Одним из ярких моментов в моей профессиональной деятельности, практически взлетом, считаю участие в Летнем ПедСовете, который прошёл с 9 по 12 июля 2024 года в Центре знаний «Машук». В программе участвовали 150 учителей школ, преподавателей вузов и студентов педагогических специальностей из 82 субъектов России. Тематикой «Летнего ПедСовета» стало творчество как способ познания школьных и вузовских предметов и как инструмент самореализации педагога и ученика.
Осмысляя те идеи, анализируя приемы работы, которыми с нами поделились участники и организаторы мероприятия, я решила обобщить и свои теоретические выводы на тему «Творчество как инструмент самореализации педагога».
Творчество как инструмент самореализации педагога
Творчество — это мощный инструмент для самореализации педагога. Оно помогает развивать креативность, находить нестандартные решения и повышать качество образовательного процесса. Творческий потенциал педагога может проявляться в разных сферах: технической, литературной, артистической, музыкальной, художественной, фото- и видеоискусстве, двигательной и декоративно-прикладной деятельности.
Актуальность проблемы творческого развития педагога в наши дни обусловлена современными социальными тенденциями и требованиями к образованию. Развитие творческих способностей и креативности у детей становится приоритетной задачей, и педагог должен обладать этими качествами для успешной работы. Однако уровень профессионализма выпускников высших учебных заведений снижается, что актуализирует потребность в использовании инноваций и повышении качества образования. Переход к инновационному развитию требует пересмотра всей системы образования, изменения отношения к обучению и развития аналитического мышления, автономии деятельности и креативности у педагогов и общества в целом.
В то же время несомненно необходимо назвать преимущества творческого педагога перед стандартным:
Гибкое мышление: творческий педагог способен находить нестандартные решения и адаптировать обучение к изменяющимся условиям.
Мотивация учащихся: творческий подход способствует развитию интереса к предмету и формированию самостоятельного мышления у учеников.
Вдохновение учащихся: творческий педагог создаёт образовательную среду, в которой ребёнок чувствует себя свободно и его идеи находят отклик.
Импровизация: творческий педагог умеет быстро находить решения в неожиданных ситуациях и эффективно адаптироваться к новым реалиям.
Внутренняя мотивация: использование разнообразных методов обучения стимулирует познавательную активность и поддерживает мотивацию учащихся.
Развитие креативности: творческий педагог помогает ученикам развивать критическое мышление и творческие навыки.
На собственном опыте могу назвать ряд способов развития педагога как творческой личности:
Стимулирование любознательности и вопросов.
Обучение через опыт (эксперименты, практические проекты, исследования).
Междисциплинарные связи.
Осознанное принятие риска и ошибок.
Критическое мышление и рефлексия.
Сотрудничество и взаимодействие.
Признание обучения как непрерывного процесса.
Вдохновение и мотивация.
Индивидуальный подход.
Стимулирование интереса (превратить скучный урок в интересный спектакль).
Эффективное обучение (использование креативных методик и инновационных подходов).
Творческое мышление (проектирование занимательных уроков).
Значение творческого развития педагога для успешной карьеры сложно переоценить, поскольку именно творческий педагог обладает определёнными умениями, такими как проектировочные, адаптационные, коммуникативные, организационные, контроля и самоконтроля, исследовательские. Творчество определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает практический смысл.
Поскольку одна из главных задач современного образования — раскрытие способностей всех участников образовательного процесса, то весьма важными качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть успешным.
Таким образом, творческий потенциал личности формируется на основании накопленного социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей и умений и проявляется в различных аспектах педагогической деятельности, таких как методическое, коммуникативное и творческое самовоспитание, являясь одним из направлений движения к вершинам педагогической профессии