СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие голосовых, интонационных модуляций и артикуляционных движений в работе с детьми с дизартрией."

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родители чаще  предъявляют  требования к качеству произношения своих детей, особенно важным является  преодоление нарушений   речи до поступления в школу. Разработка новых, увлекательных эффективных методик способных добиться качества речи в работе с детьми с дизартрией - является актуальной задачей. Успешное овладение речью напрямую  зависит от правильной артикуляционной моторики и является фундаментальной основой. Чёткое, чистое звучание определяет полноту и выразительность, плавность речи и как следствие ведёт к  эффективному общению

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие голосовых, интонационных модуляций и артикуляционных движений в работе с детьми с дизартрией."»

Сидорова Таисия Сергеевна, учитель - логопед МБДОУ детский сад № 2 МО Каневской район

Статья "Развитие голосовых, интонационных модуляций и артикуляционных движений в работе с детьми с дизартрией.

Актуальность состоит не просто о подготовке к учебному процессу, а о создании комфортной стимулирующей среды для гармоничного развития ребёнка, и раскрытия его потенциала.

Родители чаще предъявляют требования к качеству произношения своих детей, особенно важным является преодоление нарушений речи до поступления в школу. Разработка новых, увлекательных эффективных методик способных добиться качества речи в работе с детьми с дизартрией - является актуальной задачей. Успешное овладение речью напрямую зависит от правильной артикуляционной моторики и является фундаментальной основой. Чёткое, чистое звучание определяет полноту и выразительность, плавность речи и как следствие ведёт к эффективному общению.

Представленный практический опыт описывает серию игр разработанных по формированию правильной артикуляции и голосовых интонационных модуляций для детей с дизартрией. Авторские материалы направленны на формирование чётких артикуляционных движений и являются основополагающим фактором правильного произношения. Игры помогают детям научиться четко, контролировать положения языка, определяя при произношении гласных (И, Ы), (Э), (А), (У), (О). Важно понимать каждый гласный звук образуется специфическим положением органов артикуляции, именно точность этих положений обеспечивает чистоту звучания. Обучения, помимо описанных выше, мы же работаем с гласными, требующими тонкой артикуляции, например дифференциацией (Ы) - (И), (У) - (О) и др. Особое место в методике занимают упражнения с бусами. Эта активность развивает мелкую моторику - это тесно связано с улучшением звукопроизношения. Выполнение различных алгоритмов в соответствии с заданной схемой позволяет определить последовательность и соответствия количество гласных. Такие упражнения развивают не только голосовые и интонационные модуляции, но и артикуляционную подвижность , тонкую ручную моторику.

Важным элементом является вариативность выполнения упражнений. Дети могут проговаривать по отдельности, повышая и понижая голос в разных сочетаниях – от двух до четырёх, целые (музыкальные цепочки). При этом происходит быстрое переключение артикуляционной моторики, но и тренировка музыкального слуха - положительно влияет и на речь в целом. Разнообразие заданий удерживает внимание, превращая - рутинную процедуру в увлекательную игру. Яркие, красочные изображения делают игровые упражнения привлекательными. Человечек ассоциируется определенным гласным звуком, облегчает запоминание. Это увлекательное сопровождение содержит подробные этапы работы и иллюстрированные фотографии. Это позволяет родителям легко освоить игровые упражнения и проводить с детьми дома. Помимо этого, мы предусмотрели индивидуальный подход исходя из особенностей, уровня речи.

Эффективность методики повышается благодаря разработанным заданиям под потребности ребёнка. Например, в работе с выраженными нарушениями используем упрощенные варианты игр, постепенно увеличивая сложность заданий по мере навыков.

Авторский практический материал представляет собой комплексную методику, ориентированную на индивидуальные особенности детей с ОВЗ. Игры используют принцип терапии, сделает процесс обучения интересным, эффективным, приятным ребёнку.

Включение элементов по развитию мелкой моторики, музыкального слуха, делает методику полноценной и способствует гармоничному развитию личности в целом.

Дальнейшая работа заключается в усовершенствовании методики и предполагает расширения набора других игр.

Игра № 1-2-3-4-5-6. «Повтори - как я». «Укачивание».

Цель игры:

1.Упражнять в выполнении ряда артикуляционных движений губ, языка на выдохе.

2. Продолжать работу по произведению цепочки звуков с усилением голоса.

3. Развивать музыкальный слух, интонационную модуляцию.

Материал: таблицы – схемы, зеркало.

Проведение игры.

Слева направо проговаривая 7, а потом 10 раз («имитация укачивания куклы» - громко-большие человечки тихо – маленькие человечки)

ААААААА ______а-аа-аа-аа-ааа

УУУУУУУ ______у-уу-уу-уу-ууу

ООООООО______о-оо-оо-оо-ооо

ЫЫЫЫЫЫЫ____ы-ыы-ыы-ыы-ыыы

ЭЭЭЭЭЭЭ_______э-ээ-ээ-ээ-эээ

ИИИИИИИ______и-ии-ии-ии-иии;

Игра № 1-2-3-4-5-6. «Вопрос - ответ».

Цель игры:

1. Формировать кинестетическую основу артикуляционных движений по определению положения губ, языка.

2. Упражнять в повышении и понижении голоса при произнесении сочетаний из двух, трех и более гласных.

3. Развивать интонационную выразительность речи.

Материал: карточки, зеркало.

Проведение игры.

- громко и отвечаем тихо.

АОУИ? _________аоуи ; ЫУИА?__________ыуиа; ЭАЫО?______эаыо;

ИУАЭ?_________иуаэ; ЭОЫУ?__________эоыу; ОЭЫИ?______оэыи;

УЭЫИ?__________уэыи; УОАЫ?______уоаы;

Игра № 1-2-3-4-5-6. «Лети вверх».

Цель игры:

1. Продолжать учить произнесению, меняя голос.

2. Продолжать работу по развитию подвижности артикуляционного аппарата с опорой на схему.

Материал: схемы с изображением артикуляции губ, зеркало.

Алгоритм игры.

Проговаривая поют рисунки, вверхууу..У/ (ууу –тихо-У громко).

уууУ _________ /; оооО __________/; эээЭ ______ /;

аааА _________/; ыыыЫ __________/; иииИ ______/;

Игра № 1-30. «Друг за другом ».

Цель игры:

1. Упражнять подвижность артикуляционного аппарата с опорой на ряд гласных.

2. Развитие голосовых и интонационных модуляций.

Материал: карточки , гласные буквы, розетки зеркало.

Алгоритм игры. С разной интонацией, «запись» ритмических рисунков на карточках.

Игра № 1-30. « Дорожки». Цель игры:

1. Мотивировать детей к произнесению меняя голос.

2. Продолжать работу по развитию подвижности артикуляционного аппарата и ориентировки на созданные рисунки.

3. Развивать интонационную выразительность речи.

Материал: плоские бусы, картинки, гласные буквы.

Проведение игры

Проговаривая поют создавая сами бусы с гласными буквами , произносят .

УУУУ __уууу; ОООО ______оооо; ЭЭЭЭ ______ ээээ;

Игра № 1-6. «Вверх-вниз по ступенькам ».

Цель игры:

1.Мотивировать детей к звучанию различной высоты гласного звука и движению с ним вверх и вниз.

2.Продолжать работу по развитию подвижности артикуляционного аппарата и усилению голосовых модуляций с опорой на схему.

3.Выработать выносливость голоса, способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку.

Материал: схема-ступеньки, каждая состоит из 4 , зеркало

Алгоритм игры.

Самостоятельно поют гласные звуки с повышением и понижением при произнескеии гласных ( артикуляция-шёпот-тихо-громко).

А А А А А А А О О О О О О О И И И И И И И

Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы У У У У У У У Э Э Э Э Э Э Э

Выводы

Практический материал «Учим - играя» актуален, интересен по содержанию и может быть рекомендован для использования в образовательном процессе учителям - логопедам, воспитателям, а также родителям детей дошкольного возраста.