Урок литературного чтения 4 класс
Тема: «Страна Фантазия. Е.С. Велтистов «Приключение Электроника. Чемодан с четырьмя ручками»»
Тип урока: открытие нового знания
Номер урока в системе уроков: первый урок в теме
Цели урока:
Образовательные: познакомить детей с произведением Е.Велстистова «Приключения Электроника»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.
Развивающие: развивать фантазию, учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев; обогащать словарный запас через изучение новых слов; развивать память, устную речь через ответы на вопросы, мышление, творческий потенциал.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, взаимоуважение, умение работать дружно.
Планируемые на уроке универсальные учебные действия учащихся:
Познавательные
Ориентироваться в своей системе знаний. отличать новое уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Уметь формулировать цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение
Коммуникативные
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
Личностные
Формировать интерес к учению
Тип урока: Формирование нового знания. Организация пространства - Фронтальная работа, индивидуальная работа , работа в группах.
Ход урока
I. Организационный момент
Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Садитесь. Поднимите руки у кого хорошее настроение, постарайтесь работать так, чтобы хорошее настроение сохранилось на весь урок. А для этого нужно, чтобы вы внимательно слушали меня, одноклассников и активно работали на уроке.
II. Речевая разминка.
Итак, наш урок начинаем, как обычно с речевой разминки.
Пришла весна. Всё вокруг распускается. Мы с вами на поляне. Перед нами цветы. Мы вдыхаем аромат. (носиком вдохнули, выдохнули) 5 раз.
Вот на дереве застучал дятел. Мы повторяем его стук с помощью звука Д то громко, то тихо.
Хорошо, а теперь послушали эхо
Это кто кричит в горах?- …ах - ах - ах - ах …
- Кто ты? Добрый или злой?- …ой - ой – ой - ой …
Я ему кричу:"Привет!..."вет, вет
А оно мне:"Нет...нет...нет!..."
Я прочитаю игривой, даже фантастической интонацией.
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии –
Царствует Фантазия
Во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!
- А вы прочитайте скороговоркой
Это стихотворение написал Борис Заходер
Сообщение темы и постановка целей урока
О чем стихотворение Б. Заходера?
Кто может попасть в эту страну? (человек, у которого богатое воображение, другими словами фантазер)
Сегодня я приглашаю вас в страну, которой нет на карте. Для каждого это страна будет своя. Для одного она будет огромной, для другого маленькой и уютной. Но для всех она будет разной и неповторимой.
Издавна люди мечтали. Мечтали обо всём. Когда-то трудно было добывать огонь. 1000 лет понадобилось человеку, чтобы изобрести спички. Сейчас есть зажигалка – бензиновая, газовая и даже электрическая! А что было фантастическим праобразом зажигалки? (огниво)
Люди мечтали о полётах в космос.
Но вот мы живём уже в XXI веке, и никого не удивляют выходы в открытый космос, фотографии с Марса… Наука не стоит на месте, и, то, что казалось фантазией 100 лет назад, сегодня – реальность.
Авторам фантастических произведений принадлежит часть технических предвидений. Еще до нашего столетия были предсказаны и телевидение (яблочко по блюдечку, свет мой, зеркальце), и авиация (ступа, карлсон), и многоступенчатая ракета и ещё многое другое.
« Страна Фантазия».
-А что такое «фантазия»? ( воображение, нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.)
Какие однокоренные слова вы бы подобрали к данному слову?
Фантазёр –( мечтатель, выдумщик)
Человек, который любит фантазировать, мечтатель.
Выдумщик, человек, который склонен фантазировать.
Фантастика – художественная литература, в которой человек попадает в нереальные события, читатели переносятся в далёкое будущее.
Давайте попробуем дать краткую характеристику Страны Фантазия, подобрав прилагательные на каждую букву слова. (фантастическая,астрономическая,необыкновенная, таинственная, азартная, замечательная, интересная, яркая)
Откройте учебник и прочитайте на с. 143 название раздела, который мы начинаем изучать.
Как вы понимаете название?
Какие, по-вашему, произведения должны войти в него?
Прочитайте, с чем мы познакомимся. (С произведениями писателей-фантастов Е. Велтистова, К. Булычева о наших сверстниках и их удивительных приключениях.)
Чему научимся? (Определять особенности фантастических рассказов.)
Чему будем учиться? (Самостоятельно придумывать фантастические рассказы.)
Первое произведение называется « Приключение Электроника». Как вы думаете, о чем эта повесть? Кто такой электроник? Мы в конце урока проверим ваши предположения.
Ребята, Велтистов писал фантастику, значит повесть «Приключение электроника» … фантастическая.
- Фантастика у нас имеет 3 направления: фентези, ужасы и научная фантастика.
- В конце урока мы должны ответить на вопрос, к какому направлению мы отнесем повесть «Приключения Электроника».
Сегодня мы впервые познакомимся с одним из жанров фантастической литературы, и с её автором Евгением Серафимовичем Велтистовым.
Я попросила Оболонкову Валерию подготовить нам сегодня интересные факты биографии этого писателя.
Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 года в Москве. Когда ему исполнилось 7 лет - началась Великая Отечественная война. В этот год в школу не пошёл никто. Когда шёл уже второй год войны, Евгений пришёл в 265-ю московскую школу учиться. Книг было очень мало. Тетрадей ещё меньше. А читать ему хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, он ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё».
Потом он передумал и решил стать журналистом. Это было твёрдое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах и вскоре стал редактором отдела в очень популярном тогда журнале «Огонёк».
Велтистов был человек мягкий, немногословный, но очень настырный. Если что-то задумал, обязательно добивался. Он копил впечатления. Обдумывал будущие книги.
Я расскажу вам, как возник образ «Электроника - мальчика из чемодана»?
Однажды молодой автор собрался в отпуск, к морю. Уложил чемодан. Сел в такси. Чемодан показался Велтистову очень тяжелым. Чтобы нести его было легче, он стал фантазировать: может в чемодане что-то есть?
Может там ……электронный мальчик? Вошел в купе, открыл чемодан и ахнул! Оказывается, писатель в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Именно тогда возник образ электронного мальчика-робота из чемодана.
Когда Велтистов написал 1 часть книги об Электронике, она сразу полюбилась ребятам. Они стали рисовать и конструировать собственных роботов. Потом появилась вторая и третья части книги под названиями «Ресси - неуловимый друг» и «Победитель невозможного».
А когда на телеэкран вышел фильм, поставленный по сценарию Е.Велтистова - успех превзошёл ожидания.
Умер Е.С. Велтистов в 1989г.
Итак, подведем итог. Что вы узнали о Евгении Велтистове?
Словарная работа
В тексте вам встретятся слова:
Конгресс - собрание ученых.
Кибернетика-наука о передаче и управлении информацией.
Кибернетик - ученый, которые изучает, конструирует электронные, вычислительные и другие машины.
Робот - это машина, автомат, который может заменять человека. Робот питается электроэнергией. Электроник- это робот. Или по другому- кибернетический мальчик.
Электроника - наука о взаимодействии электронов с электромагнитными полями и о методах создания электронных приборов и устройств.
Футляр- вместилище для хранения чего -либо
Поработаем в группах
На столах у вас лежат толковые словари
Найдите объяснение этих новых для вас слов.
Итак, мы начинаем читать 1 главу трилогии «Приключения Электроника», которая называется «Чемодан с четырьмя ручками». После этого нас ждет большая работа по подготовке к комплексной контрольной работе.
Чтение учителем и учащимся
А что произошло дальше, вы сможете узнать, прочитав всю эту повесть полностью.
- Понравился ли вам отрывок? А теперь, проверим, насколько вы запомнили и осмыслили этот текст.
Работа в рабочих тетрадях. Записали число. Автора и название произведения.
Тест.
Кто приехал к гостинице» Дубки» с большим чемоданом?
а)Алиса б) Карлсон в) Громов
Откуда приехал почетный гость конгресса кибернетиков?
а) из Кудымкара б) из Москвы в) из Синегорска
Какой багаж был у профессора?
а) чемодан б) дипломат в) коробка с книгами
Что находилось в чемодане?
а)Электроник б)спящая красавица в) кукла
Кто такой Электроник?
а) ученик 4 класса б)кибернетический мальчик в) сын профессора Громова
Что случилось с Электроником в гостинице?
а) заболел б) был наказан за непослушание в) сбежал
Кибернетик – это
а) человек, умеющий умственно считать;
б) специалист по кибернетике;
в) ученый, изучающий космос.
Кибернетика – это
а) математическая наука, изучающая большие числа;
б) наука, изучающая непослушных мальчиков;
в)наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.
Взаимопроверка.
(Ответы на доске)
Кто из вас не допустил ни одной ошибки?
Подготовка к комплексной контрольной работе.
Готовимся к комплексной контрольной работе. На партах у вас лежат листы с заданиями.
Задание 1
К какому из перечисленных ниже стилей относится прочитанный текст?
а) художественный;
б) научно-фантастический;
в) научно-популярный.
Задание 2
О чем говорится во втором предложении пятого абзаца?
-он обхватил тяжёлый чемодан и поставил его на землю;
-лицо его покраснело;
-по форме чемодан напоминал футляр контрабаса.
Задание 3
На какой из вопросов нет ответа в тексте?
а) Откуда приехал почётный гость конгресса профессор Громов?
б) Кого встретил Электроник после побега?
в) Как чувствовал себя кибернетический мальчик после утомительного путешествия?
Задание 5
Электроник может развивать скорость до 300 км/ч. Какое расстояние он сможет преодолеть за 3 часа?
а) 100 км;
б) 900 км;
в) 9000 км
Задание 7
Восстанови последовательность текста, расставь цифры:
Побег Электроника.
Приезд почетного гостя на конгресс кибернетиков.
Электрическая подзарядка Электроника.
Торжественная встреча гостя.
Профессор устраивается в гостинице.
Кибернетический мальчик в чемодане открыл глаза.
Изменившийся город в глазах профессора.
Задание 8
Выпиши первое предложение первого абзаца.
Подчеркни его грамматическую основу. Обозначь все части речи.
Задание 9
Составь и запиши два вопроса по содержанию первого абзаца текста.
-Об Электронике и профессоре Громове мы с вами ещё продолжим разговор на следующем уроке.
А сейчас давайте подведём итоги:
Назовите тему урока.
Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы их?
Довольны ли вы своей работой?
Кто сегодня особенно отличился?
Домашнее задание:
Выберите самостоятельно:
Кто хочет попробовать себя в роли художника -
(Ваше задание- нарисовать своего двойника- Электроника.)
В роли сценариста - составить рассказ «Наш друг Электроник».
Светооператора - найти информацию о развитии робототехники.
Помощника по сценарию-придумать 3-4 вопроса по тексту, которые вы сможете задать одноклассникам.
Спасибо за урок!