СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Исследования вопроса об особенностях развития воображения у младших школьников с ЗПР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни. Особенно значимым становится развитие воображения и творчества в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период закладываются основы их развития. Известно, что воображение складывается в процессе развития его деятельности под влиянием условий жизни, обучения и воспитания, проходя становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Исследования вопроса об особенностях развития воображения у младших школьников с ЗПР"»

2.1 Исследования вопроса об особенностях развития воображения у младших школьников с ЗПР

Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни. Особенно значимым становится развитие воображения и творчества в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период закладываются основы их развития. Известно, что воображение складывается в процессе развития его деятельности под влиянием условий жизни, обучения и воспитания, проходя становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. К младшему школьному возрасту воображение нормально развивающихся детей приобретает продуктивный характер и, по утверждению В.А. Калягина[13], определяется появлением и развитием у ребенка внутренней позиции, которая дает ему возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию. Своеобразие в развитии воображения у детей с задержкой психического развития создает трудности в усвоении программного материала в школьном учреждении, тормозит развитие их личностных качеств, затрудняет подготовку к дальнейшему обучению. Сведений о воображении детей с ЗПР недостаточно, но этой проблемой активно занималась Медведева Е.А. – формированием предпосылок и элементов творческого воображения у младших школьников с задержкой психического развития. Одной из особенностей в развитии воображения у детей с ЗПР является слабая выраженность положительного мотивационно-потребностного компонента в творческой деятельности. Интерес к творческим заданиям наблюдается у некоторых. Если задание сложное, то интерес падает. Это указывает на критичность детей в оценке своих возможностей и на боязнь ситуации неуспеха, связанные с неудачами в прошлом. Важным моментом, является то, что структурные компоненты воображения на уровне эмоционально чувственного и художественного опыта несовершенны. Такая способность, как целостное, образное видение воображаемой ситуации, у них сформирована недостаточно. Характерной особенностью воображения детей с ЗПР является низкий уровень развития комбинаторных способностей. Деятельность воображения сочетается с подражательностью, а интуиция с сознательным поиском средств выразительности образа. Дети испытывают сложности при выполнении творческих заданий, связанных с изменением, комбинированием заданного сюжета, образа, так и с созданием собственных замыслов и их реализацией в разных видах ролевых игр. Более того, разные виды опоры (наглядная) и (словесная) не являются для детей с ЗПР «пусковым механизмом» для разворачивания творчества.

Дети с ЗПР испытывают трудности в использовании ролевой речи в творческих заданиях, связанных с созданием собственного замысла. Некоторые с помощью взрослого, после вербального описания характерных особенностей персонажей способны к поиску средств выразительности в ролевых играх. При этом дети недостаточно владеют техникой целостно-пластического воплощения образов воображения во внешнюю форму. Таким образом, особенностью воображения детей с ЗПР развития является несформированность предпосылок творческого воображения. Особое место в психологическом портрете детей с ЗПР занимает сфера их образов представлений, они негибки и статичны. С наибольшей очевидностью указанное качество представлений этих детей проявляется в игровой деятельности.

Как отмечает Эльконин Д.Б.[5], в игре всегда присутствует воображаемая ситуация, которая и отличает ее от простого предметного манипулирования. Игровое поведение детей с ЗПР указывает на трудности создания ими воображаемой ситуации. Этим детям не удается «подняться над пространством наличных обыденных предметных расчленений, произведенных специальной деятельностью взрослых людей и взглянуть на эти расчленения как бы сверху». Смысл их игр состоит в совершении манипуляций с игрушкой. Е.С. Слепович[14]в своих исследованиях игровой деятельности отмечает следующие особенности воображения у ребенка с ЗПР. Эти особенности касаются таких структур воображения как порождения общей идеи и создания плана ее воплощения. Анализ игры обнаруживает у детей с ЗПР стандартный набор игровых реплик, т.е. на основе шаблонных планов – замыслов, дети разыгрывают то, что является скорее сценарием, чем живой ролевой игрой.

Анализ речевой деятельности детей с ЗПР, говорит о замедленном становлении процесса языковой символизации. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в переходе от одной семантической структуры к другой, смене контекстов, т.е. система образ-слово у них не сформирована. Если говорить о связном речевом высказывании, для детей с ЗПР характерны следующие особенности: трудности в создании замысла высказывания, продуцирование вербальных штампов, персеверации на уровне текста, утрата цели высказывания, тенденция выполнять речевые задания согласно одной выбранной стратегии деятельности, однотипность гипотез при решении вербальных задач, трудность в одновременной ориентации на форму и смысл высказывания. Представление о себе у детей с ЗПР носит жестко привязанный к конкретным ситуациям характер. Их самоописания не касаются индивидуально-типологических качеств, то есть они недостаточно индивидуализированы. Невербальный образ себя не есть целостное структурное образование, а подробное перечисление составных компонентов в контексте окружающего мира. Такой ребенок не видит себя в прошлом и будущем в качестве единого, не видит изменений, происходящих в нем. Так же имеются особенности эмоционального воображения детей с ЗПР, восприятие сложных эмоциональных состояний обычно неадекватно или редуцируется до «хорошо» «плохо». Свои собственные эмоциональные состояния они распознают хуже, чем персонажей картин и рассказов. Для детей с ЗПР, в отличие от нормативных, обозначающие эмоции слова включают не в систему синтагматических связей, более простых по сути, а в систему парадигматических связей. Запорожец А.В. связывал успешность понимания эмоциональных состояний с развитием воображения, позволяющим решать смысловые задачи путем мысленных преобразований эмоционально окрашенных силу[11].