СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Применение методики составления кластеров на уроках математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены особенности применения методики работы с кластерами на уроках математики, а также приведены примеры карточек-заданий кластерного типа.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Применение методики составления кластеров на уроках математики»»

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ СОСТАВЛЕНИЯ КЛАСТЕРОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Н.Л. Латышева

ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»,

Одной из форм графической организации информации является кластер. Кластер – это упрощенная теоретическая схема, основным назначением которой является раскрытие логических взаимосвязей между элементами, представляющими собой основные смысловые единицы изучаемой информации.

Кластер – изображение, способствующее систематизации и обобщению изученного материала.

Для разработки кластера необходимо произвести следующую последовательность действий:

  1. Выделить главную смысловую единицу (тему). Посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение.

  2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации) – слова и предложения, выражающие ключевые идеи, факты, образы и расположить их на листе вокруг ключевого слова.

  3. Появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым словом. Полученная структура отображает информационное поле данной темы.

В чем же основные преимущества кластеров?

Прежде всего, следует отметить, что не все учащиеся любят математику, но большинство из них любит рисовать, а когда что-то получается красиво, это вызывает чувство удовлетворения от проделанной работы и желание вернуться к этой работе вновь.

Кроме того, метод составления кластеров:

  • позволяет разнообразить виды учебной деятельности на уроке и дома;

  • способствует развитию интереса к теме;

  • облегчает запоминание информации;

  • способствует лучшему пониманию темы;

  • развивает логику и системное мышление;

  • позволяет охватить одним взглядом и систематизировать большой объем материала;

  • учит классифицировать материал, производить анализ и синтез информации;

  • развивает способность к творческой переработке информации.

Все это позволяет добиваться положительных результатов в обучении.

Метод составления кластеров имеет огромное число преимуществ, поэтому он нравится преподавателям. Но прежде всего, его следует применять при изучении тем, содержащих большой объем понятий, формул, и прочего теоретического материала, легко поддающегося структуризации и систематизации, но тяжелого для запоминания. При изучении математики, на мой взгляд, к таким темам, прежде всего, относится тема «Векторы и координаты в пространстве». Также полезно составлять кластеры при изучении многогранников и тел вращения, методов решения уравнений и неравенств, при обобщении знаний о функциях, их свойствах и графиках. При изучении элементов высшей математики можно рекомендовать составление кластеров по темам «Комплексные числа», «Элементы аналитической геометрии на плоскости и в пространстве», «Элементы теории множеств» и др.

Рассмотрим далее варианты применения кластеров на уроках математики. Эта методика удобна для преподавателя тем, что кластеры можно применять на любом этапе изучения темы. Выбор этапа определяется степенью подготовленности учащихся к данному виду деятельности, сложностью темы, особенностями преподаваемого материала, зависит от целей преподавателя на данном этапе, технических возможностей, временных рамок и многого другого.

Для себя я выделила следующие варианты работы:

  1. Работа на уроке с готовым кластером. В процессе изучения новой темы преподаватель представляет готовую схему, составленную им заранее, демонстрируя логические связи между элементами. Это способствует более глубокому пониманию материала и более качественному его усвоению. Такой вариант рекомендуется на этапе первого знакомства обучающихся с данной методикой.

  2. Совместная работа преподавателя и студентов над кластером. В процессе объяснения новой темы преподаватель самостоятельно или вместе с учащимися составляет кластер, обсуждая его структуру, элементы, связи. Такой вариант подходит для сложных тем, а так же на этапе обучения учащихся самостоятельному составлению кластеров.

  3. Самостоятельная работа учащихся. На этапах систематизации, обобщения и первичного закрепления знаний учащиеся самостоятельно составляют кластер на уроке или дома. При этом работа может быть индивидуальной, парной или в малых группах. В случае домашней работы над кластером можно предъявлять дополнительные требования к качеству оформления или (и) к использованию других литературных источников, привлечению дополнительного материала.

  4. Анализ моделей и более глубокая проработка темы. В целях более глубокой проработки темы может быть организована домашняя индивидуальная работа над кластером с последующей групповой работой на уроке под руководством преподавателя. Эта работа может проходить как защита индивидуальных работ каждого ученика или малой группы, работавшей над кластером дома. В процессе обсуждения и взаимной оценки строится более совершенная модель, отражающая изучаемый материал, детально прорабатываются ее элементы.

Оценка самостоятельно составленных учащимися кластеров может быть критериальной. Возможно применение следующих критериев:

  • полнота информации;

  • четкость структуры кластера и корректность логических связей между его элементами;

  • глубина проработки материала, привлечение дополнительных источников информации;

  • эстетичность оформления;

  • отсутствие (наличие) грамматических и прочих ошибок.

При анализе работы учащихся над составленными ими кластерами полезно обращать их внимание на распространенные ошибки, которые могут быть следствием как непонимания темы урока, так и непониманием сути данной методики работы с информацией. Опыт работы свидетельствует, что основными видами ошибок являются:

  • перегруженность информацией (кластер содержит формулировки теорем, определения понятий, громоздкие формулы);

  • неполнота информации;

  • нарушение логических связей между элементами;

  • полное отсутствие логических связей, не проработана структура темы;

  • фактологические ошибки;

  • орфографические ошибки при написании математических терминов и понятий.

  1. Разработка карточек-заданий кластерного типа. На этапах закрепления и контроля знаний возможно применение практических заданий, имеющих форму кластера [1]. Это могут быть индивидуальные карточки-задания для самостоятельной работы на уроке или дома. Пример карточки-задания для студентов 2 курса по теме «Комплексные числа» представлен на рисунке 1. Задания в форме кластера необычны и интересны по форме, позволяют в одном задании охватить большой объем пройденного материала, предоставить каждому индивидуальный вариант задания. Эти задания могут быть представлены и в интерактивной форме.

Рис.1 Карточка по теме «Комплексные числа»

Построение кластеров нравится учащимся, т.к. воспринимается ими как творческая работа, возможность реализовать свои способности, представить собственное видение проблемы. Такая работа обычно проходит в психологически комфортной обстановке. Все это способствует повышению мотивации к учебе. И самое главное – учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения новых знаний. Таким образом, методика составления кластеров позволяет преподавателю добить высоких результатов в обучении и даёт учащимся чувство удовлетворения. 

Литература

  1. Педагогика высшей школы: монография / Е.К. Артищева, А.И. Газизова, С.Р. Мугаллимова и др. – Книга 2. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. – 177 с.