Цели урока: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия соединяла патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями; развивать познавательные способности учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация “Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов”, выставка сборников стихотворений о войне, записи песен, портреты поэтов, видеоролик “Память о войне”.
Ход урока
- Организационный момент. Звучит песня «От героев былых времён».
– Кто догадался, о чём мы с вами сегодня будет говорить на уроке?
– Война... Какие ассоциации вызывает это слово?
- Объявление темы урока. Сегодня мы поговорим о подвигах поэтов, о поэзии, опалённой войной.
Кажется, так давно отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, заросли травой окопы и траншеи. 9 мая в очередной раз прогремит салют Победы… Но наша память трепетно хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны. Память о событиях военных лет, изменивших ход истории, не иссякает. Наша священная земля – вечная хранительница бессмертного подвига воинов Бреста и Ленинграда, Одессы и Севастополя, Киева и Минска, Москвы и священной Сталинградской земли, городов-героев бывшего Советского Союза.
- Как вы думаете, стихи о войне актуальны в наши дни?
К сожалению, Великая Отечественная война не была последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, потере близких. Они тревожатся за свою судьбу, судьбу своей Родины. Все эти чувства передает поэзия, которая была и остаётся самым популярным жанром.
Как удивительно точно и емко сказал поэт: “Не ради славы, ради жизни на земле”.
22 июня 1941 года. В этот воскресный день наша страна узнала о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз.
Звучит голос Молотова, возвестивший о начале Великой Отечественной войны.
На следующий день тысячи добровольцев собрались у военкоматов. Среди них были и те, кого потом назовут поэтами – фронтовиками. Какими они были, поэты - фронтовики, как уходили на фронт, какой им запомнилась война?
Давайте пройдем их боевой путь вместе с ними. А помогут нам в этом ребята, получившие домашнее задание подготовить сообщения о некоторых поэтах.
Ведущие
- С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на защиту Родины. Они жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали.
- Их оружием были и винтовка, и пулемёт, и слово: стихи, рассказы, песни. Однако самым оперативным, самым популярным жанром военных лет стала поэзия. Именно она выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.
- Более 2000 писателей и поэтов ушли на фронт, 470 не вернулись назад. Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”.
- Стихи этой песни выражают всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны: боль, горе, тревогу, надежду.
- «Священная война», Лебедев-Кумач
Сообщение учащегося об истории создания “Священной войны”. Звучит запись песни.
Слово учителя. Поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами. Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов.
Сообщение учащегося о творчестве К.Симонова.
Слово учителя. Наиболее яркое стихотворение в творчестве К.Симонова – “Жди меня”. Это гимн любви и верности. Такой настоящей любви ничего не страшно. Такая любимая, которая умеет ждать “как никто другой”, нужна была каждому, кто воевал, чтобы верить, чтобы жить и побеждать.
Звучит стихотворение “Жди меня”.
Слово учителя. Через всю войну прошла санитаркой поэтесса Юлия Друнина, принадлежащая к поколению, юность которого проходила испытания на зрелость на фронтовых дорогах ВОв. 17-летней выпускницей одной из московских школ она, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольцем ушла на фронт бойцом санитарного взвода.
Сообщение учащегося о судьбе и творчестве Ю.Друниной.
Слово учителя. Действительно, в её характере наиболее яркими чертами были решительность и твёрдость. Если уж она что решила, ничем её не собьёшь, никакой силой. Наверное, это особенно проявилось, когда она добровольцем уходила на фронт:
Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слышал Ко всему привыкший 41-й год.
Так сказала она о себе в 1942 году. И позднее в её стихах будет звучать этот мотив ухода из детства в огонь войны, из которого она не возвратилась.
На фоне звучащей музыки “Соловьи” ученики читают наизусть ст-ие Ю.Друниной “Зинка”.
Сообщение учащегося об Ольге Берггольц.
Февраль 1942 года. Осаждённый Ленинград. Силы города оказались на исходе… Это был месяц смерти… Несколько дней не работало радио, никто не видел газет. Но вот в чёрных тарелках послышалось лёгкое шуршание, а сквозь него то шёпотом, то навзрыд пробивался к людям слабый женский голос, читающий стихи.
Это был голос Ольги Фёдоровны Берггольц. Эта хрупкая, красивая женщина все 900 дней блокады провела в осаждённом городе. Её стихи вошли в каждый дом замерзающих, обессиленных, голодных блокадников, в каждую семью, в сердце каждого, потому что это был голос необыкновенной искренности, душевной стойкости и мужества.
Видеоролик с записью стихотворения О. Берггольц «Нам от тебя теперь не оторваться»
Безусым солдатом, юношески восторженным и по-детски наивным добровольцем в 17 лет ушёл на фронт удивительно обаятельный человек - поэт Эдуард Асадов.
«Сражаюсь, верую, люблю», - эти строки очень точно определяют внутренний мир поэта и его стихов.
Асадов начинал войну лейтенантом-артиллеристом. Он не только выжил в этой страшной войне, но не сломался, не сдался, не очерствел сердцем и душой.
Последний бой командира батареи Асадова произошёл утром 4 мая 1944 года на подступах к Севастополю. Боевое задание выполнено! И в это время взрыв вражеского снаряда и… внезапно наступивший мрак. Мрак навсегда. Взрывом мины ему вырвало глаза.
А затем госпиталь. Стихи между операциями, и новая жизненная ступень: литературный институт имени Горького, который незрячий поэт Асадов окончил с отличием.
Звучит стихотворение «Письмо с фронта».
В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, пошёл на фронт добровольцем Булат Окуджава. Он был направлен в 10-й Отдельный запасной миномётный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, оказался на Северо-Кавказском фронте. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии, ранен под Моздоком.
Но эти месяцы оказали неизгладимое впечатление на будущего поэта. Все его стихи отличаются необыкновенной проникновенностью, доходят до сердца каждого: «Бери шинель, пошли домой», «До свидания, мальчики!»…
Звучит песня из кинофильма «Белорусский вокзал».
Вывод учителя
Сегодня, ребята, мы лишь прикоснулись к теме “Поэзия войны”, так как поэтов, выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах, более тысячи. По данным энциклопедии “Великая Отечественная война” 471 писатель с войны не вернулся.
После войны, оставив большой след в поэзии о Вов, ушли от нас поэты Юлия Друнина, Николай Старшинов, Эдуард Асадов, Александр Твардовский, Расул Гамзатов, Владимир Высоцкий и др.
Помните – через века, через года. Помните о тех, Кто уже не придёт никогда, Пожалуйста, Помните…
Минута молчания…
Мы все родом из войны. И те, кто воевал, и те, кто никогда не видел собственными глазами её ужасов. Поэтому она была, есть и останется одна на всех, но каждому своя.
Да, ребята, десятки тысяч страниц насчитывает литература о Великой Отечественной войне. В художественных и документальных произведениях есть всё: героизм бойцов и командиров, самоотверженность тыла, бесстрашие партизан, горечь поражения и радость побед.
Литература тех лет и называется литературой подвига, потому что её творцы разделили судьбу и подвиг народа.
3. Рефлексия.
– Какую роль играла поэзия в те суровые военные годы?
– Какие стихи взволновали вас?
– Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?
– В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?
– Прошло много лет после окончания войны. Почему Великая Отечественная война продолжает владеть сердцами людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме?
4. Домашнее задание - дифференцированное.
А) Выучите наизусть стихотворение любимого поэта о Великой Отечественной войне и проанализируйте его.
Б) Напишите эссе на тему: “Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?”
В) Интервью с участником войны. Напишите об этой встрече небольшую статью.
Г) Составьте кроссворд “Дорогами войны”.
Просмотр содержимого документа
«"Строки, опалённые войной".»
"Строки, опаленные войной…"
Тип урока: | комбинированный (урок-обозрение, литературно-музыкальная композиция) |
Оборудование: | презентация “Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов”, выставка сборников стихотворений о войне, записи песен, портреты поэтов, видеоролик “Память о войне”. |
| |
Ход урока
Организационный момент. Звучит песня «От героев былых времён».
– Кто догадался, о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
– Война... Какие ассоциации вызывает это слово?
Объявление темы урока. Сегодня мы поговорим о подвигах поэтов, о поэзии, опалённой войной.
Кажется, так давно отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, заросли травой окопы и траншеи. 9 мая в очередной – уже 70-й раз - прогремит салют Победы. Но наша память трепетно хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны. Память о событиях военных лет, изменивших ход истории, не иссякает. Наша священная земля – вечная хранительница бессмертного подвига воинов Бреста и Ленинграда, Одессы и Севастополя, Киева и Минска, Москвы и священной Сталинградской земли, городов-героев бывшего Советского Союза.
Проблемный вопрос.
- Как вы думаете, стихи о войне актуальны в наши дни?
К сожалению, Великая Отечественная война не была последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, потере близких. Они тревожатся за свою судьбу, судьбу своей Родины. А все эти чувства передает поэзия, которая была и остаётся самым популярным жанром.
Как удивительно точно и ёмко сказал поэт: “Не ради славы, ради жизни на земле”.
22 июня 1941 года. В этот воскресный день наша страна узнала о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз.
Звучит голос Молотова, возвестивший о начале Великой Отечественной войны.
На следующий день тысячи добровольцев собрались у военкоматов. Среди них были и те, кого потом назовут поэтами – фронтовиками. Какими они были, поэты - фронтовики, как уходили на фронт, какой им запомнилась война?
Давайте пройдем их боевой путь вместе с ними. А помогут нам в этом ребята, которые получили задание дома подготовить сообщения о некоторых поэтах.
С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на защиту Родины. Они жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали.
Их оружием были и винтовка, и пулемёт, и слово: стихи, рассказы, песни. Однако самым оперативным, самым популярным жанром военных лет стала поэзия. Именно она выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.
Более 2000 писателей и поэтов ушли на фронт. Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. А уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”.
Сообщение учащегося об истории создания “Священной войны”. Звучит запись песни.
- Как вы думаете, какие чувства выражает это стихотворение?
- В чём его идея?
Слово учителя. Поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами. Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов.
Сообщение учащегося о творчестве К.Симонова.
Звучит стихотворение “Жди меня”.
Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых…
- О чём это стихотворение?
Слово учителя. Через всю войну прошла санитаркой поэтесса Юлия Друнина, принадлежащая к поколению, юность которого проходила испытания на зрелость на фронтовых дорогах ВОв.
Сообщение учащегося о судьбе и творчестве Ю.Друниной.
Слово учителя. Действительно, в её характере наиболее яркими чертами были решительность и твёрдость. Если уж она что решила, ничем её не собьёшь, никакой силой. Наверное, это особенно проявилось, когда она добровольцем уходила на фронт:
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слышал
Ко всему привыкший 41-й год.
Так сказала она о себе в 1942 году. И позднее в её стихах будет звучать этот мотив ухода из детства в огонь войны, из которого она не возвратилась.
Звучит стихотворение Ю.Друниной “Зинка”.
Февраль 1942 года. Осаждённый Ленинград. Силы города оказались на исходе… Это был месяц смерти… Несколько дней не работало радио, никто не видел газет. Но вот в чёрных тарелках послышалось лёгкое шуршание, а сквозь него то шёпотом, то навзрыд пробивался к людям слабый женский голос, читающий стихи. Это был голос Ольги Фёдоровны Берггольц.
Сообщение учащегося об Ольге Берггольц.
Звучит стихотворение О. Берггольц «Февральский дневник».
- Каким мотивом пронизано стихотворение?
Сообщение учащегося о Б.Окуджаве.
Слово учителя. Режиссёр Андрей Смирнов заказал Окуджаве песню к кинофильму «Белорусский вокзал». Он просил написать песню, которую в фильме будут петь бывшие фронтовики, и притом такую, «чтобы это была песня, как бы ими самими написанная». Давайте послушаем её.
Звучит песня «Белорусский вокзал».
- В чём сила этого стихотворения?
Проблемный вопрос:
- Как вы думаете, стихи о войне актуальны в наши дни?
Слово учителя. Сегодня, ребята, мы лишь прикоснулись к теме “Поэзия войны”, так как поэтов, выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах, более 2 тысяч. По данным энциклопедии 471 писатель с войны не вернулся.
Муса Джалиль замучен в фашистских застенках. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Борис Котов, Герой Советского Союза, погиб при форсировании Днепра.
Под Ленинградом навеки остался Всеволод Багрицкий.
Под Смоленском – Борис Богатков, Николай Майоров.
Под Сталинградом – Михаил Кульчицкий.
Алексей Лебедев погиб при выполнении боевого задания.
Юрий Инге погиб на корабле, торпедированном фашистами.
Геройски пали Павел Коган, Георгий Суворов, Борис Лапин…
Звучит песня “Журавли”.
Рефлексия.
– Какую роль играла поэзия в те суровые военные годы?
- Литературу о войне ещё называют литературой подвига. Как вы думаете, почему?
– Прошло много лет после окончания войны. Почему же она продолжает владеть сердцами людей? Чем объяснить столь большой интерес к этой теме?
Слово учителя: Сегодня мы говорим слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле.
6. Домашнее задание - дифференцированное.
А). Выучите наизусть стихотворение любимого поэта о войне и проанализируйте его.
Б). Напишите эссе на тему: “Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?”
В). Интервью с участником войны. Напишите об этой встрече небольшую статью.
Г). Составьте кроссворд “Дорогами войны”.