УДК 00000
ББК 00000
В.В.Селиверстова,
МАОУ СШ № 9
«Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение" Средняя школа №9"
г.о. Красноуфимск Свердловской области
V.V.Seliverstova,
MAU SECONDARY SCHOOL No. 9
"Municipal autonomous educational institution
"Secondary school No. 9"
Krasnoufimsk, Sverdlovsk region
E-mail: [email protected]
ПРИЕМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
TECHNIQUES FOR VISUALIZING ARTISTIC TEXT
IN LITERATURE LESSONS AS A MEANS FORMATION OF READING LITERACY
Аннотация. В статье анализируется проблема формирования интереса к чтению художественной литературы у современных школьников. Представлены приемы визуализации на уроках литературы, формирующие читательскую грамотность школьников. Рассматриваемые в статье приемы применяются автором на практике. / В статье отражен личный опыт. Описанные приемы позволяют сделать преподавание литературы приближенным к потребностям и интересам современных школьников. Приемы визуализации делают художественное произведение живым, обращенным к учащимся, вызывающим интерес к предмету, к чтению разных текстов, что помогает совершенствовать читательскую грамотность.
Ключевые слова: цифровая эпоха, ресурсы Интернета, приемы визуализации, художественная литература, интерес к чтению, комикс, страничка литературного героя в соцсетях, прием кейсов, урок-шоу, буктрейлер
Abstract. The article analyzes the problem of the formation of interest in reading fiction among modern schoolchildren. Visualization techniques in literature lessons that form the reading literacy of schoolchildren are presented. The techniques considered in the article are applied by the author in practice. / The article reflects personal experience. The described techniques make it possible to make the teaching of literature closer to the needs and interests of modern schoolchildren. Visualization techniques make a work of art alive, addressed to students who are interested in the subject, to reading different texts, which helps to improve reading literacy.
Keywords: the digital age, Internet resources, visualization techniques, fiction, interest in reading, comics, the page of a literary hero in social networks, case studies, lesson show, booktrailer
Цифровая эпоха значительно изменила культуру чтения. На смену вдумчивому чтению пришла привычка скоростного и поверхностного считывания слов с экрана мобильного устройства или монитора компьютера. По мнению социологов, завершается эпоха печатной, книжной культуры. Человечество входит в цифровую эпоху.
Возможно, в недалеком будущем появится такая электронная книга, читая которую, человек будет воспринимать информацию не только глазами, но и всеми органами чувств, он сможет одним нажатием кнопки по своему усмотрению дополнять и изменять реальность, изложенную в книге, создавать новых персонажей и вводить их в сюжет произведения.
Но, чтобы дополнять реальность книги, нужно уметь задерживаться на прочитанном, вдумываться в аргументацию автора, знать, как строится художественное произведение. Вот почему сегодня большой интерес у педагогов вызывают инновационные образовательные технологии, применение которых делает процесс чтения и обучения более активным, творческим и увлекательным, что соответствует требованиям к современному уроку.
Учитель литературы сегодня имеет в своем арсенале целый набор форм и методик, позволяющих ученикам в процессе общения с книгой выйти за её пределы и использовать все возможности Интернет-пространства.
Ресурсы Интернета помогают организовать виртуальные литературные экскурсии; реконструировать биографии писателей, воплощать их в мультимедийных презентациях; делать таймлайны жизни героев в онлайновом конструкторе лент времени, карты их путешествий в режиме гипертекста с разнообразными гиперссылками. А можно по текстам художественных произведений рисовать комиксы, создавать буктрейлеры; создавать страницы литературных героев в соцсетях – придумать им аватарки, писать их биографии, «сочинить» для них несколько подходящих статусов…
Практическое освоение «цифровых» приемов позволяет сделать преподавание литературы приближенным к потребностям и интересам современных школьников.
Предлагаем ряд приемов визуализации текста (комикс, страничка литературного героя в соцсетях, прием кейсов, урок-шоу, буктрейлер), позволяющих привлечь внимания учащихся к произведениям классической литературы, способных вернуть интерес обучающихся к произведениям школьной программы.
Под визуализацией - «воссоздающим воображением» мы понимаем погружение в литературное произведение через привычные для школьников средства виртуального общения, погружения в коммуникативную среду, в актуальные для него жанры – инфографику, записи в блоге, фанфики, буктрейлеры, электронные комментарии, другие интерактивные медийные форматы. Приемы, описанные нами, это интерактивный подход в обучении, подразумевающий живое участие учащихся, их взаимодействие как с педагогом, так и между собой, но эти приемы еще и переносят школьника в привычную среду общения на уроке литературы при изучении произведений классической литературы. Такое погружение поможет школьникам больше узнать о его авторе, персонажах, их характерах, о мотивах их поступков, поможет понять позицию автора и идею произведения. Приемы визуализации делают художественное произведение живым, обращенным к учащемуся, вызывающим интерес к предмету, к чтению разных текстов, что помогает совершенствовать читательскую грамотность школьников и метапредметные навыки.
Во-первых, поговорим о комиксах на уроках литературы. Мы убедились в том, что этот прием анализа и интерпретации текста художественного произведения формирует интерес к чтению.
Комикс многие учителя незаслуженно считаются «наивным развлечением», не воспринимается как серьезный прием формирования читательской грамотности. А у школьников это настолько востребованный жанр, что в 2025 году ФИПИ требует от выпускников на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в сочинении не опираться на комиксы, аниме, мангу…
Преимущество комикса как приема анализа текста на уроке литературы заключается в том, что изображение тесно связано с сюжетом произведения и отдельно от него не воспринимается, и текст, который сопровождается рисунками, воспринимается учащимися более полно в плане содержания и композиции произведения.
Рисование комикса от руки не требует не только высокого уровня художественного мастерства, но и больших временных затрат, хотя и можно использовать графический редактор. Техника электронной анимации значительно ускоряет работу за счет дублирования базовых изображений и использования их в разных сочетаниях, но я предпочитаю предлагать учащимся создать комикс именно от руки. Они более эмоциональные, содержательные, подчеркивают глубину переживания героев, так кат учащиеся не ресурсами графического редактора. Рисуя от руки, учащиеся проявляют максимальные творческие способности в плане композиции, цветового решения комикса.
Алгоритм создания комикса по тексту художественного произведения на уроке обычно включает следующие этапы: создание сценария комикса учениками4 написание диалогов и монологов; создание эскизов, раскадровка, прорисовка фонов и фигур; создание рисунков и набор выносок (Выноска - облачко с текстом, пузырь реплики, пузырёк со словами, баллон, текстовый баллон, баббл, спич-баббл от англ. speech balloon, speech bubble); обработка изображений - прорисовка всех элементов; монтаж комикса, Обычно получаются бумажные книжки-малышки, которыми можно обмениваться, которые можно передать другим для мотивации чтения произведений классической литературы. Да, иногда получается неказисто, даже криво-косо, но ведь комикс – это только средство, стимулирующее интерес к чтению вообще.
На первом этапе перед учащимися ставится задача внимательно прочитать текст произведения. Обычно даю как домашнее задание. На уроке вначале предлагаю написать сценарий будущего комикса. Следующий этап начинается с визуализации образов-персонажей. Для этого ученики должны ответить на следующие вопросы: Как выглядят герои? Как их внешний облик соотносится с характерными поступками, взглядами? Каким образом в рисунке можно подчеркнуть своеобразие каждого из персонажей? Где происходит действие комикса? Какие детали интерьера помогают передать атмосферу места действия? и т. п.
Перед тем, как приступить к графическому воплощению замысла, предлагаю определить количество изображений действующих лиц и предметов, а также интерьерные и пейзажные варианты фона.
Обращаю внимание на то, что нужно соблюдать единый стиль для всех рисунков. На следующем этапе ученики все картинки объединяются вместе с текстом. В качестве примера ссылаюсь на урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Аи Эн «Коварная парта»: (Презентация: https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-po-teme-sozdanie-komiksa-po.html Конспект урока: https://multiurok.ru/index.php/files/tema-sozdanie-komiksa-po-rasskazu-ai-en-kovarnaia.html)
Комикс на уроках литературы используем и как собирательный образ какого-либо социального типа, составленный из стереотипов и иронических комментариев, адаптируем в процессе анализа литературного типа («маленький человек», «лишний человек», «тургеневская барышня», «самодур», «босяк» и т. д.).
Характеристики персонажей могут быть представлены в любой формулировке, в том числе и в юмористической. Например, «маленький человек» является чаще всего незаметным мелким чиновником, бедным. Он занимает подчиненное положение, прислуживается, ощущает ущербность и приниженность. Они ощущают свое бессилие, бедность, неспособность создать семью. В изображение типа отражаем одиночество, в выносках - мысли о невозможности «прыгнуть выше головы», мизерные цели.
Таким образом, данный прием визуализации способствует формированию образовательных компетенций у учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через изучение, анализ и преобразование сплошного текста в несплошной через создание комикса, и достижение обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов.
Во-вторых, обратимся к приему создания странички литературного героя в соцсетях, который, по нашему мнению, является эффективным прием визуализации текста художенственного произведения на уроках литературы.
Практически все мои ученики имеют аккаунты в социальной сети ВКонтакте. Это позволяет соединить увлечение учащихся социальными сетями и литературное произведение. С помощью данного приема учащиеся создают аккаунты писателей, поэтов. которые представляют собой заполненный информацией профиль – современную разновидность анкеты. На «стене» размещают сведения: «дата рождения», «семья» «любимый город», «место учебы», «фото», «друзья», «любимые книги», «любимая музыка ( например, на страничке А.С. Грибоедова делаем ссылку на его вальс), добавляем статус: «мудрые мысли» писателя, достижения, письма друзьям…
Еще увлекательнее создавать странички литературных героев от руки. Этот прием лучше всего использовать на уроке обобщения изученного. Выбираем групповую работу. Данный прием позволяет систематизировать основные сведения о персонаже: биографические данные, жизненные принципы, как они отразились поступках героя, имена его друзей и врагов, интересы, увлечения, любимые цитаты героя… Даже можно указать день, место, причины и обстоятельства гибели героя. Например, можно создать страничку-некролог о трагической гибели Т. Бульбы, его сыновей, Ленского, Грушницкого и т.п.
Прием «Страничка литературного героя в ВК» выполняем на листах бумаги (оффлайн-страничка), т.к. обучающиеся легко представляют свою страничку и странички своих друзей в ВК, знают ее дизайн, какие сведения нужно указать. Это может быть и индивидуальная домашняя работ, и работа в парах на уроке. Чтобы упростить работу, учащимся можно предложить готовый незаполненный шаблон странички, оформленный в соответствии с дизайном (названия разделов и расположение объектов) выбранной социальной сети. У оффлайн-странички может быть и динамическая форма – ватман с «аккаунтом» можно повесить на стену и заполнять по мере изучения темы, используя «кармашки», в которых будут размещаться обновлённые материалы (аватарки, сообщения и т. п.).
«Литературный герой» может отправлять личные сообщения, создавать беседы, группы, комментировать записи других пользователей-героев, выкладывать свои посты, обмениваться различными материалами. Это позволяет структурировать информацию о герое или авторе, которая в таком виде хорошо запоминается. Чтобы аккаунт точно отражал характер писателя или героя, учащиеся должны тщательно изучить художественное произведение биографию писателя, чтобы подобрать соответствующую информацию..
Для заполнения профиля странички литературного персонажа используется как текст произведения, так и внелитературные источники: мемуары, комментарии, экранизации, сиквелы, воспоминания, письма, заметки и т. д. В ряде случаев приходится додумывать недостающую информацию, однако такой вымысел должен быть аргументирован содержанием самого произведения и позицией автора.
Таким образом, данный прием повышает интерес к чтению, создает условия для формирования читательской компетенции учащихся, позволяет мотивировать к изучению литературы через привычные для учащихся формы общения, развивает творческий потенциал, без принуждения позволяет сохранить литературное произведение в памяти, повышает уровень общей культуры обучающихся.
В-третьих, для визуализации персонажей литературного произведения мы используем на уроках литературы прием кейсов как средство формирования собственного отношения учащихся к позиции автора.
Часто на уроках литературы возникают проблемные вопросы, на которые нельзя дать однозначный ответ. Тогда учащимся нужно провести исследование, предполагающее анализ большого объема информации. Прием кейсов очень похож на судебное расследование, где в качестве кейса выступает папка с делом №…, где есть доказательства, улики, показания свидетелей, на основе которых учащимся нужно вынести вердикт. Сase-study применялся еще в прошлом веке, примерно 100 лет назад, в Гарварде. Этот метод применяли для обучения будущих экономистов и управленцев. Но только в начале нашего века кейс-технология проникла в методики школьного обучения, в том числе – в преподавание литературы, хотя пока она почти не освоена учителями
И на литературе можно использовать кейсы как открытые, так и закрытые. В закрытом - учащиеся используют только информацию из кейса, в открытом - ответ дополняют информацией из книг, интернета и т.п. На уроках литературы целесообразно использовать кейс –с минимальным количеством дополнительной информации (5-10 страничек), чтобы учащиеся опирались на собственные знания, применяя их уже на практике,
Предварительно учитель совместно с учащимися после изучения художественного произведения определяют проблему, требующую решения. Затем подбирают « папку документов» для «судебного рассмотрения», Учитель заранее составляет методические рекомендации, включающее разработку заданий к кейсу, и карточки для итогового ответа и т. п.
Проблемная ситуация – это проблемного вопроса, который имеет противоречивое решение: Почему Маша не уехала с Владимиром Дубровским, ведь она сама просила его о помощи? В каком из стихотворений А. Блока: «Незнакомка» или «В ресторане» — протест против «страшного мира» прозвучит острее? Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора? Софья- это единомышленница Чацкого или защитница «фамусовского общества»? Кто такой Лука: лжец или «человечный человек»? Почему рассказ Л. Толстого называется «Кавказский пленник», если в произведении говорится о двух офицерах, попавших в плен? Почему «Кладовая солнца» М. Пришвина — это сказка-быль? Почему Герасим, утопил Муму? Почему роман Пушкина называется «Капитанская дочка», если речь в нем идет о Петруше Гриневе?....
Для создания кейса учитель использует сведения из биографии писателя, из истории создания произведения, его жанрового своеобразия. Проблему подбираем так, чтобы в кейс-папку «судебного дела» вошли материалы из разных источников информации: текст художественного произведения, критические статьи, фрагменты из биографии автора, сведения по теории литературы, словарные статьи, исторические документы, фотографии, иллюстрации, видеоматериал (если это уместно): и все, что позволяет учащимся ответить на проблемный вопрос.
Если работа идет «трудно», учитель предлагает дополнительные вопросы, возможно, наводящие вопросы. Многое зависит от участия учителя в уроке, его умения импровизировать.
Кейс собираем так: на первой странице обозначается проблема, которая выносится в заголовок документа. Можно приложить дополнительные вопросы или задания. Дальше размещаются документы, необходимые для решения кейса со ссылками на достоверный источник. Учащиеся, работая с небольшим печатным кейсом на уроке, имеют возможность провести всесторонний анализ материалов, выдвинуть собственную гипотезу – один из возможных вариантов решения проблемы, обосновывать её при помощи аргументов, полученных из кейса.
Ответ может быть представлен как в письменном виде (бланк ответа), так и в устном виде (учащиеся защищают свою позицию по проблемному вопросу, аргументируя собственную точку зрения).
При оценивании ответа учитываем логичность и обоснованность аргументов, краткость и четкость, умение вступать в диалог с учителем, другими участниками на этапе обсуждения, активность группы.
Например, после изучения комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» формулируем проблемный вопрос: «Молчалины блаженствуют на свете!?», дополнительные вопросы: Чья жизненная философия ближе современному читателю: Чацкого или Молчалина?» Добавляем наводящие вопросы: Почему Софья, умная девушка, полюбила ничтожного Молчалина? Достоин ли любви Молчалин? Жалок он или страшен? В чем видят счастье Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Чацкий и другие персонажи пьесы? Кто, по-вашему мнению, самый счастливый, а кто самый одинокий из героев пьесы? Какой образ самый трагический?
В кейсе у учащихся выбранные учителем заранее фрагменты из комедии А.С. Грибоедова – реплики-цитаты персонажей. На первом листе реплики Чацкого о Молчалине и о себе, на втором листе реплики Молчалина о Чацком и о себе, на третьем листе реплики Софьи о Чацком и Молчалине, на четвертом листе реплики представителей «фамусовского общества» о Чацком и Молчалине. На пятом листе фрагменты из письма Пушкина к Бестужеву (1825 г), фрагменты из статьи Гончарова «Мильон терзаний» (1874 г), из статьи Белинского «Горе от ума» (1840 г), только то, что касается характеристики персонажей комедии, что подводит к ответу на проблемный вопрос. Если есть ноутбуки, то дополнительно предлагаю посмотреть фрагменты из фильма «Горе от ума» (1952 г), отобранные заранее и относящиеся к проблеме.
Чаще всего учащиеся приходят к выводу, что для них, как современных людей, «отвратительна» жизненная философия Молчалина. Молчалину всегда выносят приговор: виновен! Но и отношение к Чацкому, к его бесконечному высмеиванию окружающих, к его «откровениям» - негативное. И Чацкий учащимся чаще всего не нравится. Возникает новая проблема: какая жизненная позиция должна быть у современного человека?
Данный кейс даёт возможность раскрыть не только позиции героев произведения и их характеристику, но и одновременно проанализировать авторскую позицию, читательское мнение (интерпретации текста учащимися как современными читателями). Кроме того, кейс интересен необходимостью поиска информации из текста произведения, критических статей, отзывов в комментариях к фильму.
Кейс помогает учащимся учиться формировать и формулировать собственную точку зрения, позволяет уйти от однозначности в интерпретации текста, развивает критическое мышление.
Визуализация заключается в том, что учащиеся встают на позицию персонажей художественного произведения, «перевоплощаются» в них, анализируют и сравнивают свои жизненные позиции со взглядами героев произведения. Положительные моменты кейса в том, что учащиеся начинают глубже интерпретировать сюжет произведения, видеть его проблематику, переносить его на окружающую действительность, анализировать личный опыт, делать выводы.
В-четвертых, по нашему мнению, визуализации на уроках литературы способствует прием шоу. Урок-шоу является способом погружения учащихся в вымышленный мир художественного произведения и принятия ими определенной роли, позволяющей понять замысел автора.
Участники ролевой игры, примеряя «маску» автора, критика или литературного героя, в том числе специалиста в области какой-либо профессии, действуют по «логике разыгрываемой роли», соблюдая правила имитируемой реальности.
При этом, чтобы «перевоплотиться», участник шоу должен хорошо разобраться в художественном произведении, в позиции автора, в характере героя, которого он изображает. Такие уроки проводим исключительно на этапе обобщения изученгого литературного произведения.
Шоу-технология - это игровое мероприятие с узнаваемыми чертами реально существующего ток-шоу, которые демонстрируются по телевизору. На уроке мы как бы имитируем телевизионную передачу на содержании художественного произведения Но в таком уроке шоу допускается импровизация. Урок-шоу требует предварительной подготовки: деление участников на выступающих (сцена) и зрителей (зал) Обязательно в таком уроке должна быть интрига, конфликт, противоречия между участниками. Учителю необходимо заранее составить сценарий, выбрать участников, договориться сними о их ролях, поведении во время шоу.
Урок-шоу сочетается с коллективным обсуждением, с судом, вынесением вердикта.
Выступающие репетируют свои роли на шоу заранее под руководством учителя, перечитывают текст, выписывают свои реплики. Остальные учащиеся ничего не знают о предстоящем выступлении. Они должны участвовать в самом шоу, а после его проведения должны написать отзыв или рецензию о прошедшем событии.
Обычно для такого урока отбирается известный формат телешоу («Ревизорро», «Давай поженимся», «Пусть говорят», «К барьеру», «Час суда» и т. п.)
Урок-шоу «Давай поженимся» в наибольшей степени подходит для рассмотрения определённой проблемы: поиска спутника жизни.
Например, Софье («Недоросль» Д.И. Фонвизина) «сватьи» предлагают на выбор женихов: Митрофана, Милона и Скотинина. «Сватьи», своими словами, близко к содержанию комедии представляют «невесту». «Женихи», имитируя поведение героев, их взгляды и поступки (ремарки) рассказывают о себе сами. Зрители оценивают каждого «жениха», дают рекомендации «невесте». «Сватьи» строго следят за соблюдением сценария, дают слово каждому по очереди. Очень оживят шоу видеоролики, записанные «невестой» и «женихами» заранее и представленные в начале шоу. В шоу добавляется сцена «подарки для невесты». Милон дарит ей сердечко из бумаги, Скотинин – свинку-игрушку, Митрофан – голубей (как свое любимое развлечение:»гонять голубей»). Это чистая импровизация. Конечно, могут быть и другие подарки, если они аргументированы.
В качестве «невесты» замечательно подойдет Маша Мировова («Капитанская дочка» А.С. Пушкина), выбирающая жениха между Швабриным и Гриневым, Софья («Горе от ума» А.С. Грибоедова) выбирающая между Молчалиным, Чацким и Скалозубом. Можно привлечь «свекра» Фамусова, дать ему слово: выслушать его рекомендации дочери. Татьяна Ларина («Евгений Онегин» А.С. Пушкина) может выбирать между Евгением и мужем - знатным генералом и т.д.
Увлекательно проходит урок-шоу, имитирующий телепередачу «Суд присяжных». Такие шоу подойдут для изучения произведений, в которых есть история преступления. Важно, чтобы в самом произведении не было сцены суда. Тогда участники не будут «подстраиваться» под «решение суда» в произведении.
Заранее учащиеся под руководством учителя выбирают судью, защитника и прокурора, которые заранее знакомятся с «делом» «подсудимого», обращаясь к тексту произведения, подбирают аргументы для обвинения и для защиты, присяжные, зрители, выносят вердикт в конце заседания «суда». Судья ведет протокол и следит за соблюдением процедуры. Учитель заранее рассказывает участникам о процессе судебного заседания и содержании уголовного кодекса, который был известен автору произведения на момент создания произведения. Участники заранее репетируют сцену суда, учитель обращает внимание учащихся на разнообразие аргументов, знание содержания художественного произведения, а также на творческую активность участников шоу. Зрители, учащиеся, не задействованные в сцене суда, являясь присяжными, делают записи, оценивания аргументы обвинителя и защитника, чтобы вынести решение суда. В конце «заседания» «присяжные», пользуясь записями, высказывают свое мнение по поводу аргументов участников «суда».
Подсудимыми могут быть Евгений Онегин, застреливший Ленского на дуэли; Швабрин, насильно удерживавший в плену Машу Миронову; Хлестаков, вымогавший взятки у чиновников; Чичиков, скупавший «мертвые души»; Печорин, погубивший Бэлу; Паратов и Карандышев, погубившие Ларису Огудалову. Возможно и осудить Марфу Кабанову («Гроза» А.Н.Островского) за доведенная Катерины до самоубийства, и саму Катерину, наложившую на себя руки и т.д.
Для шоу «Орел и решка» подойдут произведения, в которых литературный герой совершает путешествие, например, Чичиков путешествует по усадьбам помещиков («Мертвые души» Н.В.Гоголь), Хлестаков (“Ревизор» Н.В.Гоголя), задержавшийся во время путешествия в Саратов в городе N, Печорин («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова), путешествующий из Петербурга на Кавказ, герой-рассказчик, совершающий поездку из Петербурга в Москву («Путешествие из Петербурга в Москву! » А.Н. Радищева) и т. д.
Для этого шоу учащиеся заранее готовят презентации от лица героев произведений, в которых рассказывают о своем путешествии, о местах, которые посещал герой.
Для урока-шоу «Пусть говорят» выбираем произведения, в которых есть острый конфликт. Например, подойдут для этого шоу следующие произведения: «Муму» И.С. Тургенева, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Обломов» И.А. Гончарова, «Война и мир» Л.Н. Толстого, пьесы М. Горького «На дне», и т.д.
Перед уроком под руководством учителя выбирают героев произведения, которые являются сторонами конфликта. Каждому герою подбирают редактора, который должен спровоцировать выплеск эмоций героев. Корреспондент с оператором отправляются на место событий, где произошла громкая история. «На месте событий» они снимают короткие сюжеты. Эти сюжеты демонстрируют в начале шоу, а потом уже приглашают героев шоу. Шеф-редактор (учитель) пишет верстку и порядок выхода героев, чтобы накал страстей в течение эфира только нарастал. Эксперты (учащиеся-зрители) высказывают своё мнение по поводу конфликта и его участников. Учитель в ходе игры помогает ориентироваться в ситуации, предотвращает возможные недопонимания и выход за пределы ролевого действия. В конце такого урока оцениваются полнота соответствия образу персонажа, степень взаимодействия с «залом», уровень владения текстом художественного произведения, а также творческая активность учеников.
Например, после изучения рассказа Солженицына «Матренин двор» показываем короткий ролик о деревне и доме, где жила Матрёна Васильевна Григорьева. За кадром корреспондент говорит: рассказ Солженицына основан на реальных событиях. Солженицын, возвратившись из трудового лагеря, проживал некоторое время в деревне Мальцево, поселившись в крестьянском доме у Матрены Захаровой. Матрёна и стала прототипом героини рассказа. Матрена - праведница. Ей было 60 лет, вдова: её муж пропал без вести во время Второй мировой войны. У Матрены не было детей. Она жила очень бедно. Десять лет Матрена воспитывала девочку Киру, свою племянницу по линии мужа. Матрен была доброй, отзывчивой, бескорыстной, трудолюбивой женщиной. Но случилась трагедия, несчастный случай на железной дороге, который привел к гибели Матрены.
Ведущий приглашает первого героя произведения: Игнатьича. Его представляют так: одинокий мужчина средних лет, провел10 лет в тюрьме был репрессирован, приезжает в незнакомую ему местность и поселяется в деревне Тальново, где работал учителем математики и снимал жильё у Матрены.
Затем выходят Фаддей Григорьев и его дочь Кира (их тоже представляют). Все участники шоу рассказывают о своих взаимоотношениях с Матреной, обвиняют друг друга в ее гибели. Ведущий (учитель) задает наводящие вопросы участникам, провоцируя конфликт, о том, что предшествовало трагедии, как все было.
Эксперты высказываются о своем отношении к поступкам каждого из героев. Выясняется, что виноват и жадный Фаддей, и машинист поезда, который не включил фары, и сама Мартена, и т.д.
Таким образом, прием урок - шоу создает условия для позитивного восприятия учащимися обсуждаемой проблемы и активного включения их в дискуссию; позволяет учащимся представить себя на месте героя произведения, что оказывает влияние на формирование развитой личности; способствуют развитию коммуникативной культуры учащихся; способны пробудить интерес к книге, к чтению, к художественному слову.
В пятых, визуализации художественного произведения на уроках литературы, по нашему мнению, способствует создание учащимися буктрейлеров. Мы считаем этот прием эффективным средством формирования читательского интереса.
Традиционно учитель при сопоставительном анализе хужожественного произведения и его воплощения на экране использует на уроках литературы кинофильмы и анимацию. Как правило, мы выбираем фрагменты - кульминационные сцены фильма. Сравнение проводим по завершению изучения темы, к этому времени у учеников уже сформировалось собственное представление о персонажах, событиях, созданных автором произведения.
Учитель выясняет мнение учеников, на сколько версия режиссера фильма соответствует замыслу автора произведения, обращает внимание на пейзаж и интерьер, на музыкальное сопровождение в фильме т. д.
Но куда интереснее развивать у учащихся навык самостоятельного создания видепродукта. На первом этапе демонстрируем уже готовые буктрейлеры к известным учащимся классическим художественным произведениям. Обсуждаем их содержание, оформление, способы привлечения внимания зрителей к книге. Затем предлагаем проектное задание по разработке сценария буктрейлера по произведению, которое изучаем в настоящий момент. Объясняем, что буктрейлер представляет собой короткий видеоролик, в котором рекламируют книгу для ее анонсирования, продвижения, привлечения внимания читателей к ее содержанию, чтобы создать положительную мотивацию к чтению.
Буктрейлер – это синкретический жанр, который синтезирует литературу, живопись, кино музыку посредством интернет-технологий.
На следующем этапе демонстрируем учащимся готовые буктрейлеры, рекламирующие книги современных авторов, по сюжетам которых были сняты современные фильмы, обязательно оригинальные, привлекательные, яркие. Обращаем внимание, что продолжительность видео не превышает 2 минут; титры набираются белым текстом на черном фоне, крупным шрифтом. В конце ролика - информация о названии и авторе рекламируемой книги, использованных источниках видеофрагментов, изображений, музыки и т. д., в том числе о самом создателе буктрейлера. Говорим, что в буктрейлере не должно быть спойлеров, нужно сохранить интригу, демонстрируя отдельные, наиболее увлекательные эпизоды, не раскрывая сюжета. Обращаем внимание учащихся на то, что нельзя злоупотреблять отрывками из экранизации книги, иначе буктрейлер превращается в трейлер к фильму. Обращаем внимание на то, что видеоряд, звуковое сопровождение и текст должны соответствовать друг другу. Видеоролик обязательно должен отображать читательскую интерпретацию текста, сюжет произведения, его пафос, идею.
Смонтировать видео можно с помощью специальных программ (Windows Moviemaker, Adobe Premiere, Movavie Video Editor...), приложения в смартфоне или онлайн-видеоредакторы.
Но мы на уроках литературы буктрейлером называем любую творческу. работу, мотивирующу учеников к чтению художественных произведений. Поэтому кроме классических видеобуктрейлеров мы создаем бумажные постеры - буктрейлеры (в форме плаката), а также текстовые буктрейлеры (в форме рекламного текста). Постер-буктрейлер представляет собой изображение героев произведения, места событий, иллюстрацию, кадр из фильма или фото спектакля и т. п. Лучше, конечно, использовать для постера рисунки и фотографии, созданные самими учащимися.
Ключевым в постере является наличии фразы-слогана (цитата из книги, отзыв критика, личное мнение и т. д.), рекламирующей книгу.
В текстовом буктрейлере, как правило, нет зрительного ряда. Главная форма передачи информации в нём – текст. Текстовый буктрейлер может быть стилизован под газетную заметку, вырезку из криминальной сводки, скриншот с новостного сайта, отрывок из интервью и т. п.
Например, НОВОСТИ ПОЛИТИКИ: ЧИНОВНИКИ ДАЮТ ВЗЯТКИ? СКАНДАЛ В ГОРОДЕ N («Ревизор» Н.В.Гоголя). НОВОСТИ СВЕТСКОЙ ХРОНИКИ: ДОЧКА СТОЛИЧНОГО ЧИНОВНИКА ПУСТИЛА СЛУХ О БЕЗУМИИ ЖЕНИХА («Горе от ума» А.С. Грибоедова), ЖЕНА ВЫСОКОПОСТАВЛЕННО ЧИНОВНИКА ПОКОНЧИЛА С СОБОЙ ПОСЛЕ ССОРЫ С ЛЮБОВНИКОМ» («Анна Каренина» Л.Н. Толстого). КРИМИНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ: ЗВЕРСКОЕ ДВОЙНОЕ УБИЙСТВО В ПЕТЕРБУРГЕ: ШОКИРУЮЩИЕ ФАКТЫ ( «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского) и т.д. Постер-буктрейлеры и текстовые буктрейлеры разрабатываtv прямо на уроке и защищаем перед классом публично.
Постепенно учитель собирает буктрейлеры, выполненные учащимися, которые могут использоваться на уроке для мотивации учащихся к прочтению незнакомого им художественного произведения.
Таким образом, современный учащийся предпочитает получение информации в виде визуальных образов, кинестетических ощущений, ценит возможность виртуального общения, погружен в коммуникативную среду, в актуальные для него жанры – инфографику, записи в блоге, фанфики, буктрейлеры, электронные комментарии, другие интерактивные медийные форматы. Предложенные нами приемы визуализации позволяют все это реализовать на уроке, изучая классическую художественную литературу.
В современной социокультурной ситуации разные техники и способы чтения не противоречат друг другу, а сосуществуют по принципу дополнительности и образуют подвижную, сложную и развивающуюся систему чтения. Сочетание разных каналов передачи и получения информации (словесно-текстуальный, визуальный и аудиальный) порождает мультиканальность и мультимедийность. Чтение – это путь ученика к себе внутреннему «через» текст. Цифровизация литературного образования: угроза? дань моде? Нет, это вектор его развития. Методика его осмысляет, разрабатывая новые подходы.
Cписок литературы и источников:
1. Гильмутдинова, Е. В. Буктрейлер: понятие, классификация, этапы создания [Электронный ресурс] / Е. В. Гильмутдинова. – URL: http://www.apatitylibr.ru/index.php/2014-07-15-10-43-04 (дата обращения: 04.11.2024).
2. Карабицкая, Ю. П. Анимация как средство активизации эмоционального восприятия учащихся на уроках литературы в 5-6 классах [Электронный ресурс] / Ю. П. Карабицкая // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». – 2018. – № 2 (19). – С. 14–16. – URL: http:// strizh-vspu.ru/files/publics/1522752081.pdf (дата обращения: 04.11.2024).
3. Пахомова, Н. Ю. Учебное проектирование как деятельность [Электронный ресурс] / Н. Ю. Пахомова // АРКТИ, – 2005. – № 2. – С. 38–45. – URL: https://refdb.ru/look/1610583-pall.html (дата обращения: 04.11.2024).
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] : [одобрена решением федерального УМО по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15] : [в ред. протокола № 1/20 от 04.02.2020]. – URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/d070a96196a56195ba208007635c6424.pdf (дата обращения: 04.11.2024).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413. – URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (дата обращения: 04.11.2024
6. Путило, О. О. Использование современных информационных технологий на уроках литературы / О. О. Путило // Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы : методическое пособие с электронным приложением.– URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004415784 (дата обращения: 04.11.2024)
7. Путило, О. О. Использование инфографики «Тип месяца» в процессе проектной деятельности на уроке литературы (на материале изучения романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон») / О. О. Путило, Л. Н. Савина // Грани познания. – 2021. – № 5 (76). – С. 28–31. – URL: https://sciup.org/ispolzovanie-infografiki-tip-mesjaca-v-processe-proektnoj-dejatelnosti-na-uroke-148322660 (дата обращения: 04.11.2024).
8. Рудакова, М. В. Прием создания коллажа и его роль в процессе восприятия и анализа учащимися лирического произведения / М. В. Рудакова // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». – 2015. – № 4(04). – C. 48–51. – URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1455285643.pdf. pdf (дата обращения: 04.11.2024).
9. Савина, Л. Н. Новые информационные технологии на уроках изучения лирики в средней школе / Л. Н. Савина, Л. Ю. Кравченко, К. В. Воронцова // Грани познания. – 2010. – № 3 (8). – URL: http:// http://grani.vspu.ru/files/publics/194_st.pdf (дата обращения: 04.11.2024).
10. Селевко, г. К. Современные образовательные технологии [Электронный ресурс] : учебное пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации / г. К. Селевко. – Москва : Народное образование, 1998. – 256 c. – URL: https://sh-int-novotroickaya-r56.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/243/3196/selevko.pdf (дата обращения: 04.11.2024)
11. Ульченко, Е. Н. Разработка интерактивных мультимедийных ресурсов при помощи социальных сервисов сети Интернет : материалы науч. исследования / Е. Н. Ульченко. – Волгоград : Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2012. – URL: http://wiki.vspu.ru/_media/multimedia-internet.pdf (дата обращения: 04.11.2024).
12. Электронные образовательные ресурсы в вопросах и ответах [Электронный ресурс]. – Москва, 2007. – URL: https://studylib.ru/doc/2470791/e-lektronnye-obrazovatel._nye-resursy-novogo-pokoleniya-v (дата обращения: 04.11.2024)