СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование технологии E-learning в современной школе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование технологии E-learning в современной школе"»



























ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ E-LEARNING В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Ордак Г.В.
Научный руководитель: Тавлуй М.В. к.ф.н.
Кокшетауский государственный университет имени Шокана Уалиханова, г. Кокшетау
[email protected]


В настоящее время развитие казахстанского общества характеризуется процессами,
связанными с интеграцией передовых информационных технологий практически во все
сферы человеческой деятельности. Эти условия актуализируют необходимость
реформирования отечественного образования и проведения комплекса научнопедагогических исследований, посвященных вопросам внедрения и использования в
образовательном процессе инновационных технологий, в том числе информационного
характера. Современный уровень науки и техники, внедрение современных технологий во
все отрасли ставит перед системой образования проблему повышения качества обучения и
воспитания учащихся. В Послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана,
говорится: «Мы должны продолжить модернизацию образования. Качественное образование
должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана» [1]. В
настоящее время в нашей республике идёт активная реализация Государственной программы
развития образования, в котором одной из задач заявлено внедрение системы электронного
обучения (e-learning) [2].

Сегодня термин e-learning (электронное обучение) фактически объединяет все виды
обучения с применением информационных технологий (ИТ): дистанционное обучение,
самостоятельную работу с электронными материалами, единую электронную
образовательную среду, создание распределённого сообщества пользователей (социальных
сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность, электронные учебники и т.п.
Главное в контексте данной работы то, что учащиеся могут получить доступ к учебному
материалу с помощью компьютера и интернета, причём как на территории учебного
заведения, так и за его пределами. Фактически e-learning даёт возможность учиться в любое
время и в любом месте. Технологии e-learning позволяют обеспечить «непрерывное
образование» человека и общества [3].

Специалисты чаще всего понимают под e-learning обучение, построенное с
использованием интернет-технологий. Марк Розенберг, доктор философии и один из
известнейших специалистов по электронному обучению, в 2001 году дал следующее
определение: e-learning – использование интернет-технологий для предоставления широкого
спектра решений, обеспечивающих повышение знаний и производительности труда.
Эллисон Розетт – профессор кафедры обучающих технологий в Государственном
Университете Сан-Диего, консультант по вопросам обучения и использованию различных
технологий в работе – в 2001 году определила e-learning как курсы, которые размещаются на
сервере, подсоединённом к сети интернет [4].

На сегодняшний день электронное обучение – это объективная закономерность.
Именно электронное обучение может быть мощным фактором формирования личности
новой генерации и свободным гражданином в океане информационного общества [5; с. 268].
Программное обеспечение системы электронного обучения позволит автоматизировать
систему управления школой, обеспечить сопровождение учебно-воспитательного процесса,
использовать сервисы оповещения (отправка e-mail или sms-сообщений родителям учеников
о предстоящих плановых и внеплановых собраниях и встречах, отчетность и др.). Таким
образом, система призвана обеспечить не только доступ к необходимым образовательным
ресурсам, но и укрепить взаимодействие школы и семьи в интересах учащихся и их
родителей [6; с. 54].

Ведущая форма образовательных прикладных программных продуктов для каждого
уровня образования определяется в зависимости от ведущего вида деятельности
обучающегося. В школе ведущая деятельность ученика – учебно-познавательная (учение),
поэтому для среднего общего образования, очень доступна форма электронного учебника, в
котором, кроме собственно содержания обучения, запрограммирован еще и учебный
процесс, ведущий к усвоению этого содержания учениками [7].
Обеспечение обучения в общеобразовательной школе по электронным учебникам
создаёт условия для реализации новой информационно-коммуникационной парадигмы
обучения.

Для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, изданный в
бумажном формате, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым
иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране
компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в
справочник, так как его функция принципиально иная.
AutoPlay Media Studio – одна из лучших и наиболее функциональных на сегодняшний
день программ для создания интерактивного меню. Это программа для визуального создания
оболочек автозапуска дисков. При помощи неё создаются электронные учебники, CD\DVD
визитки, презентации, несложные игры, электронные фотоальбомы, сборники видеофайлов с
удобным просмотром и многое другое.

Во время выполнения заданий и упражнений электронное учебное пособие
контролирует и оценивает работу учащихся в баллах с целью повышения внутренней
мотивации участников обучения. Задания, упражнения, тестовые задания выполнены в
программе MyTestXPro, данное программное обеспечение позволяет наглядно увидеть
результат своей работы, количество верных и неверных ответов и при необходимости
повторить тестирование.

Разрабатываемый нами в рамках дипломной работы электронный учебник по русскому
языку предназначен для совместной работы учителя и учеников. Его создание имеет своей
целью предоставление детям, изучающим русский язык, теоретического материала из
различных разделов, предусмотренных программой, практические задания и контрольные
тесты. В создаваемом учебнике имеются три блока, у каждого блока своя функция.
Информационный блок содержит теоретический материал, изложенный кратко,
доступно, наглядно. Анимационное представление теоретического материала обеспечивает
более глубокое его запоминание через образное восприятие и эмоциональное воздействие,
что, в конечном итоге, приводит к повышению интереса к предмету.
Второй блок – практические задания. Данный блок автоматизирует процесс
закрепления и применения учебного материала, достигается это путем введения
разнообразных тренировочных заданий и упражнений с целью закрепления полученных
знаний и умений.

Контролирующий блок – блок, в котором контроль знаний обучаемых должен
осуществляется в режиме работы «Тест». Для тестирования необходимо использовать банк
заданий, в котором перемешиваются тестовые заданий и варианты ответов.
Так, по теме «Союз» в электронном учебнике по русскому языку для 7 класса
используются следующие типы заданий, созданные в программе MyTestXPro:
 одиночный выбор (самый простой вид задания), в котором учащимся предлагается
вопрос и варианты ответов, один из которых правильный. Например: служебная часть речи,
которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложных. Из пяти
предложенных вариантов, учащиеся выбирают правильный ответ – союз;
 множественный выбор, предполагающий выбор нескольких вариантов из ряда
предложенных. Задание: укажите сочинительные союзы. Предлагаются пять вариантов: и,
да, если, как будто, либо. Учащийся ставит галочку напротив вариантов и, да, либо;
 сопоставление, предполагающее выбор номера соответствующего варианта из всех
предложенных, указание соответствия для всех вариантов ответов.
Например:
Учащиеся в выпадающих списках устанавливают соответствия;
 указание порядка – задание, которое предполагает выбор номера следования
вариантов из всех предложенных. Учащимся даётся текст, в котором пропущенные союзы
необходимо расположить в порядке следования их друг за другом;
 MCQ – задание, в котором нужно указать истинность или ложность ответа,
предлагаются ответы «да», «нет» для каждого варианта из всех предложенных;
 ручной ввод текста, предполагающий введение текстовой строки в качестве ответа.
В этом случае можно задать не один, а несколько вариантов ответа;
 часть изображения – необходимо указать точку на изображении, если она попадет в
указанную область, ответ верен и т.д.
Электронный учебник призван максимально облегчить понимание и запоминание
наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения
иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и
зрительную память. Такой учебник расширяет возможности традиционного обучения, делает
учебный процесс более разнообразным. Его использование позволит не только улучшить и
закрепить получаемые знания, но и увеличить интерес к урокам русского языка.
Литература
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана
«Построим будущее вместе» // http://www.akorda.kz
99
2 Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-
2020 годы // http://www.edu.gov.kz
3 Восканян М. E-learning: возможности и перспективы // http://www.crn.ru
4 Савина Е. Новые возможности для электронного и интерактивного дизайна //
Материалы II международной конференции «Онлайн обучение в мире». – Вильнюс, 2011. –
С. 17-20.
5 Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере
общетехнических дисциплин). – Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 1999. – 363 с.
6 Бексеитова Б. М. Модернизация системы образования области: стратегия успеха //
Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2012. – №11. – С.52-58.
7 Нургалиева Г.К., Тажигулова А.И. Педагогическая методология и технология
информатизации среднего образования. – Алматы: НЦИ, 2011. – 282 с.