Рязанская область
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мосоловская школа – интернат», село Мосолово, Шиловский район, Рязанская область, Россия
К вопросу о методике мониторинга речевого развития учащихся начальных классов, разработанной авторами Ю.Е. Розовой, Т.В. Коробченко
Аннотация:
В данной статье рассматривается вопрос методики мониторинга речевого развития учащихся начальных классов. Эту методику мы начали использовать в своей коррекционно-логопедической работе.
Методика представляет собой учебно-методический комплекс, состоящий из 3 пособий: «Сборник рабочих программ для учителя – логопеда. Мониторинг речевого развития учащихся начальных классов. Рабочая тетрадь».
Данная методика мониторинга позволяет учителю – логопеду выявить индивидуально для каждого ребёнка стороны речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия, для определения качества преподавания логопедии, как учебного предмета.
Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, мониторинг речевого развития, речевые пробы, диагностические работы, оценка динамики речевого развития.
Среди поступающих в ОГБОУ «Мосоловская школа – интернат» у большинства обучающихся наибольшее распространение имеют дефекты звукопроизношения, фонетико-фонематическое недоразвитие. Недостатки развития фонематического восприятия проявляются в том, что дети испытывают затруднения при воспроизведении на слух цепочек слогов с парными (по твёрдости-мягкости или звонкости-глухости) согласными звуками, либо согласными, сходными по акустическим или артикуляционным признакам. Проблемы дифференциации согласных звуков. Страдает слоговая структура речи обучающихся (усечение, добавление, перестановка слогов). Сложными для многих детей являются и процессы звукобуквенного анализа и синтеза (определение на слух, наличия, места звука в слове, количества и последовательности звуков; объединение звуков, слогов в слово). Недоразвитие данных речевых функций приводит к серьёзным проблемам в процессе формирования письменной речи (чтения и письма), и как следствие, неуспеваемости и стойкой дезадаптации обучающихся, что, в свою очередь, крайне негативно влияет на процесс формирования учебной мотивации и психологическое здоровье ребёнка.
Диагностическое направление коррекционно-логопедической работы является одним из главных направлений деятельности логопеда. Оно используется как для оценки актуального состояния учащегося, так и для определения зоны ближайшего развития, которая даёт представление о потенциальных возможностях ребёнка. Коррекционно-логопедический мониторинг – процесс контроля качества образования с целью повышения его результативности. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволит внести последовательные изменения в ход реализации учебной программы для повышения качества её результатов. Стандартизированная методика «Мониторинг речевого развития учащихся начальных классов» позволяет обследовать все параметры речевого развития: импрессивную речь, общее звучание речи, артикуляционную моторику, звукопроизношение, звуко-слоговую структуру слов, языковой анализ, синтез, представления, слоговой анализ и синтез, лексико-грамматический строй речи, связную речь, процессы чтения и письма, неречевые функции, познавательные процессы.
В методическом пособии представлено описание иллюстрированных речевых проб, каждая из которых состоит из инструкции, серии заданий и критериев оценки их выполнения. Количество баллов, набранных ребёнком при обследовании позволяет, определить уровень его речевого развития. Всего четыре уровня (высокий, средний, низкий и очень низкий). Рабочая тетрадь состоит из 3 блоков и приложения. Первый блок - это речевые пробы по всем параметрам обследования речи в доступной для младших школьников форме.
Пример
Второй блок – это диагностические работы по разным видам дисграфии, которые позволяют выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого учащегося.
Пример
Третий блок – это оценка динамики речевого развития учащегося «Мои достижения». С помощью «Лесенки успеха» учащийся самостоятельно определяет ступень результативности выполнения диагностических работ по количеству набранных баллов.
Пример.
Проведение мониторинга позволяет: создать систему контроля коррекционного процесса на основе конечного результата; повысить качество работы в результате своевременного выявления причин затруднения учащихся; оценить значимость образовательного маршрута, внести изменения в программу обучения; оказать оперативную помощь учащимся; стимулировать мотивацию, развивать самоконтроль учащихся.
Литература
1.Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Мониторинг речевого развития учащихся начальных классов. Программно-методические материалы: Учебно-методическое пособие. Под научной редакцией О.В. Елецкой. – М.: Редкая птица, 2019.
2.Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Мониторинг речевого развития учащихся начальных классов: рабочая тетрадь; Под научной редакцией О.В. Елецкой. – М.: Редкая птица, 2022.
Подготовили: учителя – логопеды ОГБОУ «Мосоловская школа-интернат» Тимукина Т.А., Булганина Н.Н.