УДК 330
Дойникова Юлия Павловна Организационно-управленческие условия работы педагогов с одарёнными детьми в образовательной организации
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы организации работы педагогов с одарёнными детьми в системе образования. Предложены организационно-управленческие условия работы педагогов с одарёнными детьми, которые, позволят раскрыть таланты и одарённость учащихся.
Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, образовательная среда, педагог, педагогическая деятельность, организационно-управленческие условия.
В настоящее время государство ставит перед педагогическими работниками такие задачи, как развитие творческих и лидерских качеств личности обучающихся, поскольку качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно мыслить, решать задачи и принимать вызовы времени и общества, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.
На социальном уровне актуальность исследования обусловлена тем, что для современного образования одной из задач является сохранение и развитие творческого потенциала молодых талантов, совершенствование организации работы с одаренными и высокомотивированными детьми, непрерывное их сопровождение в условиях массовой школы.
В России существует различные программы и меры поддержки одаренных детей. Это включает специальные образовательные проекты, конкурсы, стипендии, исследовательские центры и олимпиады. Тем не менее, эффективность и охват этих мер могут требовать усовершенствования и увеличения финансирования.
Обучение одаренных детей требует индивидуального подхода и специальных программ, разработанных для развития их умственных способностей. Это может включать разнообразные задачи, проекты и возможности для творчества. Важно учесть интересы и потребности каждого ребенка, чтобы обеспечить наиболее эффективное обучение.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в России предусматривают учет потребностей одаренных детей. Однако, некоторые критики указывают на то, что ФГОС не всегда достаточно учитывают индивидуальные особенности и потребности этой группы учащихся, что может затруднить их полноценное развитие и обучение.
Одаренность — это своеобразный набор индивидуальных способностей и талантов, которые выходят за рамки средних возможностей человека в определенной области, такой как интеллект, творчество, спортивные навыки или музыкальный талант. Данные способности могут проявиться естественно или развиваться через усиленное обучение и практику.
Одаренные дети — это термин, используемый для обозначения детей с выдающимися способностями или талантами в определенных областях. Эти дети имеют потенциал для достижения высоких успехов в учебе, искусстве, спорте или других сферах. Одаренные дети могут иметь разнообразные способности, включая высокий интеллект, творческий потенциал, лидерские качества и другие специфические таланты. Важно обеспечить им поддержку, стимулирование и адекватное образование, учитывая их особенности и потребности. Особое внимание в системе образования придается сегодня развитию детской одаренности, так как ориентир ставится не знания, а на личность и ее особенности.
В этих условиях актуальным представляется изучение организационно-управленческие условия работы педагогов с одарёнными детьми в образовательной организации.
Целями данного вопроса исследования является анализ организационно-управленческих условий работы педагогов с одарёнными детьми в образовательной организации. Развитие личности ребенка, его способностей и таланта происходит, только в организованном образовательном процессе.
Эффективность и результативность будет достигаться тогда, когда осуществляется правильная системная, поэтапная и целенаправленная подготовка школьников к олимпиадам.
Работа с одаренными детьми в школе требует индивидуального подхода и поддержки, включая:
- идентификацию одаренных учеников: определение их специфических талантов, способностей и потребностей;
- индивидуальные образовательные программы: разработка учебных планов, учитывающих потребности каждого одаренного ребенка;
- расширенная учебная программа: предложение более сложных и интересных задач, расширяющих знания и навыки;
- стимулирование интересов: поддержка увлечений и развитие учебного интереса через проекты, исследования и дополнительные занятия;
- создание групп для обмена опытом: содействие в формировании групп для обсуждения проектов, анализа задач и совместного творчества;
- психологическая поддержка: работа с психологами для развития социальных навыков, управления стрессом и эмоциональной поддержки;
- сотрудничество с семьями: регулярное информирование родителей о прогрессе и потребностях их ребенка, вовлечение их в образовательный процесс;
- поддержка менторства: предоставление возможности для взаимодействия с опытными наставниками или учеными;
- обучение саморегуляции и метапознания: помощь в развитии навыков управления своими учебными процессами и целями;
- развитие критического мышления и творческих способностей: поддержка в развитии критического мышления, креативности и самовыражения.
Важно создать благоприятное образовательное окружение, где одаренные дети будут чувствовать себя важными и поддержанными в своих учебных усилиях.
Для эффективного обучения одаренных детей важно принимать во внимание их специфические потребности, предоставлять дополнительные образовательные возможности, стимулировать творческий потенциал и индивидуальные таланты. Это может потребовать адаптации учебных программ и методик, а также обучение педагогов для работы с одаренными детьми.
Принято считать, что основными методами при работе с высокомотивированными обучающимися являются: метод педагогического наблюдения, анкетирование, формы педагогической диагностики, анализ качества знании и освоение предметных результатов, мониторинг качества результатов участия в олимпиадах и конкурсах [2, с.186].
По итогам анализа обучающиеся, которые добьются определенных успехов в обучении, могут претендовать попасть в банк высокомотивированных обучающихся, а также будут получать особую поддержку в подготовке к интеллектуальным состязаниям.
Вторым этапом является сам процесс системной подготовки школьников, который осуществляется в рамках: предметного обучения, внеурочной деятельности, дистанционная работа с использованием ЦОР и платформ, самоподготовка школьника с учетом ИОМ и ИОТ.
Необходимость условий развития успешной и эффективной организации одаренных детей диктует нам использовать более эффективные формы организации подготовки к олимпиадам и предметному обучению, например, индивидуализация и дифференциация обучения, а также задания творческого и поискового характера, которые будут нацелены на нестандартные подходы в решении.
Анализ опыта организации подготовки в российских общеобразовательных школах показал, что чаще всего используются групповые формы организации работы с одаренными детьми, а также создание профильных классов для углубленного изучения отдельных предметов, организация межклассных секций для обучения межвозрастных групп, объеденных одним общим предметом или тематикой, также используются формы организации подготовки к олимпиадам по виду способностей детей, обучение осуществляется по ИОМ и ИОП, также возможно создание «школы выходного дня».
Во многих общеобразовательных создаются специализированные структурные подразделения: ресурсные центры, исследовательские центры, творческие лаборатории и мастерские, профильные лагеря ( смены), научные школы и сообщества.
Таким образом, при подготовке одаренных детей педагогам стоит учитывать следующие условия:
Во - первых, важно использовать интересные и разнообразные задания, они должны быть ориентированы на содержание общеобразовательной программы и специфику деятельности общеобразовательной организации.
Во - вторых, схема обучения одаренных детей должна быть четко обозначена с учетом технических и иных особенностей.
Работа с одаренными детьми требует индивидуального подхода, разностороннего развития, стимулирования творчества и поддержки их уникальных способностей. Это включает задания, развивающие критическое мышление и предоставление возможностей для самовыражения.
Список литературы
1. Каунова К. Ю. Структурные компоненты формирования готовности педагога к взаимодействию с одаренными детьми// Вестник Воронежского государственного университета. – 2018. –№ 4. – С. 52-56.
2. Орешкина А.К. Одаренность в условиях цифровизации образования// Профессиональное образование и общество. – 2019. – № 1. – С. 186 -194.
Дойникова Юлия Павловна – магистрант, Северный (Арктический) Федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.
Научный руководитель: Поляшова Наталья – кандидат биологических наук, доцент, Северный (Арктический) Федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.