Тема: Страна восходящего солнца.
Цели урока: 1.Сформировать начальные представления о культуре Японии, усвоить основные сведения об японской национальной одежде - кимоно, создать образ японского кимоно.
2.Воспитывать уважение к культуре народов Востока, любознательность, внимательность.
3.Развивать воображение, фантазию, память, расширять кругозор.
Межпредметные связи: русский язык, история, МХК, география.
Ход урока:
Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья!
Этой встрече рада я.
Ждёт сегодня вас
О стране замечательной сказ.
2.Сообщение темы, целей урока.
Презентация.
- По какой стране мы будем путешествовать зашифровано в ребусе. Отгадайте!(Слайд1)
Япония (Страна восходящего солнца) - замечательная страна с богатой культурой. (Слайд 2)
Это маленькое островное государство на востоке материка Евразия, на котором мы с вами живём. Оно гораздо меньше России. (Слайд 3)
3.Вводная беседа.
Всему миру известна гора Фудзияма, которая считается в Японии священной. Её изображают многие художники.(Слайд 4)
В Японии очень любят природу. Даже постройки, архитектура, очень аккуратно вписывается в пейзаж. Кажется, храм вырос из земли. Японский храм называется пагода. А похож он по форме и цвету на священное дерево сосну.(Слайд 5)
В Японии устраивают сады камней, для нас очень необычные.(Слайд 6)
- Кто помнит, как называется японский храм?
А кто знает, как называется японская национальная одежда?
В Японии красивую женщину сравнивают с цветком, бабочкой, ручейком. Она должна быть мягка и нежна, как цветок, легкой изящной и яркой, как бабочка, одежда спадает складками и струится, как ручеек.(Слайд 7)
В 1786 г. В петербургском журнале «Лекарство от скуки и забот» автор поместил рассказ о японском национальном костюме: «Первейшее их щегольство состоит в длинных и широких халатах, которые они, без различия пола, по нескольку вдруг на себя надевают, знатные и богачи носят шёлковые, а прочие - бумажные». (Слайд 9)
-Кто знает как называется японская национальная одежда, этот халат?
Слово « кимоно» происходит от выражения «Киру-моно»- надеваемая вещь или одежда.
Словарная работа кимоно
Действительно, кимоно носили и носят мужчины и женщины, старики и дети, бедные и богатые.
Для изготовления кимоно был необходим кусок ткани длиной до 11 метров, а в ширину не более 45 см. Два одинаковых по размеру прямоугольных куска складывались вдвое - это была главная часть и сшивалась она со стороны спины и боков. Две меньших части образовывали рукава. Рукав похож на мешок с отверстием для руки, он был вместо кармана. Небольшой узкий кусок ткани – воротник эри.
Сшитое таким образом кимоно всегда было больше человеческой фигуры. Ведь эту одежду выбирали не по размеру, а рассматривали подобно картине, любуясь орнаментами. Ведь эту одежду выбирали не по размеру, а рассматривали подобно картине, любуясь орнаментами.
Полы плотно запахивали, собирали складки на талии и повязывали пояс- оби из жестких тканей. По способу завязывания оби можно было определить бедная женщина или богатая.
Свешивающиеся длинные рукава говорят о юном возрасте хозяйки.
Сейчас мы вырежем форму кимоно из листа бумаги.
Сворачиваем по длине на две одинаковые части. Рисуем воротник эри. Выберите любой красивый цвет и раскрасьте кимоно.
4. Задачи урока.
Сложные пейзажные композиции украшают кимоно, а также цветы, бабочки и стрекоз, узоры, имитирующие рыбью чешую или медовые соты
А учатся люди украшать у природы. (Слайд 10-18)
-С кем сравнивали японскую женщину?
Ваша задача украсить кимоно.
Оцениваться будет красота и аккуратность. Работаем тонкой кистью.
5. Самостоятельная работа под музыку. Помощь учителя индивидуально.
6. Выставка работ. Оценивание работ.
7. Итог.(Слайд 19)
- Как называется священная гора в Японии?
- А название японского храма?
- А на какое священное дерево похожа пагода?
- А как же называется национальная японская одежда?
-Вам понравилось путешествовать? Очень приятно было с вами работать. Молодцы! (Слайд 20)