Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование кластеров в младшем дошкольном возрасте"»
Зрительное и тактильное восприятие опережают в развитии другие познавательные процессы в детском возрасте.. Они начинают функционировать с первых дней жизни и уже в дошкольном возрасте приобретают характеристики управляемости и целенаправленности.
В раннем детстве ребенок воспринимает предмет по его отдельному наиболее яркому признаку. Переход на дошкольный этап развития совпадает с расширением зрительного восприятия. Взгляд ребенка охватывает все больше деталей и признаков объекта, попавшего в поле его внимания (размер, форма, цвет).
Особенности зрительного восприятия у дошкольников основаны на том, что в этом возрасте еще только формируются эталоны, на которые ребенок ориентируется, познавая новый предмет.
Информация поступает из внешнего мира и разрастается как снежный ком. Дети оперируют тем, что уже знают, и непроизвольно структурируют то, что они наблюдают. Новые объекты и их свойства они соотносят с ранее знакомыми.
На этих наблюдениях основывается использование кластеров с младшего дошкольного возраста. Обязательное условие – картинки кластеров для дошкольников должны быть яркими, красочными, четкими, передающими все признаки объекта.
Сначала задания должны быть простыми: например, найди все предметы красного цвета. Чуть позже, опираясь на развитие ребенка, можно добавить следующий признак, например: найди все предметы красного цвета круглой формы.
Кластер № 1 «Найти предметы красного цвета»
Красный цвет
Кластер № 2 «Выбери предметы красного цвета и круглой формы»
Кластер № 3 «Выбери фрукты красного цвета» (признаки: цвет, форма, фрукт)
Таким образом, добавляя новые признаки, самый простой кластер обрастает все новыми и новыми признаками…
Кластер № 4 «Разложи предметы по группам, назови общий признак»