СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Статья о развитии духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Статья о развитии духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы"»


Развитие духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы

Автор: Ильясова Б.А.- преподаватель русского языка и литературы


Есть много родов образования и развития,

и каждое из них важно само по себе,

но всех выше должно стоять образование нравственное.

В.Г.Белинский


Главная цель образования – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению, что позволяет каждому преподавателю участвовать в духовном становлении своих студентов. Наиболее способствуют этому процессу русский язык и литература как предметы, позволяющие на каждом уроке уделять необходимое внимание духовно-нравственному воспитанию студентов. Не случайно уроки по этим предметам всегда воспринимаются как уроки добра, нравственности и духовной красоты. В этом нет ничего необычного, поскольку русский язык по праву считается одним из самых развитых и богатых языков мира, и на уроках не составляет труда использование языкового материала с ярко выраженной нравственной окраской. В первую очередь таким материалом могут служить тексты о доброте, милосердии, человечности, совести и любви к Родине, побуждающие учащихся к формированию своих нравственных позиций. Немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании играют и творческие работы – сочинения, изложения, сочинения-миниатюры.

Язык - величайший учитель, наставник, язык - начиная от колыбельной песни и потешек и до «Илиады», до Тургенева, Чехова, Бунина - всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших студентов, тем глубже будет развит их мир, - не только области внешнего общения, но их душа, которая, как сказал поэт, « обязана трудиться и день и ночь».

     На уроках русского языка, работая над грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм, обращаю внимание студентов на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора, воспитывающими в детях духовно-нравственные ценности.      

       При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю студентам поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.

Совместная работа с студентами может строиться двумя способами: я предлагаю продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.

        Для того чтобы подростки могли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо рассмотреть ряд следующих понятий: «дружба»- «товарищество» - «приятельские отношения».

          Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы.  Студентам раздаются карточки со словами:  честность,  правдивость,  искренность,  лживость, нечестность, неискренность.

На доске записана пословица:   Кто один раз солжёт,  тому в другой раз не повезёт.

                     Вопросы и задания:

1. Как вы понимаете смысл пословицы?

2. Чему учит пословица?  (честности, правдивость, искренности)

3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)

4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:

Честность              нечестность

Правдивость         лживость                                    

 Искренность         неискренность

5. Сравните слова первого столбика между собой.  Найдите в них сходство и

различие.

6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.

7. Сравните слова первого и второго столбика.  Что можно сказать об их

значениях?

   Важно научить студента не только объяснять значение нового слова,  но и пользоваться изученным на практике.  Этому помогают образцы употребления слов -  готовые словосочетания и предложения,  которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Например: жадность

Словосочетания: жадность человека, человеческая жадность,  

необыкновенная жадность, жадность к деньгам.

Предложения:  Нет у человека худшего врага, чем его жадность.

Богатому  жадность не дает покоя.

      После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение - миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии».

        На повторительно-обобщающих уроках использую прием «Лови

ошибку»: даю возможность студентам поработать с тестовыми заданиями, в которых намеренно допускаю ошибку. Во время ее поиска они могут рассуждать вслух, побуждая тем самым друг друга к поиску правильного решения.

Еще более масштабна в этом процессе роль уроков литературы. По словам К.Д. Ушинского, «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении». Ценность художественного слова заключается в том, что оно воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства и поступки. Слово может окрылить, вызвать желание совершить добрый поступок или чувство стыда за неподобающее поведение. Русская литература – не просто основа духовного воспитания народа, она по праву может считаться его гордостью и совестью. С точки зрения нравственного понимания можно рассматривать практически любую литературную тему. Так, например, в сказках добро всегда сильнее зла, былины служат прекрасным образцом патриотической литературы, а пословицы и поговорки обладают мощным нравственным потенциалом, поскольку в них сконцентрирована мудрость многих поколений русского народа. И, безусловно, в процессе воспитания настоящего человека и гражданина нельзя обойтись без русской классики, которая поистине бесценна. Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует будущий опыт человека, развивает его чувства. Если студент научится проникать в эмоциональный мир героев, прослеживать авторское отношение к ним и вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать не только развитию читательских навыков и глубокому постижению произведения искусства, но и повышению уровня нравственной воспитанности ребенка, формированию его нравственных идеалов. В одном из интервью на вопросы корреспондента: «Что значит для Вас «хорошее сердце и правильная душа»? С этим рождаются или воспитываются? Что здесь могут сделать семья, школа, учитель литературы?»- писатель Валентин Распутин ответил: «Почему говорят: хороший человек? Человек доброго, отзывчивого, сострадательного, любящего сердца, живущий не для себя одного. Мы не всегда в состоянии

различить, где функция сердца (не органа, перекачивающего кровь, а теплового источника, внутреннего «солнца») и где душа – ведь то же самое приложимо и к ней: добрая, сострадательная, любящая душа тоже источник тепла.

Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания  духовных ценностей.

      Говоря о духовном воспитании молодого поколения, я имею в виду и

воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Считаю, что именно этот подход лежит в основе формирования духовных ценностей при изучении предмета.

       Как уместны слова Л.Н.Толстого: «Для того  чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека».

Отмечу, что нравственность – это наивысшая мера человечности, которая берет начало с осознания долга личности перед обществом, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности.