СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Формирование основ глобальных компетенций в начальной школе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Формирование основ глобальных компетенций в начальной школе"»

Формирование основ глобальных компетенций в начальной школе

Иванова Н.Н.
Студентка КПК№1 им. М.Горького,
г. Красноярск, Российская Федерация

Аннотация

Современный мир характеризуется взаимосвязанностью, разнообразием и быстрыми темпами изменений. В этих условиях система образования должна ориентироваться на тенденции эпохи вызовов и противоречий глобального масштаба. Для разрешения глобальных проблем миру нужны люди, способные эти проблемы решать сообща, ориентируясь в межкультурном разнообразии. А для того, чтобы удовлетворить современные потребности в нехватке компетентных кадров, необходимо уже на ранних этапах образования включать в образовательный процесс деятельность направленную на формирование и развитие глобальных компетенций. Поэтому цель данной статьи заключается в том, чтобы подробно раскрыть термин «глобальные компетенции» и структуру данного понятия на основе анализа теоретических исследований ученых-педагогов.

Ключевые слова: глобальные компетенции, функциональная грамотность, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), модель глобальных компетенций, компоненты глобальных компетенций.

Великий педагог XIX века К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грамотность школьника

Функциональная грамотность простыми словами — это уровень образованности, который может быть, достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.

Выделяют основные направления формирования функциональной грамотности:

-математическая грамотность;
-читательская грамотность;
-естественнонаучная грамотность;
-финансовая грамотность;
- глобальные компетенции.

Глобальная компетентность в исследовании PISA определяется как «многомерная способность, которая включает в себя следующие глобальные компетенции: способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и ценить различные мировоззрения и точки зрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими и принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития.

Т.В. Коваль, С.Е. Дюкова подчёркивают, что глобальная компетентность, как базовое формирование личности, является многомерной целью обучения на протяжении всей жизни.

Таким образом, большинство исследователей подчёркивает, что содержание глобальных компетенций включает восприятие многокультурного мира и готовность принимать позицию людей другой национальности, конфессии и социальной группы и способность вступать с ними в диалог.

Глобальные компетенции – это самое молодое направление компетенций российского образования, которое было включено в ФГОС в 2018 году.

Формирование глобальных компетенций в современном образовании очень актуально. Оно определено осознанием вызовов времени, отбором компетенций в образовательной среде, связанных с жизнью в глобальном сообществе. Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, пересмотров целей, качества образования, систем оценки достигнутых результатов. Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». На данный отбор повлияли некоторые факторы, взаимосвязанные и взаимозависимые:

1. Необходимость ориентироваться на будущее всего земного сообщества.

2. Специфика социально-экономического развития современного общества.

3. Возрастание роли комплексов умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами, важных во всякой профессии.

4. Динамизм, ускорение изменений во всех сферах жизни.

5. Необходимость модернизации содержания образования, поиск баланса между предметным и метапредметным содержанием образования.

6. Поиск новых подходов к социализации школьников.

Глобальная компетентность включает в себя не только навыки и знания, но также отношения и ценности, что является ее особой чертой. Сюда относятся способность к сотрудничеству, критическое мышление, коммуникативные навыки, исследовательские навыки, инициативность, гибкость, любознательность, лидерство, настойчивость и осознанность.

Требования, предъявляемые к обучающимся в ФГОС НОО, находят свое отражение в содержание глобальных компетенций, что приводит к необходимости оптимизации образовательного процесса в школах.

Модель глобальных компетенций можно представить 4 компонентами:

  1. Компонент знания в области глобальных проблем и межкультурных взаимодействий. В работах PISA он представлен и оценивается комплексным заданием.

  2. Когнитивные умения – это главные аналитическое и критическое мышление. Оценивается также комплексным заданием.

  3. Отношения – открытое, эффективное, уважительное взаимодействие с другими людьми в разных ситуациях.

  4. Общечеловеческие ценности – ценности, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества, но, наполняется в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом.

Если знания и умения можно оценить, то отношения и ценности находятся вне оценки.

Рис.1 Концептуальная модель оценки глобальных компетенций

Планомерное формирование глобальной компетентности неразрывно связано с реализацией требований федерального государственного образовательного стандарта к предметным, метапредметным и личностным образовательным результатам. Поэтому учителям различных предметных областей необходимо включать в свои уроки и занятия внеурочной деятельности практико-ориентированные задания и использовать форматы, способствующие формированию всех четырёх составляющих глобальной компетентности. Такими форматами могут быть:

- решение ситуационных задач глобального характера;

- нетипичные задачи, для решения которых необходимо критическое мышление;

- содействие межкультурному диалогу через участие в международных проектах (переписка с зарубежными школьниками, участие в межкультурных лагерях и форумах, телемосты и видеоконференции со школами-партнерами);

- решение кейсов на преодоление стереотипов;

- использование методов неформального образования в области межкультурного диалога и прав человека;

- дискуссии и дебаты, ролевые и деловые игры;

- метод форум-театра;

- интегрированные уроки.

Формирование глобальной компетентности — это составная часть целостного образовательного процесса, который отражает объективную необходимость, связанную с требованиями времени, и субъективный запрос мотивированных субъектов образовательного процесса - обучающихся, учителей и родителей. Начальная школа закладывает основу глобальных компетенций, формируется способность думать, анализировать, от работы педагога и грамотно отобранного материала зависит, захочет ли ребенок докапываться до истины, поразмышлять о том «Почему?», почитать, что-то дополнительно, мыслить широко.

Формирование глобальных компетенций не заканчивается и на уровне общего образования, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.



Список литературы и источников

1. Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://skiv.instrao.ru/content/board1/konferentsii-seminary-forumy/forum/globalnye-kompetentsii/17%20декабря%20Коваль.pdf

2. Глобальные компетенции в структуре функциональной грамотности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pochtschool.crm.eduru.ru/media/2021/11/22/1305306376/Global_ny_e_kompetencii_compressed.pdf

3. Компоненты глобальных компетенций и особенности их формирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://surschk1.ucoz.ru/dokument/func_gram/komponenty_globalnykh_kompetencij_i_osobennosti_ik.pdf

4. ФГОС Начальное общее образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/

5. Функциональная грамотность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://shkolabolshiekopeny-r64.gosweb.gosuslugi.ru/glavnoe/glavnaya/gramotnost/