Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении.
Герасимова А.В.
МКОУ «Колесниковская основная общеобразовательная школа», учитель ОБЖ, педагог-организатор.
Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
Цели организации внеурочной деятельности: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательном учреждении, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.
Основные задачи:
выявить интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
обеспечить расширение рамок общения в социуме.
воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
Механизмом реализации внеурочной деятельности является план внеурочной деятельности образовательного учреждения, который разрабатывается по ступеням общего образования. План внеурочной деятельности обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования.
Формы организации внеурочной деятельности
В ФГОС предлагается организовывать внеурочную деятельность по 5 направлениям развития личности детей: общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное (таблица 1).
Таблица 1. Направления и формы организации внеурочной деятельности в ОУ
№ | Направления внеурочной деятельности | Формы организации внеурочной деятельности |
1 | Общекультурное направление | Беседы, экскурсии. Подготовка и участие в конкурсах. Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия |
2 | Общеинтеллектуальное направление | Предметные недели; Библиотечные уроки; Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др. Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области. Участие в олимпиадах Разработка проектов к урокам. |
3 | Социальное направление | Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты. Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие. Участие в творческих конкурсах, в акциях. Духовно-нравственное: Беседы, экскурсии. Участие и подготовка к мероприятиям. Разработка проектов. Сюжетно-ролевые игры. |
4 | Духовно-нравственное направление | Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся; Проведение тематических классных часов, встреч, бесед; Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области. |
5 | Спортивно-оздоровительное направление | Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований. Проведение бесед по охране здоровья. Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток. Участие в районных и республиканских спортивных соревнованиях. |
В нашей школе существует своя модель организации внеурочной деятельности и особенностью её организации является то, что направления представлены различными видами внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность организована по следующим направлениям развития личности:
Спортивно - оздоровительное
Художественно - эстетическое
Научно – познавательное
Проектная деятельность
Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:
реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям
Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность в нашей школе организуется по основным направлениям в таких формах как:
проектная деятельность (6-7 классы);
кружки («Юный краевед», «Спортивные игры», «Танцевальный», «ЮИД», «ДЮП», «Плетение из газетных трубочек», «Цветоводство», «Шахматы», «Мастерица»);
олимпиады,
факультативы («Умники и умницы», «Ремесла России», «Я – пешеход», «В мире профессий»);
соревнования;
экскурсии;
поездки;
походы.
В заключение, мне хотелось бы сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогов - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.
3