ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВЕБ-КВЕСТЫ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
И.Н. Абдорина
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»
Научный руководитель В.В. Исаева
Аннотация: Как сделать процесс обучения более разнообразным и вызывающим познавательный интерес у обучающихся? Один из способов - использование образовательного веб-квеста, так как на уроках данный образовательный ресурс предполагает разностороннюю самостоятельную деятельность. В данной статье описываются сервисы для создания образовательного веб-квеста, как средства активизации познавательной активности.
Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) ориентирован на становление таких важных личностных качеств выпускников младшей школы, как установка на постоянное пополнение имеющихся знаний новыми, расширяющими сферу их возможного применения на практике, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, а также готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Большое значение приобретает способность ориентироваться во всё возрастающих потоках информации, умение быстро находить нужные знания, актуализировать их и использовать в своей деятельности, повышая эффективность интеллектуального или физического труда, развивая склонность к самостоятельному принятию решений и формируя творческое отношение к выполняемой работе [1].
Все это актуализирует проблему развития познавательной самостоятельности учащихся в обучении, делает необходимым поиск новых путей и методических средств ее решения, как при изучении отдельных школьных предметов, так и в постановке педагогической деятельности в рамках всего образовательного учреждения.
Включение игровых элементов в познавательную деятельность обучающихся – одно из актуальных направлений модернизации современной образовательной системы. Образовательный веб-квест как игровая форма обучения и средство реализации является одним из вариантов геймификации цифровой среды.
Ключевые слова: познавательная активность, образовательный веб-квест.
В настоящее время существует несколько подходов к определению понятия «познавательная активность». Автором одного из подходов является Т.И. Шамова. Она считает, что познавательную активность следует рассматривать как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат.
Познавательная активность обучающегося включает в себя участие в деятельности по поиску, приобретению и применению знаний. Для развития познавательной активности младшего школьника учителю необходимо осуществлять поиск дополнительных приёмов и средств, которые будут развивать общую активность ребёнка, его самостоятельность и творчество.
Существуют различные пути активизации познавательной активности обучающихся. К ним относятся: формирование стимулов к учению, творческая работа детей, занимательность, игровые технологии. Многие исследователи отметили, что в младшем школьном возрасте игра является еще сильной мотивацией к обучению. Благодаря игре развитие познавательного интереса проходит быстрее, так как в ней больше мотивов, чем в учебной деятельности. Кроме этого в ходе игры внимание, восприятие, воображение и мышление получают большее развитие [1]. Одной из игровых образовательных педагогических технологий является «квест». Квест-технология – это педагогическая технология, основанная на системно-деятельностном и личностном подходах, сочетающая технологии проблемного, проектного и игрового обучения, с целью достижения определенных учебных целей и ориентированная на формирование познавательной активности и мотивации учащихся, развитие их, как активных участников педагогического процесса [2, с. 5]. Данная технология охватывает перечисленные выше пути активизации познавательной активности обучающихся начальной школы.
Образовательный квест – это проблемная форма проведения учебного занятия, соединяющая проблемные, исследовательские, игровые и информационно-коммуникационные методы обучения, сочетающая целенаправленный поиск, в основе которого лежит выполнение поэтапных заданий с приключениями и (или) игрой по определённому сюжету и позволяющий обеспечить самовоспитание и саморазвитие ребенка [3, с. 23].
По мнению В.К. Буряк, также преимуществом веб-квестов является использование активных методов обучения. Веб-квест может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы, но существуют и веб-квесты, предназначенные для работы отдельно взятого обучающегося [4, с. 118].
Как создать образовательный веб-квест? Всемирная информационная компьютерная сеть сегодня предлагает множество сервисов для создания веб-квестов. Создавать образовательные веб-квесты можно как используя специально предназначенные для этого платформы (например, joyteka.com/ - бывший learnis.ru), так и с помощью других платформ (например, платформ для создания сайтов). Ниже представлено сравнение нескольких платформ для создания образовательных веб-квестов по следующим критериям: возможность бесплатного использования, гибкость функционала (возможность создания разных видов заданий), возможность интеграции с другими сервисами, простота работы.
Платформа | Плюсы платформы | Минусы платформы |
https://twinery.org/ Twine: платформа для создания интерактивных историй: | 1. Полностью бесплатна. 2. Возможна интеграция с другими платформами: можно встраивать задания с других сайтов (например, LearningApps), добавлять видео, изображения; 3. Возможно создание различных «историй», т.е. разных вариантов переходов для разных ответов обучающихся. 4. Можно начислять или отнимать баллы за разные ответы обучающихся. | 1. Язык интерфейса платформы – английский. 2. Проще работать на этой платформе тем, у кого есть знания языков программирования – знание хотя бы основ HTML и CSS позволит более гибко настраивать как функционал, так и внешний вид квеста. 3. Для рассылки квеста обучающимся его предварительно нужно или скачать (и отправить в виде html-файла), или опубликовать на отдельном ресурсе. |
https://joyteka.com/ Joyteka (ранее – Learnis): образовательная платформа, сочетающая в себе различные сервисы (в том числе, создание веб-квестов). | 1. Возможно бесплатное использование. 2. Простой интерфейс, в котором легко разобраться; есть шаблоны, которые нужно только наполнить содержанием. 3. Доступна статистика прохождений квеста обучающимися. | 1. Есть ограничения при бесплатном использовании: - не сохраняются результаты квестов, пройденных частично; - максимальное количество созданных квестов – 20; - отсутствует возможность настроить поля регистрации для учеников. 2. Отсутствует возможность встраивать задания с других платформ. 3. Задания квеста заключаются только в выборе одного или нескольких ответов на вопрос. |
https://tilda.cc/ru/ Tilda: конструктор сайтов. | 1. Возможно бесплатное использование. 2. Относительно простой интерфейс (есть шаблоны, которые можно объединять). 3. Возможно добавление разных видов информации: текста, изображений, видео. | 1. Есть ограничения при бесплатном использовании: можно создать только 1 проект, в котором максимальное количество страниц – 50. 2. В бесплатной версии отсутствует возможность встраивать задания с других платформ. |
Ресурсов для создания веб-квеста достаточно много. Есть сайты с готовыми шаблонами, куда достаточно загрузить задания или проблемные вопросы. Одним из таких сайтов является www.learnis.ru. Здесь есть несколько вариантов квест-комнат, из которых участникам необходимо выбраться, выполнив задания. Кроме того, данный ресурс позволяет создавать викторины, терминологические игры, интерактивное видео. Пошаговая инструкция создания образовательного веб-квеста с использованием данной образовательной платформы представлено в Приложении 1.
В случае, если учителю достаточно использования заданий на выбор ответа, достаточно будет функционала платформы Joyteka. Однако, если необходимо создать веб-квест, который будет содержать другие виды заданий и/ или требует использования дополнительных источников информации, стоит обратиться к более гибким платформам (Twine, Tilda или их аналоги).
Таким образом, можно сделать вывод: что возможности квеста как средства формирования познавательного интереса у младших школьников достаточно велики. Внесение элементов игры, оживления в содержание, использование активных методов обучения и форм работы c младшими школьниками однозначно будут эффективны. Когда обучающиеся принимают участие в квесте, расширяется их кругозор, они могут активно применять знания и умения на практике, также квест прививает интерес к учебе в целом.
О поиске информации в библиотеке нынешние школьники знают весьма поверхностно. Да и зачем ограничиваться небольшим количеством книг, если к твоим услугам бесконечные сайты? Поэтому преподавателям так важно знать обо всех возможностях использования интернета в обучении. И не последнее место в списке будут занимать web-квесты.
Библиографический спи со к
1. Игумнова Е.А. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования [Электронный ресурс] / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – Режим доступа: https://science-education.ru/pdf/2016/6/25517.pdf.
2. Каменева Г.А., Бондаренко Т.А. Педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов в современных условиях информатизации образования // Вестник НГПУ. – 2018. – № 4. – С. 172-186.
3. Додж Б. (1995). Некоторые мысли о веб-квестах [Электронный ресурс] / Б. Додж // Некоторые мысли о веб-квестах. 1995. – Режим доступа: http://edweb.sdsu.edu/courses/edtec596/about_webquests.html.
4. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в процессе познавательной деятельности / В.К. Буряк // Психология обучения. – 2018. – № 3. – С. 118–119.
Приложение 1
Конечно, создание образовательного веб-квеста - это процесс творческий и конструктивный, к которому нужно постоянно возвращаться и внедрять новые возможности и функции, для учащихся.
https://joyteka.com/ - образовательная платформа с достаточно простым интерфейсом. Перейдя по ссылке, вы попадете на стартовую страницу (рис.1). Здесь представлено краткое описание действий, которые способствуют достижению результата – созданию образовательного веб квеста.
Рисунок 1. Стартовая страница квеста.
Шаг 1: В качестве «тела» веб-квеста выступает квест-комната, которую можно выбрать из нескольких представленных вариантов, в разделе «Создать занятие».
Шаг 2: На данном этапе нужно придумать название квеста и его описание (рис.2). В качестве названия также может выступать тема урока (рис.3)
Рисунок 2. Создание образовательного веб-квеста.
Рисунок 3. Создание образовательного веб-квеста.
Шаг 3:Следующим этапом в наполнении квест-комнаты является создание заданий. Количество заданий зависит от выбранной комнаты. Здесь максимальное количество заданий – 3 (рис.4).
Рисунок 4.
Также на данной образовательной плтаформе существут 3 типа задания: открытый вопрос, выбор одного варианта ответа, выбор нескольких вариантов ответа (рис.5). После того как выбор типа задания осуществлен, переходим к самому заданию. Его можно представить в двух вариантах: загрузить иллюстрацию или текстовый вариант. Также текстовый вариант можно дополнить иллюстрацией, как это представлено на рисунке ниже.
Рисунок 5. Типы заданий.
Шаг 4: После того, как все задания загружены, остается настроить квест-комнату. На рисунке 6 видно, что настройка квест-комнаты в бесплатной версии платформы состоит из двух этапов.
Рисунок 6. Настройка квест-комнаты.
Итак, последний шаг создания образовательного еб-квеста выполнен. Далее есть возможность распространить квест среди учащихся с помощью ссылки или QR-кода.
Использовать образовательную платформу возможно как на компьютере, так и на телефоне. На рисунке 7 представлен вид комнаты на компьютере. Иллюстрации и текст задания достаточно большого размера, что не затрудняет выполнение заданий (рис.8).
Рисунок 7. Квест-комнаты.
Рисунок 8. Задание.
На смартфоне образовательные веб-квест также удобно использовать. На рисках 7 и 8 представлено как открываются задания при использовании образовательной платформы на смартфоне.
Рисунок 7. Рисунок 8.