СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Волевая готовность к школьному обучению"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Волевая готовность к школьному обучению"»


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»




















Статья на тему:

«Волевая готовность к школьному обучению»















Выполнила работу:

Студентка Ш-22 группы

Туваржиева Яна







2023 г

Психологические особенности дошкольного возраста таковы, что до определенного рубежа ребенку сложно вписаться в систему школьного образования. Маленькому школьнику нужно слушать и следовать инструкциям учителя, выполнять задания по образцу, а для этого необходимы волевые усилия. Соответственно, для успешной адаптации в новой социальной роли у дошкольника должна сформироваться эмоционально волевая готовность к школе.

Дети, не готовые к школьному обучению, характеризуются слабым развитием волевых качеств: настойчивости, целеустремленности, организованности. Причина кроется в недостаточной сформированности аффективно-потребностной сферы. Дошкольнику сложно выполнять то, что ему неинтересно, и сознательно управлять собственным поведением.

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Воля – это главное для овладения собственным поведением. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение. После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения.

У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

Ребенок должен уметь:

-Понимать и принимать задачу, ее цель

-Спланировать свою деятельность.

-Подбирать средства для достижения цели.

-Преодолевать трудности, достигая результат.

-Оценивать результаты деятельности.

-Принимать помощь взрослых при выполнении задания.

Морально-волевая подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для детей видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка, формирование навыков учебной деятельности и в первую очередь волевых проявлений, произвольности поведения и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

Можно порекомендовать несколько правил, которых стоит придерживаться в период формирования волевой готовности:

Правило 1:

Не стоит вмешиваться в дело, которым занят ребенок, до тех пор, пока он сам не попросит о помощи. Таким образом, вы сообщите ему: «С тобой все в порядке! Ты справишься!».

Если вы заметили, что ребенок не может достичь желаемого результата, за счет того, что делает не то, что нужно или неверным способом, то можно спросить: «У тебя все получается? Тебе не требуется моя помощь?».

Правило 2:

Если случилось так, что ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, то обязательно помогите ему. На себя стоит взять только то, что он не может выполнить сам, остальное оставьте ему на самостоятельное выполнение. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте ему их.

Правило 3:

Постепенно, но неуклонно стоить снимать с себя заботу и ответственность за личные дела и обязанности вашего ребенка и начать передавать их ему. Особенно это касается: приготовления уроков, уборки игрушек и личных вещей, наведения порядка на рабочем месте, собирание рюкзака и т.д. Бывают определенные моменты, когда все равно нужна ваша помощь (устал, расстроен, с трудом переключается после эмоционального мероприятия, плохо себя чувствует).

Правило 4:

Бывают такие моменты, когда вашему ребенку будут встречаться отрицательные последствия его же действий и поступков (бездействия). Не стоит вмешиваться в такие моменты, позвольте ему встретиться с ними. Тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным». Если ребенок столкнулся с ситуацией впервые, важно сначала предупредить его о возможностях ее развития. Если же ситуация повторится вновь, желательно, чтобы он самостоятельно думал о возможных последствиях.

Взрослый помогает ребенку выстроить мотивацию достижения определенной цели:

– не стоит бояться трудностей, нужно стараться преодолевать их;
– необходимо проявлять усилия в случае возникновения препятствий;
– нужно учиться сосредотачиваться на выполнении длительной малопривлекательной работы;
– стремиться к намеченной цели и не отказываться от нее.

Таким образом, морально-волевая подготовка детей к обучению в школе проходит в процессе различной деятельности (изобразительной, игровой, познавательной, трудовой, физкультурной и др.). и во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от развивающей предметной среды, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр, от организации активного участия родителей в различных мероприятиях. Если будут соблюдены все условия, то морально-волевая подготовка детей к обучению к школе будет эффективной.