Статья «Развитие коммуникативной компетенции обучающихся
на занятиях по английскому языку».
Нерсесян Л.Т.
преподаватель дисциплины
ОГСЭ 03 Иностранный язык
ГБПОУ «Армавирский медицинский
коллеж».
Переход к информационному обществу требует полного развития личности, в том числе ее коммуникативных способностей, которые
облегчают вхождение в мировое сообщество и позволяют успешно функционировать в нем.
Язык, родной или иностранный, служит средством общения, позволяющим осуществлять взаимодействия людей между собой, воздействовать друг на друга в естественных условиях социальной жизни. Культура общения – это сложное многогранное и многоплановое образование. Культура общения формируется в процессе воспитания и продолжается непрерывно в течение всей жизни человека. Современная школа играет большую роль не только в образовании, но и в воспитании общей культуры, формировании культуры общения, коммуникативной культуры личности. Поиски лучших форм и методов воспитания культуры общения велись раньше и ведутся в настоящее время многими отечественными педагогами, психологами и учеными.
Проблема воспитания человека и воспитание культуры общения в частности, являются одной из значимых на данном этапе развития системы образования. Английский язык, как язык международного общения, выступает как инструмент общения в диалоге всех культур современного мира и предполагает овладение иноязычной коммуникативной компетенцией. В развитии и воспитании способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка и дальнейшему самообразованию с ее помощью, ведущая роль сегодня отводится формированию и развитию языковой, речевой и социокультурной компетенций, чтобы:
- чтобы сформировать у студентов необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также языковую компетенцию необходима активная устная практика для каждого из них;
- чтобы сформировать коммуникативную компетенцию не достаточно обогатить занятие коммуникативными упражнениями. Важно предоставить возможность студентам свободно мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над различными возможностями решения этих проблем, с тем, чтобы они акцентировали своё внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирование и формулирование этих мыслей;
- чтобы студенты воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.
Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается в практическом пользовании языком. Практическая речевая направленность, не только цель, но и средство для достижения этой цели.
Исходя из коммуникативного подхода, в процессе обучения английскому языку необходимо студентам приобрести коммуникативную компетенцию.
Коммуникативная компетенция подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом. Коммуникативная компетенция также включает языковую компетенцию, социокультурные знания, умения и навыки. Под языковой компетенцией подразумевают умения выражать свои мысли или понимать мысли других с помощью языковых средств, то есть умения и навыки пользования лексикой, грамматикой и произношением для речевой деятельности. Для достижения взаимопонимания необходимы также знания социокультурного контекста, умения и навыки речевого и неречевого поведения, характерные для носителей языка.
Таким образом, коммуникативная компетенция есть «интегративное» понятие, включающее как умения и навыки выполнять действия с языковым материалом, так и страноведческие и лингвострановедческие знания, умения и навыки, которые свидетельствуют об обученности общению, то есть приему и передаче информации с помощью разных видов речевой деятельности.
Целью изучения английского языка является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.
Каждый этап обучения иностранному языку, в том числе английскому, предполагает реализацию более узких целей.
На начальном этапе:
организация активного речевого взаимодействия
создание устойчивого коммуникативного ядра;
поддержание заинтересованности, которая служит стимулом для продолжения изучения английского языка в дальнейшем обучении;
Основной этап;
организация активного речевого взаимодействия;
активизация приобретенных ранее умений в сфере устно речевого общения;
практическое освоение лингвострановедческих и социокультурных факторов путем создания коммуникативных условий, близких к естественным;
возобновление и поддержание интереса к изучению иностранного языка и веры в свои силы и способности.
Заключительный этап:
расширение коммуникативного словаря обучающихся, активизация употребления коммуникативно значимых грамматических конструкций;
совершенствование умений речевого взаимодействия;
расширение тематики, сфер и ситуаций общения для активного пользования английского языка;
углубление лингвострановедческих и социокультурных знаний путем их реального включения в «живое» общение;
создание мотивации для дальнейшего совершенствования английского языка.
Данная система работы предполагает следующие основные методические условия, обеспечивающие эффективность учебного процесса:
личностно-ориентированное общение;
коллективное взаимодействие;
ролевую организацию учебно-воспитательного процесса;
использование компьютерных образовательных программ;
многофункциональность упражнений.
Основные принципы обучения английскому языку:
коммуникативный, личностно-деятельностный и системный подход в обучении. Личностно-деятельностный подход делает студента центральной фигурой учебного процесса. Систематизация языковых знаний, лежащих в основе коммуникативной деятельности обучающихся, способствует повышению общего уровня их коммуникативной компетенции;
реализация возможностей личности учащегося через изучение английского языка;
максимальная мотивированность учебных ситуаций (успех обучения обеспечивается тем, что любая из моделируемых ситуаций является жизненно значимой для студента).
положительная эмоциональная насыщенность всех компонентов обучения.
Формирование и развитие коммуникативной компетенции на занятиях надо осуществлять через систему упражнений во всех видах речевой деятельности. Основополагающими элементами системы упражнений должны стать учебно-речевые ситуации и игровые технологии.
Игровые технологии включают большую группу приемов и методов организации педагогического процесса. Игра - это способ общения.
Используя элементы развивающего обучения, контролирующих заданий, учитывая психологические особенности обученности, педагог старается развивать познавательную активность студентов, создавать условия для развития творческих возможностей, тщательно отбирая формы и методы обучения. Это уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-лекции, уроки-дискуссии и пр. Элементы занимательности и неожиданности формируют прочные знания и умения и направлены на развитие навыков чтения, говорения и аудирования, снимают усталость и напряжение, делают уроки более живыми, интересными.
Формирование и развитие коммуникативных навыков продолжается на занятиях по чтению. Чтение текста является важным средством, способствующим формированию умения говорения. После прочтения текста можно предложить студентам коммуникативно-направленные задания:
- скажите, что вы думаете о…
- выразите свое мнение о герое или событии
-как бы вы поступили в данной ситуации, и так далее.
Говорение и аудирование - две тесно связанные стороны устной речи. Аудирование используется не только как прием сообщения, но и как подготовка речевого высказывания в ответ на услышанную информацию. Аудирование подготавливает говорение, а говорение помогает восприятию речи на слух. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной английского языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексических и грамматических структур, облегчает овладение говорением, чтением и письмом. После контроля понимания прослушанного текста можно предложить выразить свое мнение об услышанной ситуации или о герое, сказать, как бы они поступили в данной ситуации.
Тренировка аудирования обычно проходит с помощью упражнений различного характера:
1.Упражнения, направленные на снятие лингвистических трудностей, например:
-фонетических («Прослушайте слова. Поднимите руку, когда услышите звук [ ]» - и произношу ряд слов с разными, но похожими гласными звуками);
-грамматических («Прослушайте слова, поднимите руку, если услышите существительное во множественном числе»);
-лексических («Прослушайте слова, поднимите руку, если услышите слова, обозначающие цвет»).
2. Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти («Прослушайте слова и постарайтесь их запомнить. Затем воспроизведите их по памяти»).
3. Упражнения, направленные на развитие внимания учащихся («Прослушайте и скажите, как зовут сестру Майка и сколько ей лет»).
Использование видео-урока для развития коммуникативной компетенции. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное, поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на занятиях по иностранному языку с использованием различных приемов работы. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего, внимания и памяти.
Следующим методом развития коммуникативной компетенции является использование урока-экскурсии: в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики.
Письмо - важное и очень сложное речевое умение. Оно позволяет при помощи графических знаков обеспечивать общение людей. Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи. В конечном итоге студент должны уметь пользоваться письмом как способом общения, познания и творчества.