Ю. П. Болтова, Е.Н.Царинник
МБОУ СОШ № 22,
Междуреченский ГО, Кемеровская обл.,
e-mail: [email protected]
e-mail: [email protected]
Пути повышения профессиональной
компетенции учителя в условиях ШНОР.
Данная статья посвящена подбору наиболее значимых путей повышения профессиональной компетенции учителя в рамках повышению качества образования в школах с низкими образовательными результатами.
Школа с низкими образовательными результатами; качество образования; профессиональная компетентность; самообразование; виды деятельности.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности педагог является гарантом достижения поставленных целей. Поэтому в настоящее время повысился спрос на квалифицированную и творчески мыслящую, личность педагога, способную воспитывать личность в современном и постоянно меняющемся мире.
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы[1].
Качество образования во многом зависит от:
- средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.);
- образовательных технологий;
- управления образовательными системами и процессами;
- территориальным расположением
- профессионализма кадрового состава и многого другого.
При этом, находясь в сходных условиях функционирования, одни школы показывают низкие результаты, другие – высокие.
Одной из проблем современного образования является существования школ с низкими образовательными результатами обучающихся (ШНОР). Опыт работы с учителями ШНОР показал, что для повышения уровня образовательных достижений их обучающихся недостаточно знать предмет, а также методику его преподавания (предметная и методическая компетенции). Помимо этого актуальны знания и умения в области психологии, логопедии, работа с девиантным и асоциальным поведением, способы развития учебной мотивации и самостоятельности учащихся. Такие знания являются составляющими психолого-педагогической, коммуникативной компетенций, а также «гибких» навыков. Поэтому педагог должен обладать различными компетенциями. Ведь одной из причин ШНОР может быть не высокий уровень педагогического мастерства учителя. Существует ряд факторов, которые приводят к низким результатам и причинами снижения качества образования может, также завить не только от профессионализма учителя, а от причин описанных выше. Но все же, чтобы результаты были высокими, прежде всего нужно повышать качество образования, путем введения разных методик, техник и мотивационных заданий компетентным педагогом.
В силу постоянно меняющегося образовательного процесса, педагог должен уметь успевать за постоянно идущим вперед образовательным процессом. Посещение различных мастер классов, конференций, семинаров, прохождении курсов повышение квалификации, наставничество – все это помогает учителю повысить свое мастерство. Участие в таких проектах как «500+», также положительно влияет на результативность. Но существенно повысить уровень профессионального мастерства помогает самообразование педагога.
Составляющие процесса самообразования педагога:
Изучать и использовать в своей деятельности новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
Систематически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Проводить самодиагностику знаний.
Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования.
Виды деятельности
систематический просмотр определённых телепередач;
чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
обзор информации в Интернете по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиям;
решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
изучение информационно-компьютерных технологий;
посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
Одним из показателей результативности формирования среды профессионального общения может стать фактор мотивации и активизации профессионального развития и творческой активности педагога. Мотивирован учитель-мотивирован ученик. Если у учителя высокая мотивация к самообразованию, и он постоянно учится, то и своих учеников он научит умению обучаться, что однозначно повысит качество образования в целом.
Учитель должен обладать и развивать в себе не только компетенции, но и личностные качества, т.к. сама личность учителя, как компетентного творческого и интересного человека, мотивирует учащихся к обучению, а ведь мотивация - это один из главных причин качества успеваемости. Сегодня выдвигаются требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Таким образом, в современном мире учитель должен постоянно совершенствоваться и выполнять очень важную задачу – идти в ногу со временем. Выбравший профессию учитель, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского:
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» [2].
Литература
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Ушинский К.Д. Из статьи «Проект учительской семинарии» // Избранные педагогические произведения. – М.:Просвещение, 1968.- с.557