Борискина Оксана Викторовна | | 0 |
Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода в рамках реализации непрерывного курса математики «Учись учиться» Л.Г. Петерсон
Математическая грамотность –
это способность учащихся:
распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.
Из вышесказанного возникает термин функциональная математическая грамотность, которая предполагает использовать математические знания, приобретенные обучающимся за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
Одним из средств, помогающих раскрыть способности каждого ученика, развить познавательную активность, научить детей учиться, я считаю технологию деятельностного метода (ТДМ), разработанную в Центре системно-деятельностной педагогики "Школа 2000…" под руководством Л.Г.Петерсон.
(ТДМ)- Дети не получают знания в готовом виде, а добывают их в процессе собственной учебной деятельности. При этом обеспечивается возможность выполнения ими всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.
Ключевыми словами в деятельностном подходе в системе начального образования являются: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться в социуме.
Состояние математической грамотности учащихся оценивается развитием математической компетентности.
Инструментами формирования математической грамотности могут служить:
технология проблемного обучения, которая развивает у учащихся находчивость, сообразительность, способность находить нестандартные решения;
технология проектов, которая позволяет учащимся ориентироваться в разнообразных ситуациях;
игровые технологии, позволяющие поддерживать интерес младших школьников к урокам математики
Начиная с первого класса школы, необходимо закладывать у детей основу для умения учиться.
Примеры заданий на развитие находчивости, сообразительности, способности находить нестандартные решения:
Раздел: «Числа. Натуральный ряд чисел»
Цель:
уметь составлять последовательность из чисел, самостоятельно определять закономерность выбранных чисел;
уметь извлекать первичную информацию.
Компетентность: информационная.
Задание: Миша договорился о встрече с одноклассником. Он так торопился, что прыгал по ступеньки на лестнице: 1, 4, 7, 10, 13,16, перепрыгивая остальные. Какие ступеньки перепрыгнул Миша? Найди и подчеркни букву верного ответа.
А - 2, 3, 4, 5.
Б - 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 15
В - 2, 5,
Г - 1, 4, 7,
Д - нет верного
Оценивание и ключ к заданию:
1 балл - Б
0 баллов - другие
Раздел: «Арифметические действия»
Цель:
уметь выполнять устно сложение, вычитать однозначные числа;
уметь распознавать проблему.
Компетентность: самоорганизованность
Задание: Арина купила в магазине шоколадки для всех членов семьи и убрала их в холодильник. Дома Толя увидел в холодильнике шоколадки и съел 3 штуки. Сколько членов семьи остались без шоколадок? Подчеркни верный ответ.
Справка к заданию: Семья состоит из мамы, папы, бабушки, Арины и Толи.
А - 1
Б - 2
В - 3
Г - 4
Д - 5
Оценивание и ключ:
Для формирования математической грамотности необходимо обратить внимание на группы упражнений, способствующих развитию следующих характеристик:
установление связей и закономерностей между разными объектами окружающего мира;
понимание и интерпретация различных отношений между математическими понятиями.
Упражнения на установление связей и закономерностей между разными объектами окружающего мира.
Эта группа упражнений развивает способности младшего школьника в установлении математических отношений и зависимостей, проверке их наличия и выполнения с помощью примеров. Она включает и задания на наблюдение, поиск, исследование предложенной математической ситуации с различных точек зрения (разные основания для сравнения, разные предположения о свойствах и др.).
Составляющая математической функциональной грамотности младших школьников - овладение математическим языком, применение его для решения учебных задач, построение математических суждений, работа с математическими фактами (установление истинности, приведение контрпримера).
Реализацию этой составляющей могут обеспечить следующие группы математических заданий:
• задания на понимание и применение математической символики и терминологии: примеры терминов, понятий и символических обозначений, используемых в качестве обязательных в начальной школе: математические понятия и термины, математическая символика, счет, цифра, число, вычисление, знаки арифметических действий и т.д.
• задания, направленные на построение математических суждений (рассуждений): логические задачи, задача семейно-практического характера, а также задача на владение математическими фактами.
Таким образом, формировать функциональную грамотность у обучающихся необходимо опираясь на методологию компетентностного подхода, в связи с чем все задания должны быть, нацелены на оценивание компетентностей как умений действовать в определенной ситуации, то есть должны иметь деятельностное значение и обязательно должны строиться на актуальном для учащихся материале.
Все задания, которые входят в исследования сформированности функциональной грамотности PISA основываются на базовых знаниях, которые необходимо уметь применять в контексте реальной жизненной ситуации.
Практико ориентированные направления работы с детьми
Одна из главных целей предметной линии «Учусь учиться» – научить использовать математику для решения жизненно-практических задач, которые возникают у учеников в повседневной жизни.
Приведу конкретный пример. В 4 классе, обобщая и систематизируя знания и умения учащихся по теме «Дроби», учащиеся знакомятся с практическим применением данной темы в повседневной жизни.
Тема урока: «Дроби в жизни человека»
Цели урока:
Предметные: познакомиться с историей возникновения дробей в математике;
узнать, где человек встречается с понятием «дробь» в жизни;
выяснить необходимость использования математических
дробей как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни;
Основные вопросы для изучения
История возникновения дробей.
Где человек встречается с дробями в жизни.
Как дроби влияют на развитие науки.
- Сегодня мы поговорим о практическом применении дробей в нашей повседневной жизни.
- В древности и в средние века учение о дробях считалось хотя и самым трудным, но и самым важным разделом арифметики. Римский философ Марк Цицерон писал: «Без знания дробей никто не может признаться знающим арифметику».
- Как вы понимаете слова философа?
Актуализация опорных знаний.
- Давайте вспомним, что мы умеем делать с дробями?
1.Умеем записывать дроби.
2.Изображать графические модели дробей.
3.Умеем складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.
3.Отмечать дроби на числовом луче.
4.Умеем сравнивать дроби.
5.Решать задачи на нахождение части числа; числа по его части; части, которую одно число составляет от другого.
Далее учащиеся знакомятся с историей записи дробей, как дроби появились на Руси.
Дроби в жизни современного человека.
« Где человек встречается дробями в жизни?»
На протяжении всех уроков мы не только изучали теоретические вопросы, учились складывать и вычитать дроби, решать задачи с дробями, но и наблюдали, исследовали. Ребята делились на группы и представили результаты своего исследования. Мы сделали следующие выводы.
Во многих занятиях человека нужны дроби и дробные числа. Дроби используются в различных отчётных документах в медицине, образовании, торговле, налоговой службе. А какая точность нужна в фармацевтике! При составлении лекарственных препаратов нужно предельное внимание при обращении с дробями.
Учащиеся музыкальной школы знакомятся с дробями раньше, чем мы. С первых дней занятий дети знакомятся с такими понятиями как размер и длительности нот. Счёт длительностей в музыке ведётся от целой ноты, которая считается до четырёх. В целой ноте 2 половинные, 4 четверти, 8 восьмых, 16 шестнадцатых. Так музыка живёт в согласии с математикой.
Дробные числа окружают нас и в быту, их можно отыскать и в комнате. Измеряя длину и ширину различных предметов, я ни разу не встретился с целым числом.
И на кухне встречаются дроби. Поварам нужны дроби для соблюдения пропорции при приготовлении блюда, расчета калорийности. В различных рецептах приготовления часто требуется взять 1/3 стакана сахара или ½ чайных ложки соды.
Как дроби влияют на развитие науки.
- Как вы думаете, а используют ли дроби в науке?
Мы привыкли пользоваться благами цивилизации – автомобилем, телефоном, телевизором и прочей техникой, делающей нашу жизнь легче и интереснее. А сколько расчётов и вычислений делают конструкторы, инженеры, чтобы на свет всё время появлялись новинки, и везде в расчётах инженеров - конструкторов присутствуют дроби!
Во второй половине 20 века возникла новая отрасль науки - промышленная электроника. Учёные исследуют строение вещества на клеточном, молекулярном и атомном уровнях. Трудно представить, насколько мала молекула. А сверхмалые величины: микро, нано («карлик»), пико и фемто обозначаются десятичными дробями со множеством нулей. Эти величины можно увидеть только под электронным микроскопом. Нет сомнения, что в новом веке, веке нанотехнологий, будут нужны ещё более точные дроби.
Практическое применение дробей в классе
(Тесьма 1 метр у каждого, линейка 30 см, ножницы)
- Перед вами на парте лежит тесьма. Длина тесьмы у всех одинаковая. Сколько? мы вчера разрезали? (1 м)
- Давайте измерим длину, используя линейку. (1 метр или 10 см или 10 дм)
- Как, не используя линейку, точно отрезать ½ часть тесьмы? (1/3? ¼?)
- Какие ещё бывают дроби?
- Бывает барабанная дробь. слайд
- Бывают дроби в танцах. В русском танце имеется весьма распространенный вид движений выполняемых сильными, ч`ткими, короткими, частыми ударами ног об пол. Такие движения русской пляски называются “ дроби”.
Рефлексия
- Какую часть материала усвоили?
Карточки в конверте:1, ½, 1/3, 1/4.
Идея вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность существовала в образовании с древнейших времен. «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь», говорил еще античный философ Плутарх в I веке нашей.э. Но вопрос всегда состоял в том, как зажечь в ребенке этот факел?
На каждом этапе учебный процесс должен ориентироваться на развитие личности обучающихся, которое происходит на основе овладения ими универсальными учебными действиями.
Учащиеся:
– работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
– критически осмысляют актуальную социальную информацию, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
– решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
– анализируют современные общественные явления и события;
– осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
– аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
– выполняют творческие работы и исследовательские проекты.