СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода в рамках реализации непрерывного курса математики «Учись учиться» Л.Г. Петерсон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрыты особенности развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе по программе "Учусь учиться" Л.Г.Петерсон.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода в рамках реализации непрерывного курса математики «Учись учиться» Л.Г. Петерсон"»

Борискина Оксана Викторовна


0


Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода в рамках реализации непрерывного курса математики «Учись учиться» Л.Г. Петерсон


Математическая грамотность

это способность учащихся:

  • распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;

  • формулировать эти проблемы на языке математики;

  • решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

  • анализировать использованные методы решения;

  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

  • формулировать и записывать результаты решения.

Из вышесказанного возникает термин функциональная математическая грамотность, которая предполагает использовать математические знания, приобретенные обучающимся за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.

Одним из средств, помогающих раскрыть способности каждого ученика, развить познавательную активность, научить детей учиться, я считаю технологию деятельностного метода (ТДМ), разработанную в Центре системно-деятельностной педагогики "Школа 2000…" под руководством Л.Г.Петерсон.

(ТДМ)- Дети не получают знания в готовом виде, а добывают их в процессе собственной учебной деятельности. При этом обеспечивается возможность выполнения ими всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.

Ключевыми словами в деятельностном подходе в системе начального образования являются: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться в социуме.

Состояние математической грамотности учащихся оценивается развитием математической компетентности.

Инструментами формирования математической грамотности могут служить:

  • технология проблемного обучения, которая развивает у учащихся находчивость, сообразительность, способность находить нестандартные решения;

  • технология проектов, которая позволяет учащимся ориентироваться в разнообразных ситуациях;

  • игровые технологии, позволяющие поддерживать интерес младших школьников к урокам математики

Начиная с первого класса школы, необходимо закладывать у детей основу для умения учиться.

Примеры заданий на развитие находчивости, сообразительности, способности находить нестандартные решения:

Раздел: «Числа. Натуральный ряд чисел»

Цель:

  • уметь составлять последовательность из чисел, самостоятельно определять закономерность выбранных чисел;

  • уметь извлекать первичную информацию.

Компетентность: информационная.

Задание: Миша договорился о встрече с одноклассником. Он так торопился, что прыгал по ступеньки на лестнице: 1, 4, 7, 10, 13,16, перепрыгивая остальные. Какие ступеньки перепрыгнул Миша? Найди и подчеркни букву верного ответа.

А - 2, 3, 4, 5.
Б - 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 15
В - 2, 5,
Г - 1, 4, 7,
Д - нет верного

Оценивание и ключ к заданию:

  • 1 балл - Б

  • 0 баллов - другие

Раздел: «Арифметические действия»

Цель:

  • уметь выполнять устно сложение, вычитать однозначные числа;

  • уметь распознавать проблему.

Компетентность: самоорганизованность

Задание: Арина купила в магазине шоколадки для всех членов семьи и убрала их в холодильник. Дома Толя увидел в холодильнике шоколадки и съел 3 штуки. Сколько членов семьи остались без шоколадок? Подчеркни верный ответ.

Справка к заданию: Семья состоит из мамы, папы, бабушки, Арины и Толи.

А - 1
Б - 2
В - 3
Г - 4
Д - 5

Оценивание и ключ:

  • 1 балл - ответ Б.

  • 0 баллов - выбраны другие варианты.

Для формирования математической грамотности необходимо обратить внимание на группы упражнений, способствующих развитию следующих характеристик:

  • установление связей и закономерностей между разными объектами окружающего мира;

  • понимание и интерпретация различных отношений между математическими понятиями.

Упражнения на установление связей и закономерностей между разными объектами окружающего мира.

Эта группа упражнений развивает способности младшего школьника в установлении математических отношений и зависимостей, проверке их наличия и выполнения с помощью примеров. Она включает и задания на наблюдение, поиск, исследование предложенной математической ситуации с различных точек зрения (разные основания для сравнения, разные предположения о свойствах и др.).

Составляющая математической функциональной грамотности младших школьников - овладение математическим языком, применение его для решения учебных задач, построение математических суждений, работа с математическими фактами (установление истинности, приведение контрпримера).

Реализацию этой составляющей могут обеспечить следующие группы математических заданий:

• задания на понимание и применение математической символики и терминологии: примеры терминов, понятий и символических обозначений, используемых в качестве обязательных в начальной школе: математические понятия и термины, математическая символика, счет, цифра, число, вычисление, знаки арифметических действий и т.д.

• задания, направленные на построение математических суждений (рассуждений): логические задачи, задача семейно-практического характера, а также задача на владение математическими фактами.

Таким образом, формировать функциональную грамотность у обучающихся необходимо опираясь на методологию компетентностного подхода, в связи с чем все задания должны быть, нацелены на оценивание компетентностей как умений действовать в определенной ситуации, то есть должны иметь деятельностное значение и обязательно должны строиться на актуальном для учащихся материале.

Все задания, которые входят в исследования сформированности функциональной грамотности PISA основываются на базовых знаниях, которые необходимо уметь применять в контексте реальной жизненной ситуации.

Практико ориентированные направления работы с детьми

Одна из главных целей предметной линии «Учусь учиться» – научить использовать математику для решения жизненно-практических задач, которые возникают у учеников в повседневной жизни.

Приведу конкретный пример. В 4 классе, обобщая и систематизируя знания и умения учащихся по теме «Дроби», учащиеся знакомятся с практическим применением данной темы в повседневной жизни.

Тема урока: «Дроби в жизни человека»

Цели урока:

Предметные: познакомиться с историей возникновения дробей в математике;

  • узнать, где человек встречается с понятием «дробь» в жизни;

  • выяснить необходимость использования математических

дробей как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни;

  • закрепить навыки сложения и вычитания дробей.


Основные вопросы для изучения

  1. История возникновения дробей.

  2. Где человек встречается с дробями в жизни.

  3. Как дроби влияют на развитие науки.


- Сегодня мы поговорим о практическом применении дробей в нашей повседневной жизни.

- В древности и в средние века учение о дробях считалось хотя и самым трудным, но и самым важным разделом арифметики. Римский философ Марк Цицерон писал: «Без знания дробей никто не может признаться знающим арифметику».

- Как вы понимаете слова философа?

Актуализация опорных знаний.

- Давайте вспомним, что мы умеем делать с дробями?

1.Умеем записывать дроби.

2.Изображать графические модели дробей.

3.Умеем складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.

3.Отмечать дроби на числовом луче.

4.Умеем сравнивать дроби.

5.Решать задачи на нахождение части числа; числа по его части; части, которую одно число составляет от другого.

Далее учащиеся знакомятся с историей записи дробей, как дроби появились на Руси.

Дроби в жизни современного человека.

« Где человек встречается дробями в жизни?»

На протяжении всех уроков мы не только изучали теоретические вопросы, учились складывать и вычитать дроби, решать задачи с дробями, но и наблюдали, исследовали. Ребята делились на группы и представили результаты своего исследования. Мы сделали следующие выводы.

Во многих занятиях человека нужны дроби и дробные числа. Дроби используются в различных отчётных документах в медицине, образовании, торговле, налоговой службе. А какая точность нужна в фармацевтике! При составлении лекарственных препаратов нужно предельное внимание при обращении с дробями.

Учащиеся музыкальной школы знакомятся с дробями раньше, чем мы. С первых дней занятий дети знакомятся с такими понятиями как размер и длительности нот. Счёт длительностей в музыке ведётся от целой ноты, которая считается до четырёх. В целой ноте 2 половинные, 4 четверти, 8 восьмых, 16 шестнадцатых. Так музыка живёт в согласии с математикой.

Дробные числа окружают нас и в быту, их можно отыскать и в комнате. Измеряя длину и ширину различных предметов, я ни разу не встретился с целым числом.

И на кухне встречаются дроби. Поварам нужны дроби для соблюдения пропорции при приготовлении блюда, расчета калорийности. В различных рецептах приготовления часто требуется взять 1/3 стакана сахара или ½ чайных ложки соды.

Как дроби влияют на развитие науки.

- Как вы думаете, а используют ли дроби в науке?

Мы привыкли пользоваться благами цивилизации – автомобилем, телефоном, телевизором и прочей техникой, делающей нашу жизнь легче и интереснее. А сколько расчётов и вычислений делают конструкторы, инженеры, чтобы на свет всё время появлялись новинки, и везде в расчётах инженеров - конструкторов присутствуют дроби!

Во второй половине 20 века возникла новая отрасль науки - промышленная электроника. Учёные исследуют строение вещества на клеточном, молекулярном и атомном уровнях. Трудно представить, насколько мала молекула. А сверхмалые величины: микро, нано («карлик»), пико и фемто обозначаются десятичными дробями со множеством нулей. Эти величины можно увидеть только под электронным микроскопом. Нет сомнения, что в новом веке, веке нанотехнологий, будут нужны ещё более точные дроби.

Практическое применение дробей в классе

(Тесьма 1 метр у каждого, линейка 30 см, ножницы)

- Перед вами на парте лежит тесьма. Длина тесьмы у всех одинаковая. Сколько? мы вчера разрезали? (1 м)

- Давайте измерим длину, используя линейку. (1 метр или 10 см или 10 дм)

- Как, не используя линейку, точно отрезать ½ часть тесьмы? (1/3? ¼?)

- Какие ещё бывают дроби?

- Бывает барабанная дробь. слайд

- Бывают дроби в танцах. В русском танце имеется весьма распространенный вид движений выполняемых сильными, ч`ткими, короткими, частыми ударами ног об пол. Такие движения русской пляски называются “ дроби”.

Рефлексия

- Какую часть материала усвоили?

Карточки в конверте:1, ½, 1/3, 1/4.

Идея вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность существовала в образовании с древнейших времен. «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь», говорил еще античный философ Плутарх в I веке нашей.э. Но вопрос всегда состоял в том, как зажечь в ребенке этот факел?

На каждом этапе учебный процесс должен ориентироваться на развитие личности обучающихся, которое происходит на основе овладения ими универсальными учебными действиями.

Учащиеся:

– работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;

– критически осмысляют актуальную социальную информацию, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

– решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

– анализируют современные общественные явления и события;

– осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

– аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

– выполняют творческие работы и исследовательские проекты.