Использование мультимедийных презентаций на уроках изобразительного искусства
Учитель изобразительного искусства
Шигина Ольга Николаевна
Формирование изобразительных навыков у учащихся с умственной отсталостью затруднено в силу ограничений, наложенных дефектом – нарушением познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием. Личность умственно отсталого ребенка формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания. Поэтому главной задачей школы является коррекция недостатков обучающихся, воспитанников с интеллектуальными нарушениями, через организованное, систематическое целенаправленное обучение.
Развитие познавательной деятельности ребенка с умственной отсталостью зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.
Огромные возможности в этом предоставляют современные компьютерные технологии. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.
Действительно, использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь «зацепить» каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце концов, просто делает его (урок) на порядок ярче и насыщеннее. Особая роль принадлежит, конечно, визуальным материалам ─ фото, плакатам, видео фрагментам и т.п.
Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать коррекции и развитии высших психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей на уроках изобразительного искусства.
На уроках изобразительного искусства при изложении учебного материала используются готовые программные средства или созданные педагогом презентации, что дает возможность повысить эффективность процесса обучения. С помощью компьютерных программных средств мы знакомимся с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов, с шедеврами мирового искусства.
Так каждый урок изобразительного искусства построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его.
В ходе педагогической деятельности выяснилось, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки и фольклора.
Фильм – презентация может быть использован на уроках беседах. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, и самое главное – живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по искусству сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.
Слайд-фильмы можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Для того чтобы после просмотра слайд – фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу. Они позволяют менять виды деятельности, урок становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему.
Преимущества использования компьютерных презентаций в преподавании изобразительного искусства очевидны:
• обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
• психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
• возбуждает живой интерес к предмету;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышается производительность труда учителя и учащихся на – уроке.
• знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
• широко использовать показ репродукций картин художников;
• демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
• “оживлять” карты;
• “посещать” крупнейшие музеи мира;
• прослушивать записи песен;
• активизировать учебный процесс.
Таким образом, использование компьютерных презентаций позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.