СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребёнком с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена структура адаптированной образовательной программы для ребёнка с ОВЗ или ребёнка -инвалида

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребёнком с ОВЗ"»

Адаптированная образовательная программа как

условие получения образования ребенком с ОВЗ


Сегодня мы говорим об инклюзивном образовании. Основополагающий принцип инклюзивного образования следующий: «Все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь».

В действующем Законе «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года в статье 79 говорится, что «…образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность», но во всех случаях для них должны быть созданы специальные образовательные условия.

В пункте 3 статьи 79 ФЗ чётко прописывает условия получения образования ребёнком с ОВЗ.

«Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития, вклю­чающие в себя:

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

  • использование специальных технических средств обуче­ния коллективного и индивидуального пользования;

  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказы­вающего обучающимся необходимую техническую помощь;

  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

  • обеспечение доступа в здания организаций, осущест­вляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

«...Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида...». Это новое явление для нашей образовательной практики.




Что же такое адаптированная образовательная программа,

как она создается?


Пункт 28 статьи 2 Закона «Об образовании» звучит так: «Адаптированная образовательная программа (АОП)- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реаби-литации (ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения образования.

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ разрабатывается на основе:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012г.

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002г. N 29/2065-н «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. N 1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. N 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

  5. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015г. №1297 «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 – 2020годы.

Адаптированная образовательная программа разраба­тывается на базе основной общеобразовательной программы школы с учетом адаптированной основной образовательной программы для категории детей с ОВЗ, к которой относится ребенок.

При этом модификации, то есть изменению, преобразованию, адапти-рованию, в соответствии с образовательными потребностями и индивидуальными возможностями учащихся, подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с учащимися.



Адаптирование учебных программ предусматривает:

  • Частичное выполнение учебной программы в соответствии с возможностями ученика с ОВЗ

  • Сокращение числа и объема учебных заданий с акцентированием внимания на главных, ключевых темах, понятиях

  • Альтернативное замещение трудновыполнимых заданий

  • Предоставление выбора объекта изучения в рамках одной темы (например, выучить наизусть большое или маленькое стихотворение)

  • Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (несколько небольших сообщений, устное сообщение по результатам наблюдения, экскурсии и т.п.)

Адаптированная образовательная программа также пред­усматривает включение разделов (модулей), обеспечивающих коррекционно-развивающую направленность образования.

Структура индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида включает в себя:

  • Титульный лист

  • Пояснительная записка

  • Индивидуальный учебный план

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся (на соответствующей ступени образования)

  • Мониторинг достижений обучающихся

  • Заключение и рекомендации

На титульном листе указываются:

  • наименование учреждения;

  • назначение программы;

  • срок реализации;

  • адресность программы (фамилия, имя воспитанника, год обучения);

  • гриф утверждения руководителем;



В пояснительной записке указываются:

  • сведения о ребенке: возраст, класс, социальное окружение, интересы;

  • диагноз;

  • психолого-педагогическая характеристика ребенка;

  • данные углубленной диагностики различных сфер развития ребенка;

  • структура индивидуальной образовательной программы, её цель и задачи;

  • основные общеобразовательные и парциальные программы, на основании которых разработана ИОП;

  • обоснованность и варьирование используемых программ;

  • перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др. (при необходимости).

В индивидуальном учебном плане отражается варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов (при необходимости).

Содержание программы включает в себя следующие компоненты:

Образовательный компонент-

  • Индивидуальный образовательный план

  • Задачи по предметным областям

  • Критерии оценивания достижений по образовательным областям

  • Календарно-тематическое планирование;

Коррекционный компонент-

Индивидуальный маршрут развития ребёнка, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы специалистов сопровождения (учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника) с обучающимися, её приёмы, методы и формы, рекомендации выше указанных специалистов учителю и родителям.

Социализация (воспитательный компонент)-

содержит раздел классного руководителя, условия взаимодействия учителей и специалистов с ребёнком с ОВЗ или ребёнком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения

  • внеклассная и внеурочная деятельность;

  • мероприятия, направленные на социализацию ребёнка.

В мониторинге достижений обучающегося сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций (динамика развития ребёнка, оценка результатов обучения и социализации).

В заключении и рекомендациях дается

  • обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики;

  • заключение о реализации АОП в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года.

Комплектование инклюзивных классов осуществляется на основании заключения городской ПМПК при совпадении желания родителей (законных представителей) и наличии в учреждении необходимых условий, включающих кадровое обеспечение специалистами, имеющими право на ведение профессиональной деятельности в сфере коррекционно-развивающего обучения, службу сопровождения, учебно-методическое обеспечение и развитую материально-техническую базу.

Внутри учреждения всем ходом инклюзивного образования руководит школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Он же осуществляет необходимые изменения образовательных маршрутов школьников, если в этом возникает необходимость.

Прежде чем составлять адаптированную образовательную программу и индивидуальный учебный план, педагогам не­обходимо ознакомиться с рекомендациями ПМПК и результа­тами диагностики ребенка специалистами пси-холого-медико-педагогического консилиума школы (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога). Причем роль учи­теля состоит в определении не степени готовности или него­товности ребенка, а возможности его обучения и развития через определение «зоны ближайшего развития» и постановку соответствующих целей и задач обучения.

Черноусова Е. С.: что касается моего класса, то он сформировался в сентябре прошлого года. В классе 21 ученик. Из них 1 ребёнок - Кансаев А. c ОВЗ, который занимается по АОП варианта _8.2 (обучающиеся с расстройствами аутистического спектра).

Аутизм (расстройства аутистического спектра) - расстройство общего развития, при котором имеются такие группы нарушений, как качественные расстройства взаимодействия, качественные расстройства коммуникации, а также стереотипные проявления, которые проявляются в жестко ограниченных интересах, поведении и действиях.

Павлычева Т.Г. В моём классе 28 учеников.Из них 1 ребёнок с ОВЗ, занимающиеся по АОП варианта 7.2 (ЗПР).

Адаптированная рабочая программа обучающегося с задержкой психического развития направлена на овладение обучающимся учебной деятельностью и формирование у него общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

На уроках эти дети испытывают определённые трудности:

познавательные:

  • невозможность воспроизведения ранее изученного ма­териала на следующем уроке;

  • невозможность воспроизведения правила в измененной ситуации;

  • неумение работать по наглядным моделям и схемам;



коммуникативные:

  • неумение согласовывать действия с партнерами (работа в парах);

  • неумение грамматически правильно построить фразу или задать вопрос;

психомоторные:

  • неумение правильно держать ручку;

  • неустойчивый почерк;

  • плохая ориентировка на плоскости и в пространстве.

Для этих учащихся была разработана адаптированная программа (согласно рекомендациям городской ПМПК). С данными детьми проводят коррекционно- развивающие занятия логопед и психолог.

Классы инклюзивного обучения объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга. Учителю важно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, правильно относится к имеющимся между детьми различиям. Только принимая ребенка как личность, можно воспитать и развить в нем положительные личностные качества.

Таким образом, в нашем выступлении и выступлении коллег были определены наиболее важные положения, касающиеся разработки и реализации специальных образовательных условий для детей с ОВЗ. Но на практике, какие бы идеальные условия не были бы разработаны, как бы хороши они не были по отношению к потребностям конкретного ребенка – положительный эффект будет в том случае, если в процесс их реализации будет вовлечен весь педагогический коллектив и специалисты сопровождения.

Хотелось бы закончить наше выступление высказыванием из Конвенции ООН о правах ребёнка:

«Мы работаем в первую очередь в интересах детей.

Все дети имеют надежду и возможности.

Все дети имеют право на охрану здоровья,

безопасность и развитие.

Все дети имеют право голоса и возможность влиять

на решения, касающиеся их жизни».



Литература



1. Кутепова Е.Н. Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ: Учебно- методическое пособие / Педагогический университет «Первое сентября», 2014.

2. Лебединцев В.Б., Горленко Н.М. Позиции педагогов при обучении по индивидуальным образовательным программам// Народное образо­вание. 2011. № 09. С. 224–231.

3. Лебединцев В.Б., Запятая О.В. Индивидуальные образовательные про­граммы школьников // Народное образование. 2010. № 6. С. 189–197.

4. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие/отв.ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. М.: МГППУ, 2013.

5. Организация специальных образовательных условий для детей с огра­ ниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреж­дениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012.

6. Разработка и реализация индивидуальной образовательной програм­мы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012.

7