СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Нравственное и патриотическое воспитание молодежи как важный элемент Государственной молодежной политики"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Нравственное и патриотическое воспитание молодежи как важный элемент Государственной молодежной политики"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Нравственное и патриотическое воспитание молодежи как важный элемент Государственной молодежной политики"»

Нравственное и патриотическое воспитание молодежи как важный элемент Государственной молодежной политики


С.А. Куропаткина, ГАПОУ СПО СО

«Самарский государственный колледж»



Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы нравственного и патриотического воспитания студенческой молодежи. Подчеркивается роль культурных основ и традиционных ценностей в патриотическом воспитании студентов колледжей, в осознании ими славного исторического прошлого России, формировании активной жизненной позиции. Раскрывается опыт патриотической работы в колледже.

Ключевые слова: традиционные ценности, российская культура, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, дисциплины социально-гуманитарного цикла, активная гражданская позиция.


Moral and Patriotic Education of Youth as an Important Element of the State Youth Policy


S.A. Kuropatkina, GAPOU SPO SO

"Samara State College"

Annotation. This article deals with the issues of moral and patriotic education of student youth. The role of cultural foundations and traditional values ​​in the patriotic education of college students, in their awareness of the glorious historical past of Russia, and the formation of an active life position is emphasized. The experience of patriotic work in college is revealed.

Keywords: traditional values, Russian culture, spiritual, moral and patriotic education, disciplines of the social and humanitarian cycle, active citizenship.


В современных условиях насущной необходимостью стало решение одной из важнейших задач современного образования - формирование патриотического сознания молодежи, которую возможно решить лишь при организации систематической и целенаправленной работы. Именно система патриотического воспитания способна создать общее смысловое поле, воспитывающее достойное, заботливое, уважительное отношение к Родине.

Государство способно оказывать глубокое воздействие на нравственные устои общества, мировоззрение молодежи. Однако в 90-е годы наше государство отказалось от своих регулирующих функций.

В результате повальной приватизации в России резко замедлились темпы развития экономики, произошла утрата прежних идеологических и моральных ценностей. Возникли кризис само-идентичности, исчезло понятие нормы. Массовый характер приобрело отклоняющееся поведение. Система воспитания практически развалилась. Молодежь начала впитывать проникавшую извне и заполонившую собой всё новую систему «ценностей», которая мощным потоком лилась с Запада.

В 2000-е годы началось возрождение традиционных ценностей и культурных основ, вернулось осознание славного исторического прошлого России. Русская культура начала справляться с иноземными влияниями, постепенно переплавляя их в собственные культурные новации, не противоречащие российскому культурному коду. Это способствовало более полной самореализации молодежи.

Кризис мировой системы глобализации повлиял на подъем патриотического движения - учителя и родители обратили внимание на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Образовательные и общественные организации начали искать современные технологии и проекты для создания новых возможностей. Стали создаваться партнерские отношения субъектов патриотического воспитания, а именно государственных органов, учебных и воспитательных учреждений, патриотических движений и союзов, молодежных организаций, волонтерских организаций и объединений, бизнес-сообществ и др. Каждый субъект, отвечая за свою сферу формирования патриотического сознания, вносит вклад в создание единой территории ответственного и деятельного патриотизма [1, с. 2].

Важную роль в формировании личности молодого человека играет нравственность. России как никогда необходимо возрождение нравственного начала, прежде всего, чувства патриотизма. В.В. Путин определил патриотизм как главную общенациональную идею возрождения и объединения российского общества. Без патриотизма, чувства причастности России, её великому прошлому, мы не сможем построить наше великое будущее!

Патриотизм - главная составляющая духовно-нравственного воспитания, фундамент здорового государства, основа его жизнеспособности, одно из важных условий эффективности функционирования системы государственных институтов, особенно в современной международной обстановке.

Патриотизм, как известно, это не природное, а социальное качество, и поэтому не наследуется биологически, а формируется обществом. Одной из важных задач патриотического воспитания является формирование понятия Родина. Вершина патриотического воспитания - осознание себя гражданином России, формирование национальной идентичности и соответствующего ей мировоззрения. В этом контексте важные задачи по патриотическому воспитанию студенчества, состоящие в выработке основ патриотического мировоззрения, любви к Родине, стоят перед системой российского образования [2, с. 3].

Задачи по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию были сформулированы в документах Правительства РФ. Это Распоряжение от 29 мая 2015 г. № 996-р об утверждении «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в которой перечислены основные традиционные духовные ценности России (человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством);

Постановление от 30 декабря 2015 г. № 1493 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;

Распоряжение от 12 марта 2016 г. N 423-р Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016¬2020 годах «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Чувством гордости за культурные и научные достижения страны должно быть пронизано обучение студентов всех профилей подготовки. Но главную роль тут, конечно, играют социально-гуманитарные дисциплины.

Для молодого человека активная гражданская позиция служит залогом реализации его творческого и профессионального потенциала. Система духовно-нравственного и патриотического воспитания, опирающаяся на общечеловеческие ценности и национальные культурные традиции, призвана сформировать общественно востребованные морально-­нравственные ориентиры, которые послужат созданию условий для развития гармоничной личности, ее полноценной самореализации. Нравственно развитое патриотическое сознание умеет правильно сочетать личные и общественные интересы, преодолевать чуждые обществу процессы и явления, разрушающие его устои и потенциал.

Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в современном обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. В настоящее время для значительной части молодежи характерна неопределенность и размытость мировоззренческих и нравственных ориентиров, отсутствие устойчивой системы ценностей. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея, идея государственности и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, наращиваться потенциал его возрождения и устойчивого развития.

Мы также хорошо себе представляем, что мировоззренческое воспитание студентов не может быть ограничено рамками учебного процесса. Огромное значение принадлежит внеаудиторной работе. Поэтому хотела бы поделиться опытом воспитательной работы нашего колледжа.

Приоритетными задачами колледжа являются разработка и проведение воспитательных программ, раскрывающих государственные приоритеты. К ним относятся:

  • определение национальных интересов России в современном геополитическом пространстве;

  • формирование идентичности современной российской молодежи;

  • изучение роли и места политических партий, а также политического диалога в современном российском обществе;

  • вовлечение студенчества в общегражданские, социально значимые и политически востребованные проекты;

  • формирование информационно-коммуникативной культуры;

  • противодействие ценностным инверсиям;

  • формирование механизмов социокультурного воспитания;

  • приобщение студентов к примерам героического прошлого и настоящего России, для осознания ими своей сопричастности подвигу предшествующих поколений;

  • формирование механизмов позитивных ценностных ориентаций;

  • проведение дискуссий на актуальные темы внутренней и внешней политики России;

  • развитие гуманизации и гуманитаризации образования;

  • осознание молодежью своей профессиональной и гражданской ответственности;

  • воспитание и укрепление патриотических чувств и национального самосознания, гордости от принадлежности к российскому гражданству.

Реализация этих задач требует создания атмосферы подлинной искренности и немыслима без открытости и неравнодушия со стороны педагогов, так как молодые люди остро реагируют на формальное отношение, восприимчивы к фальши. Нужна постоянная забота о молодежи, её социально-педагогическая поддержка, демонстрация причастности к волнующим молодых людей проблемам, помощь в обретении ими духовной почвы.

Для решения вышеизложенных задач на базе колледжа была разработана программа формирования духовно-нравственных основ современной культуры студентов.

Патриотическое воспитание молодежи невозможно в разрыве с такими учреждениями, как музеи, школы искусств и дома культуры. образовательные учреждения, взаимодействуя с ними в рамках программ по патриотическому воспитанию, приобщают молодежь к культурному и историческому наследию своей страны.

К мероприятиям, направленным на патриотическое воспитание молодежи следует отнести:

  • выставки;

  • проведение конкурсов;

  • коллективно-творческие дела;

  • фестивали творчества;

  • посещение краеведческих, исторических музеев и художественных галерей;

  • благоустройство памятников истории;

  • оборонно-спортивные игры и т.д.

В ходе реализации данной программы студентам предлагаются интерактивные лекции, посвященные выдающимся ученым, проводятся дискуссии, посвященные нравственному состоянию современного российского общества, мифам и реалиям жизни в СССР. Колледж проводит торжественные встречи, посвященные памятным историческим и культурным датам в жизни страны (таким как «Час памяти: Бессмертный полк, «День народного единства»), участвует в общероссийских и городских молодежных акциях. Все это не оставляет студенческую молодежь равнодушной, вызывает живой отклик в душах и сердцах студентов, формирует их гражданскую позицию.

Формирование общероссийского гражданского патриотического самосознания возможно через: объединение усилий всех субъектов патриотического воспитания; разработку и внедрение стратегии воспитания патриота; формирование новых механизмов системных масштабных проектов решения первоочередных, актуальных и глобальных задач подготовки нового поколения россиян; обеспечение межпоколенного обмена опытом, ценностями, смыслами, мировоззренческими принципами; построение новой научно-методологической и методической базы, основанной на внедрении новых технологий, использовании инновационных интерактивных форм взаимодействия; систему обогащения личности научно­-практическим общением между некоммерческими организациями, школами, вузами, государственными учреждениями, бизнес-сообществом с созданием открытых экспериментальных площадок на базе общественных организаций, образовательных учреждений высшего и среднего звена для совместной разработки и апробации образовательно-воспитательных программ с последующим внесением элементов в государственные образовательные стандарты среднего и высшего образования [3, с. 1].

Благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое поколение сможет по-новому взглянуть на свою страну, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре и осознать свою роль в развитии Отечества.


Список литературы:

  1. Казанцева Д.Б. и др. Консолидация усилий общественных организаций и системообразующие компоненты образовательного пространства школ, ссузов и вузов в развитии гражданско-патриотического самосознания подрастающего поколения // Методические рекомендации по использованию результатов проекта социальной инициативы «Патриотизм - путь к единству» Региональная программа патриотического воспитания молодежи». Пенза, 2016, 56 с.

  2. Методические рекомендации, отражающие организационно-методологический аспект патриотического воспитания работающей молодежи в отраслях экономики, включая примерный план мероприятий по данному направлению деятельности. Москва, 2015 г. // https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2015/12/22/metodicheskie rekomendatsii- otrazhayushchie.

  3. Зевелёва Е.А., Казакова Л.К., Третьякова Н.М. Задачи патриотического воспитания студентов в высшей школе. Смоленск, 2016.

  4. Зевелёва Е.А., Казакова Л.К., Третьякова Н.М. Современные аспекты социогуманитарного образования в высшей школе: взаимосвязь классических и инновационных технологий. // Стратегия развития геологического исследования недр: настоящее и будущее (К 100-летию МГРИ- РГГРУ). Материалы Международной научно-практической конференции. (МГРИ-РГГРУ) в 2-х томах. Том 2. М.: Изд-во НПП «Фильтроткани», 2018. С. 415-416.









3