Статья:
«О важности развития навыков
чтения нот с листа в фортепианном классе»
автор Сушкова Евгения Георгиевна
преподаватель фортепиано
первой категории
2020
Совершенствование системы обучения и воспитания юного пианиста в ДМШ ведется по разным направлениям. В настоящее время, в связи с вступлением в действие Федеральных государственных требований (ФГТ) пересматриваются учебные программы, переосмысливаются формы и методы обучения. Поставленная при этом цель – формирование у учащихся комплекса знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями в области музыкального исполнительства. Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Учащийся ДМШ в настоящее время обязан уметь грамотно исполнять музыкальные произведения, самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании произведения.
Наряду с умением играть и исполнять произведения, формирование навыка чтения нот с листа приобретает большое значение. Этот предмет теперь включен в программу по специальности и становится интересной темой для более глубокого изучения.
О том, как важно и необходимо каждый урок уделять время работе по формированию навыка, высказывались известные пианисты, педагоги и методисты.
«Лучший способ научиться быстро читать — это как можно больше читать. Быстрота успеха зависит от уровня вашего общего музыкального образования, ибо чем оно шире, тем легче предугадать логическое продолжение начатой фразы». И.Гофман [1]
Умение читать с листа – качество, которое свойственно не каждому музыканту. Однако на уроках практикой чтения занимаются не регулярно, а в некоторых школах этот предмет не введен в обязательную программу. Следовательно, юные музыканты в большинстве читают ноты плохо. Некоторые педагоги не обращают на это внимание. Кто-то опускает руки, не понимая, почему один ученик свободно разбирает пьесы, а с другим учеником (в выпускном классе) приходится сидеть и разбирать каждый такт.
Возникает вопрос, а нужно ли вообще уметь быстро читать с листа? Нужно. О пользе чтения нот с листа говорит то, что данный вид музыкальной деятельности является одним из перспективных и кратчайших путей, ведущих к общему музыкальному развитию учащегося. Плохое чтение нот значительно затрудняет самостоятельное знакомство с бесконечно великим миром музыки и ограничивает музыкальный репертуар.
Чем можно объяснить недостаточное владение учениками данных навыков?
Имея огромный опыт и различные методики обучения музыкальному исполнительству, фортепианная педагогика не имеет качественно разработанной методики обучения чтению нот с листа.
Важно помнить, что музыкантам, которые без регулярных занятий хорошо читают с листа - это не обязательно дано «от природы». И менее способные ученики вполне
могут достичь хороших результатов при грамотном подходе и последовательной работе. [2]
Проблема усложняется еще и тем, что здоровье современных детей серьезно отличается от физических параметров их сверстников 60—80-х годов прошлого века [6]. Добавьте к этому все возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, интернета и прочее. Как естественный результат — современному ребенку очень трудно сосредоточиться на определенной задаче. Следовательно, сложность вопроса состоит в том, каким образом добиться желаемых результатов, с какой стороны подойти к этой работе.
Учебная программа ставит задачи пройти с учеником большое количество произведений. Времени на чтение с листа, как правило, не остается. Часто педагог просто забывает об упражнениях, или переносит на следующий урок.
В связи с введением новых требований, где предмет «Чтение с листа» обязателен, нужно пересмотреть свое отношение к этому предмету и задачам, которые он ставит перед нами. Правильно подобранная методика, систематические упражнения на каждом уроке должны работать на то, чтобы сформировать навык чтения нотного текста, привить любовь к чтению произведений с листа, самостоятельному музицированию.
Цель предмета чтения нот с листа - ознакомление с музыкальным произведением, определение его содержания и формы. Как средство ознакомления с музыкальным произведением (без дальнейшего его тщательного изучения) может и должно существовать в практике учебных занятий, оставаясь обязательным компонентом в дальнейшей профессиональной деятельности каждого музыканта. При этом следует обратить внимание на то, что чем успешнее исполнитель овладеет навыками чтения нот с листа, тем ярче, содержательней и полней будет первоначальное исполнение музыкального произведения и, следовательно, представление о нем. Непременным условием успешного чтения нот с листа является умение исполнителя вдумчиво и аналитически разобрать музыкальное произведение. Для этого необходимо знание музыкально-теоретических дисциплин.
Основная задача предмета - обучение учащихся умению самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте, что значительно активизирует процесс работы и создает необходимые условия для расширения его музыкального кругозора. Работа в классе должна проводиться по двум тесно связанным, но несколько различным направлениям: развитию навыка тщательного разбора текста и навыков беглого чтения с листа.
Для приобретения навыков чтения музыки с листа не всегда достаточно просто много читать ее. Необходима методика формирования целого ряда качеств, позволяющих получать эстетическое наслаждение от проигрывания сочинений. Для этого нужно владеть целым комплексом навыков, позволяющих свободно читать музыкальное произведение.
Процесс игры с листа представляет собой сложную цепь действий. Действия, предваряющие игру с листа — «вижу»; действия, связанные с работой зрения и слуха — «слышу»; действия, реализующие воспринимаемый текст — «воспроизвожу – играю». Скорость протекания этого процесса, с момента взгляда на ноты до их озвучивания, зависит от быстроты восприятия и передачи нотного рисунка в двигательные центры мозга. При неслаженности, отсутствии координации слуха и моторики происходят постоянные ошибки в ритме, в темпе, в динамике, в интонации.
Одно из главных условий беглого чтения с листа заключается в мысленном опережении читающим того, что в данный момент играется – явлении, охарактеризованном как «разведка глазами» (М. Н. Баринов). Видя ноты, исполнитель с помощью внутреннего слуха трансформирует их в адекватную звуковую картину, пользуясь соответствующими движениями.
Музыкант, который свободно играет с листа, видит перед собой только одну цель – художественное исполнение. Некоторые действия исполняются им как бы неосознанно, автоматически.
Такой музыкант, прежде всего, умеет предвидеть развитие читаемого текста и поэтому, одной из главных задач в обучении чтению нот с листа является развитие способностей и навыков предвидения, а именно, способности видеть несколько тактов вперед. На определяющую роль предугадывания в процессе игры с листа указывал И. Гофман: «Чтение с листа в значительной степени сводится к предугадыванию, как вы можете убедиться, проанализировав свое чтение книг» [1]
Другим условием беглого чтения является быстрая ориентировка в фортепианной фактуре. Нужно собрать в зрительной, слуховой и двигательной памяти необходимый запас типичных для фортепианной музыки оборотов, овладеть чаще всего используемыми аккордовыми структурами, характерными модуляционными построениями и т. д. Однако, чтобы уметь эффективно пользоваться этим запасом, музыкант должен читать текст не отдельными «слогами», а комплексно – мотивами, фразами, предложениями. При необходимости возможно упрощение фактуры, которое в данном случае является показателем осмысленности чтения.
Третье существенное условие заключается в требовании неотрывности взгляда играющего от нотного текста. Только в этом случае возможно плавное, непрерывное и логичное развертывание звукового «действия». Умение играть, не глядя на руки, – обеспечивается приемами мысленного опережения, «забегания глазами вперед», «фотографирования» следующего отрезка текста. [7]
Подводя итоги, перечислим основные приемы, обеспечивающие формирование сложного навыка, каким является беглое чтение с листа:
- предварительное прочтение глазами; мысленное опережение (кратковременное запоминание последующего фрагмента, обеспечивая непрерывность исполнения); относительное чтение (по контурам нотных головок и изображению нотных групп); смысловая группировка нот (на уровне интервалов, аккордов, небольших мелодических построений); [4]обобщенное чтение (опора на типовые формулы фортепианной фактуры – гаммы, фигурации, секвенции, кадансы и т.д.);упрощение фактуры (не затрагивающее баса и мелодической линии); игра «вслепую» (позволяет совершенствовать аппликатурную технику, ускоряет слухо-двигательную реакцию на нотные знаки);[3]
Еще одним действенным способом, развивающим навык чтения с листа без остановок, является игра ансамблей и аккомпанементов, которая максимально активизирует внимание исполнителя и не дает ему выйти из рамок заданного темпа, развивая тем самым чувство музыкального времени. Ансамблевое исполнение более быстро прививает учащимся необходимые навыки: умение хорошо слушать партнера, регулировать звучности партий, добиваться ритмической слаженности, вступать в нужное время. Кроме того, игра в любом ансамбле имеет и воспитательное значение, вырабатывая чувство коллективной ответственности, удовлетворенности результатами, достигнутыми сообща. В данном случае организация работ по привлечению необходимых солистов имеет немалое значение.
В работе с учениками более слабой подготовки можно использовать раздельное чтение с листа. В этом случае пьеса, написанная для фортепиано в 2 руки, играется двумя исполнителями, каждый из которых играет партию какой-либо одной руки. А также раздельное чтение поможет при с достаточно сложным фортепианным, оркестровым или хоровым сочинением по клавиру. В этом случае раздельное чтение позволит получить достаточно полное представление о произведении, что было бы весьма затруднительно при самостоятельном чтении.
Хотелось бы сказать о недостатках, встречающихся при разборе.
1. Элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков.[4]
2. Игнорирование ключевых знаков и знаков альтерации: не играют диезы или бемоли, или путают их. Чтобы ученик уверенно чувствовал себя в тональности произведения, которое ему предложено прочесть с листа, полезно проиграть гамму и ряда сочетаний в этой тональности.[3]
2.Фальшивые ноты. Для борьбы с этим недостатком необходимо обратить особое внимание на развитие слуха и на музыкально- теоретическое образование ученика. Полезно рассказать о том, в каких местах чаще всего при разборе возникают фальшивые ноты и где, следовательно, надо быть особенно внимательным. Каждый опытный преподаватель знает, что в большинстве случаев неверные ноты возникают в тех местах, где много случайных знаков. Нередко появляются ошибки в случайных знаках при их повторении в одном и том же такте. Иногда ученики путают случайные знаки в аккорде, особенно при тесном его расположении. Легко возникают ошибки при наличии добавочных линеек и при перемене ключей. Во всех этих трудных местах учащиеся следует приучать особенно внимательно себя контролировать.
3.Аппликатура. Ученики недооценивают ее роли, их внимание при разборе поглощают другие детали. Задача преподавателя - объяснить ученику ее закономерности, нелогичность применяемой им аппликатуры. Полезно, например, давать ученику время от времени самостоятельные задания по расстановке пальцев в новых, не игранных им сочинениях, в которых аппликатура не проставлена.
Систематическая, продуманная работа над чтением с листа, ее правильное соотношение с прохождением основной программы, не только способствует более быстрому продвижению ученика, но, что не менее важно, пробуждает интерес к предмету, убеждает в его необходимости.
Итак, суммируя все сказанное, хотелось бы еще раз подчеркнуть чрезвычайную важность непрерывности в работе над чтением с листа, которая должна начинаться с первых шагов обучения игре на фортепиано и продолжаться на протяжении всех лет обучения.
В заключение несколько слов о подборе нотного материала для чтения с листа. На протяжении первого года обучения игре на фортепиано нотный текст, используемый для формирования навыка чтения нот с листа, одновременно способствует общему пианистическому развитию учащегося. Пьесы, на которых ученик учится читать ноты, используются для выработки элементарных исполнительских навыков. Позже возникает необходимость в более сложном материале.
Библиография
1. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре [Текст]/ И. Гофман. - М.: 1961. с.176
2.Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в
первые годы обучения пианиста. [Текст] / Ф.Д. Брянская - М.: Музыка, 1971.- С. 3-13
3.Камаева Т.Ю. Чтение с листа на уроках фортепиано. [Текст] / Т.Ю. Камаева, А.Ф. Камаев - М.: Классика XXI , 2006. С. 3-4, 59
4.Камаева Т.Ю. Азартное сольфеджио. [Текст] / Т.Ю. Камаева, А.Ф. Камаев - М: ВЛАДОС, 2004. – C.11, 21-24
5.СмирноваТ.И. Фортепиано. Интенсивный курс: учебное пособие. [Текст] / Т.И. Смирнова - М.: ЦСДК, 1994. с.15
6. Евтихиев П. Музыкальная реабилитология и современные проблемы музыкально го образования / / Музыкальное образование: сегодня и завтра. [Текст] М., 2002. С. 78—80
7. Гайнаншина Т.М. Формирование и развитие навыка чтения нот с листа
в начальный период обучения игре на фортепиано. Методическая разработка [Электронный ресурс] - http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/03/10/formirovanie-i-razvitie-navyka-chteniya-not-s