой и сжатой форме дать конечному потребителю, а в нашем случае- студенту, максимум информации. Правильная подача материала – это 90 процентов успеха.
Мультимедийные презентации позволяют объединять огромное количество изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных материалов, поэтому использование их в обучении даёт возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятий. Они обеспечивают преподавателю возможность для :
информационной поддержки;
иллюстрирования;
использования разнообразных упражнений;
экономии времени и материальных средств;
построения канвы урока;
расширения образовательного пространства урока.
Благодаря использованию презентаций у студентов наблюдается:
концентрация внимания;
включение всех видов памяти: зрительной , слуховой, моторной, ассоциативной;
более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;
повышение интереса к изучению предмета;
возрастание мотивации к учёбе.
На уроках английского языка мультимедийные презентации могут использоваться для :
ознакомления со страноведческим материалом(при изучении тем Великобритания, США, Российская Федерация);
изучения нового материала( лексического, грамматического);
применения полученных знаний на практике;
формирования и развития речевых умений;
проведения внеклассных мероприятий и занятий нетрадиционной формы( олимпиады по языку, виртуальные экскурсии, конференции, КВНы и т.п.);
контроля знаний.
контроля самостоятельной работы по заданной теме, выполнения проекта( «Наш Колледж», «Праздники» и т.п.)
Самая распространенная программа для создания презентаций – PowerPoint. Несомненно, этот программный продукт имеет множество преимуществ, удобен в использовании и даёт много возможностей для создания линейных презентаций. Но, тем не менее, если регулярно использовать презентации на занятиях, у студентов может быть потерян интерес к данному виду наглядности. Студентов необходимо удивлять и поражать их воображение на занятиях.
Большие возможности для создания презентаций, возможности для творчества преподавателя и студентов даёт сервис Prezi.com. Главное достоинство данной технологии в том , что в Preziможно легко подготовить нелинейные, многоуровневые, необычные , креативные презентации. Необычность программы заключается в том, что вся презентация размещается на одном листе, который можно вращать, отдалять и приближать, масштабировать, выстраивать в определённой последовательности для показа. Всю презентацию можно свернуть в одну картинку, и ,наоборот, каждый элемент презентации может быть развёрнут и рассмотрен более детально, можно использовать 3-D эффекты. В Preziвсё построено на акцентах. Содержание даётся кратко и лаконично.
В нашем колледже профессионально-ориентированное обучение английскому языку проходит на 3-4 курсе. При изучении тем, связанных с профессией, очень важно не только продемонстрировать картинки, но и процессы, принципы действия. И здесь на помощь как раз приходит сервис Prezi. С помощью студентов, мною были созданы презентации по темам : « Строительство», « Автомобиль». Каждая из презентаций включает огромный материал и может использоваться при изучении любой темы на 3-4 курсе.
Например , презентация « Автомобиль» включает в себя следующие блоки:История автомобиля, Типы кузовов, Правила дорожного движения, Основы производства автомобиля, Безопасность на дорогах, Внутри автомобиля: основные системы, Двигатель, В гараже, Интерьер, Экстерьер. Каждый блок включает подтемы, состоящие из текстов, определений,схем, картинок, видеофильмов, таблиц. Всё это помогает глубже изучить предложенную тему, здесь легко делать акцент на том или ином слове или тексте, изображении, ведь можно приблизить текст или схему, часть схемы, а затем снова продолжить презентацию. Можно быстро вернуться на любую часть размещённого в презентации материала. Ещё привлекает то, что материал размещен на одном листе, не нужно думать о том, как разместить информацию. Опять же инструмент задания последовательности показа материала в презентации позволяет быстро настроить показ, как тебе хочется. Можно изменить последовательность показа, что-то убрать. Что-то добавить, не удаляя сам материал, а просто исключая его из показа. Всё это позволяет заинтересовать современного студента и расширить возможности урока в условиях реализации ФГОС.
Подводя итог, хочется отметить, что технология мультимедийных презентаций на занятиях по английскому языку модернизирует образовательный процесс; развивает индивидуализированное обучение, оптимизирует временные затраты. Внедрение презентаций PowerPoint и Preziв учебный процесс и применение данного вида информационных технологий на занятиях английского языка при изучении большинства тем является эффективным средством освоения информации на иностранном языке и формирует навыки и умения, необходимые студентам в будущей профессиональной деятельности.
Список литературы:
1Гришин В. Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник / В. Н. Гришин, Е. Е. Панфилова. М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 416 c.
Киселев Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. М.: Дашков и К, 2013. 308 c.
Максимов Н. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие / Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. М.: Форум, 2010. 496 c.
Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО, 2011г http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf
Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С. «Педагогические технологии» // МарТ, Москва-Ростов-на-дону,2004
Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и её возможности при обучении иностранным языкам // ИЯШ, 2008, № 4 – 36 с.)
Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие. -5-е изд. испр. – М.: Русская Редакция,2006.- 368 с.