СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗОЖ ОБУЧАЕМЫХ С ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о реализации  двух проектов "Царство зеленых великанов"и "Пернатые гости нашего сада" при  изучении программы"Уроки здоровья и ОБЖ"(1-4 классы).Оба проекта носили практический характер и были направлены  на изучение  и наблюдение за объектами окружающей среды (зимующие птицы средней  полосы России, прилетающие  в школьный сад и деревья, растущие в школьном саду).

Просмотр содержимого документа
«Статья "ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗОЖ ОБУЧАЕМЫХ С ОВЗ"»


ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗОЖ ОБУЧАЕМЫХ С ОВЗ

(Исмагилова Н.И. , Комарова Т.И., МБОУ «Школа-интернат № 9 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Сарова)


Современные принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, требуют новых форм и методов обучения, которые реализовали бы принцип связи обучения с жизнью, формировали активную и инициативную позицию учащихся в учении, развивали общеучебные навыки и умения непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. Одной из таких форм является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества образования, позволяет обучать детей с ограниченными возможностями здоровья поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению.

В рамках апробации программы «Учимся здоровью» в рамках изучения обобщающего раздела «Хотим быть здоровыми - действуем» учениками 2-ых и 4-ых классов школы – интерната нами были реализованы два социальных проекта «Пернатые гости нашего сада» (срок реализации проекта февраль- март 2019 года) и «Царство зеленых великанов» (срок реализации проекта апрель- май 2019 год). Оба проекта носили практический характер и были направлены на изучение и наблюдение за объектами окружающей среды (зимующие птицы средней полосы России, прилетающие в школьный сад и деревья, растущие в школьном саду).

Основная цель проекта «Пернатые гости нашего сада» состоит в формировании экологических знаний о зимующих птицах и перелетных птицах, ответственного, бережного отношения к природе как важной части здоровьесберегающего и экоцентрического поведения ребенка.

Во время реализации проекта решались следующие группы задач:

  1. Коррекционные задачи: развитие сенсорного восприятия, развитие мелкой моторики при выполнении творческих работ, самоконтроля, произвольности деятельности;

  2. Развитие регулятивных БУД (базовых учебных действий): развитие целенаправленности и произвольности деятельности в процессе реализации проекта. Развитие способности к анализу результатов своей деятельности;

  3. Развитие коммуникативных БУД: умение работать в группе, договариваться, выполнять совместную деятельность;

  4. Развитие личностных БУД: развитие способности к наблюдению и анализу через знакомство с поведением птиц при кормлении; развитие адекватных представлений о собственных возможностях (презентация проекта поднимает самооценку обучающегося).

Для развития мотивации к выполнению работы использовались материалы Интернета (сказки, загадки, стихи, небольшие рассказы, видеоматериал, мультфильмы), фото птиц, прилетающих в школьный сад, экскурсия в городской Краеведческий музей города Сарова.

Н а занятиях дети знакомились с многообразием зимующих птиц средней полосы России, их предпочтением в пище, правилами изготовления кормушек для птиц (рис.1).

В рамках реализации проекта ребята из коробок для новогодних подарков изготовили и развесили на территории школьного сада кормушки для птиц. Во время Рис.1. Занятие по изготовлению кормушек для птиц

ежедневных прогулок воспитанники подсыпали корм птицам и наблюдали за их поведением, делали фотографии. В связи с резким понижением температуры, ученики совместно с учителем изготовили лакомство для птиц, состоящее их семян и зерен злаковых культур (семена льна, семена подсолнечника, ягоды шиповника, овес, пшено и др.)

Ежедневно во время прогулки ребята вместе с учителем кормили пернатых гостей, подсыпали в кормушки семена подсолнечника, льна, овса и т.д. (рис.2)

П о завершении проекта три воспитанника приняли участие в фотоконкурсе «Птицы на кормушках», организованном филиалом «Национальный парк «Смольный» ФГБУ «Заповедная Мордовия», и один из них стал лауреатом регионального конкурса.

Продуктом реализации проекта стала общешкольная выставка фотографий «Птицы на кормушках» и презентация проделанной работы на итоговом воспитательном

Рис. 2. Занятие «Угостим пернатого друга»

мероприятии «Пернатые гости нашего сада» для обучающихся начальных классов.

Основная цель следующего проекта: создание условий для формирования у младших школьников с ОВЗ экологической культуры, здорового образа жизни.

Во время реализации проекта решались следующие задачи:

  1. Коррекционная задача: развитие сенсорного восприятия за счет работы с разными материалами, развитие мелкой моторики при выполнении творческих работ, самоконтроля, произвольности деятельности;

  2. Развитие познавательных БУД: наглядно – образного и образно- логического мышления, восприятия, внимания, памяти;

  3. Развитие регулятивных БУД: развитие целенаправленности и произвольности деятельности в процессе заполнения паспортов деревьев, Развитие способности к анализу результатов своей деятельности, выбор способа, поставленной задачи;

  4. Развитие коммуникативных БУД: умение работать в группе, договариваться, выполнять совместную деятельность через выполнение измерительных, сельскохозяйственных и садоводческих работ;

  5. Развитие личностных БУД: развитие способности к наблюдению и анализу изменений происходящих с деревьями весной; развитие адекватных представлений о собственных возможностях.

Для развития мотивации к выполнению работы использовались материалы Интернета: сказки, загадки, стихи, небольшие рассказы, видеоматериал, мультфильмы; тематические прогулки по территории школьного сада; экспонаты школьного музея «Русская горница; домашняя утварь, изготовленная из деревьев разных пород [8,9].

На начальном этапе ребята знакомятся с многообразием деревьев, растущих на территории школы, насекомыми, птицами, животными, обитающими в саду, их значением для «зеленых великанов» и человека; на ежедневных прогулках наблюдают за изменениями, происходящими с деревьями весной. На занятиях выполняли творческие задания, связанные с использованием разных материалов (пластилин, цветная бумага, картон, краски карандаши) Творческие задания включали в себя рисунки, раскраски, объемные и плоскостные аппликации деревьев, которое произрастают в школьном сад (рис.3).












а) Изготовление объемных б) Изготовление плоскостной

аппликаций цветущей липы аппликации

«Царица лета» «Хозяюшка яблоня»

Рис. 3. Процесс выполнения творческих заданий

С ледует отметить, что лучшие работы были представлены на международном фестивале декоративно- прикладного творчества детей с ОВЗ «Звезды нового века-2019», дипломантами фестиваля были объявлены две воспитанницы школы интерната, 2-го и 4-го классов.


Рис. 4. Основные садоводческие

работы в школьном саду

На практическом этапе ребята выполняли садоводческие работы (убирали сухие ветки, белили стволы плодовых деревьев, замазывали срезы и трещины садовым варом), участвовали

в субботнике по уборке школьной территории и школьного сада от прошлогодней листвы и мусора (рис.4)

На заключительном этапе воспитанники проводили измерительные работы и заполняли Паспорта деревьев. Для разработки Паспорта дерева мы использовали интернет-источник и адаптировали предложенный образец паспорта с учетом психофизических особенностей детей с умственной отсталостью. Паспорт дерева содержит следующую информацию:

1.Наименование дерева.

2.Место «прописки» (город, деревня...).

3.Краткое описание места, где растёт дерево (расположение дерева

относительно здания школы с указанием сторон света).

4.Примерный возраст (цифра из «Паспорта озеленения школы»).

5.Окружность ствола на высоте 1 м (в см.).

6.На какой высоте дерево начинает ветвиться (в см.).

7.Ширина кроны (в см.).

8.Состояние дерева в момент описания (отличное; хорошее;

удовлетворительное; неудовлетворительное).

9.Листья, семена, плоды дерев (размещение фотографий и рисунков

деревьев, листьев, семян, плодов).

В результате работы были созданы паспорта восьми деревьев, растущих в школьном естественном саду: березы, клена, дуба, сосны, яблони, ели, липы, рябины.

Продуктом реализации проекта «Царство зеленых великанов» стали собранный обучающимися альбом, в котором представлены все этапы реализации проекта, творческие работы, паспорта деревьев, фотоотчеты с мероприятий проекта, познавательный материал и экскурсия воспитанников «В гостях у заповедника» в Мордовский государственный природный заповедник им.П.Г. Смидовича

Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы обучающихся с ОВЗ в процессе формирования навыков ЗОЖ.

Таким образом, проведенная нами работа показала, что проектная деятельность способствует формированию у обучающихся с ОВЗ:

  • умений управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающим миром (природой и людьми);

  • представлений о ценности здоровья и правилах здорового образа жизни;

  • умений оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение) и других людей;

  • коммуникативных навыков (умений строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);

  • интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний;

  • ответственного отношения к правилам личной и общественной гигиены.