Общие сведения о ребенке
Имя, фамилия ребенка____________________________________________________________
Дата рождения __________________
Класс (год обучения) _________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка
Характеристика
Характеристика включает оценку развития учащегося, описание актуальных проблем на момент составления программы и определяет приоритетные направления воспитания и обучения ребенка. Характеристика отражает:
двигательное и сенсорное развитие ребенка;
особенности мотивационно-потребностной сферы (проявление интереса к чему-либо, реакция на поощрения и др.),
особенности познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
особенности поведения и эмоциональные реакции ребенка в разных ситуациях;
сформированность социально значимых навыков, умений, представлений: коммуникация и речь, предметно-практическая деятельность, самообслуживание, игра, универсальные учебные действия (умение выполнять инструкцию, действовать по подражанию и др.), представления об окружающем мире, математические представления, бытовые и трудовые навыки;
степень потребности в посторонней помощи (полная, частичная, периодическая);
выводы: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные курсы для дальнейшей педагогической работы с ребенком.
Рекомендации Центральной ПМПК:____________________________________________
_____________________________________________________________________________
Протокол обследования (для варианта 2)
Способность к передвижению | □ Самостоятельно не передвигается □ Передвигается с поддержкой педагога □ Передвигается с использованием ортопедических приспособлений □ Самостоятельно передвигается в пределах помещения □ Самостоятельно передвигается на большие расстояния |
Фунциональные возможности рук | □ Отсутствует хватание □ Манипулировать не может, но есть хватание □ Кратковременно удерживает предмет □ Длительно удерживает предмет □ Согласованность действий рук отсутствует □ Согласованность действий рук недостаточная □ Согласованные действия рук □ Сохранная моторика □ Расстройство координации произвольных движений (атаксия) □ Нарушение зрительно-моторной координации (дизметрия) □ Выполнение нужных движений в чрезмерном объеме (гиперметрия) |
Состояние зрения | □ Тотальная слепота □ Светоощущение □ Предметное зрение □ Предметное зрение на расстоянии более двух метров □ Ограничение полей зрения □ Сохранное |
Состояние слуха | □ Глухота □ Тугоухость III-IVстепени □ Тугоухость I-II степени □ Сохранное |
Состояние интеллекта | □Познавательная активность отсутствует □ Познавательная активность снижена □ Познавательная активность развита □УО глубокая □УО тяжелая □УО умеренная □УО легкая |
Доступные способы общения | □ Совместная деятельность □ Непосредственный показ □ Естественные жесты □ Жестовая речь □ Дактильная речь □ Письменная речь плоско - печатными буквами □ Письменная речь шрифтом Брайля □ Устная речь |
Понимание речи | □ Обращенную речь не понимает □ Понимание обращенной речи ситуативное □ Выполняет элементарные речевые инструкции □ Понимает обращенную речь на бытовом уровне □ Выполняет сложные речевые инструкции □ Понимает речь в достаточном объеме |
Передача сообщения | Мимические проявления □ Не использует мимику □ Использует мимику для выражения состояния комфорта - некомфорта □ Использует мимику для выражения различных эмоциональных состояний Голосовые проявления □ Вокализирует □ Звукоподражает Жестовая форма □ Пользуется ограниченным набором естественных жестов □ Выражает одним жестом целое действие □ Выражает жестом отдельное слово или действие Вербальная форма □ Собственная речь отсутствует □ Использует лепетные слова □ Выражает одним устным словом целое действие □ Употребляет в речи названия отдельных слов или действий □ Использует простые фразы □ Использует развернутую фразовую речь Общение □ Говорит о себе в третьем лице □ Говорит о себе в первом лице □ Участвует в диалоге □ Инициирует общение |
Индивидуальный учебный план
Название предмета | Недельная нагрузка (в часах) |
| |
| |
| |
| |
| |
Всего часов | |
Какой подход заложен в программу (медицинский или социальный)
Социальный подход ориентирован на социально - психологическом приспособлении человека к обществу, где акцент делается не на «дефекте», как в медицинской подходе, а на имеющемся у ребенка потенциале возможностей и максимальном их развитии. Социальный поход ставит во главу человека, как личность и направлен на преодоление тех барьеров, которые изолируют людей с инвалидностью и не позволяют им стать полноправными членами своих сообществ. Для нас важно понять работают ли авторы программ в социальном подходе к инвалидности.
Какие области охвачены (самообслуживание, общение, познавательная деятельность, отношения с окружающими)
Содержание образования
Включает конкретные задачи по формированию действий/операций и представлений по каждому разделу программ учебных предметов, коррекционных курсов и других программ. Задачи формулируются как возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода или год).
Цель программы: Повышение эффективности процесса обучения. Развитие памяти, логического, словесно-логического мышления, коммуникативных навыков, преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения, развитие когнитивных способностей, формирование представлений о себе, своём теле.
Задачи:
Формировать коммуникативные умения и навыки, стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребёнка;
Развивать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук;
Способствовать формированию произвольного поведения, навыков социального общения;
Обучать предметно-практической деятельности.
Необходимо чтобы ученик научился максимально эффективно объясняться с окружающими вербальным или невербальным способом, обрел максимальную жизненную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, умел выполнять повседневные дела, соответствующие его индивидуальному уровню подготовки и умения.
А впоследствии, по возможности, зная и соблюдая общепринятые нормы, мог участвовать в различных формах общественной жизни наравне с другими членами данного сообщества, сохраняя при этом право на свою индивидуальность, непохожесть.
Из выше перечисленного вытекают конкретные образовательные задачи:
Формирование способности объясняться с окружающими, как с помощью речи, так и альтернативных видов коммуникации, в том числе используя символы (чтение, письмо).
Формирование способности осознавать себя, формирование и развитие социальных навыков и компетенций.
Формирование умения самому обслуживать себя в повседневных ситуациях.
Формирование установок и поведения, направленных на сохранение здоровья.
Приобщение к принятому в обществе образу жизни.
Развитие индивидуальных способностей, интересов и особенностей личности, которые будут обеспечивать собственную активность человека с умственной отсталостью во взрослой жизни.
Приобщение к социокультурному опыту через освоение различных понятий и их практическое применение в повседневной жизни.
Освоение принятых в обществе форм экспрессии своего внутреннего мира (через изобразительную деятельность, драматизацию, музыкальные формы и др.)
Приемы обучения
При обучении умственно отсталых детей большое место занимают упражнения, автоматизация функций. В обучении и воспитании умственно отсталых детей упражнение играет особую роль там, где мыслительное или осознанное невозможно. Эффективность достигается благодаря повторению.
Пошаговое освоение навыка. Чтобы помочь ребенку усвоить какое-либо умение необходимо сначала разбить соответствующий процесс на отдельные шаги, достаточно маленькие, для того чтобы ребенок мог легко справиться с каждым из них.
Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Организация пространства. Данная программа должна быть пространственно структурирована и представлена рабочими и тематическими центрами, в которых решаются задачи познавательного, физического, эмоционального и социального развития.
Для ребенка с особенностями интеллектуального развития очень важно, что его окружает, так как он не способен представить себе путем сравнения, сформировать мысленно ряд понятий. Собранные вокруг предметы влияют на поведение детей, формируют их понятия, умения, навыки, высвобождают потребности. Поэтому окружающая обстановка должна «жить» вместе с учениками.
Организация времени.
Занятия проводятся в течение учебного дня, расписание составляется с учетом требований СанПина. Длительность работы каждого отдельного ученика с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, зависит от его индивидуальных психофизических особенностей (утомляемость, темп работы, истощаемость, переключаемость и др.). Имеется ввиду количество уроков в день: 4, 3,2…….
Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР
Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося
Дети и подростки одновременно находятся под влиянием двух институтов - школы и семьи, что требует их сотрудничества по обеспечению комплексной поддержки обучающихся, обеспечению их здорового роста и получения хорошего образования. Взаимодействие с семьей обучающегося позволяет учителю лучше узнать его и помогает учителю в планировании занятий и преподавании. Основную ответственность за воспитание ребенка или подростка несут родители или опекуны. Школа оказывает поддержку тем образовательным целям, которые определяются семьей, и принимает обязательства по обучению и воспитанию ребенка как члена школьного сообщества. Школа должна сотрудничать с родителями или лицами их заменяющими, чтобы они, со своей стороны, могли оказывать поддержку детям в их школьном обучении. Целью образования в рамках этой совместной ответственности является развитие потребности ребенка в обучении, а также обеспечение его (ее) чувства безопасности и благополучия.
Участие семьи – неотъемлемая программы. Семья оказывает огромное влияние на ребенка. Вместе с тем, включенность семьи в образовательный процесс, жизнь класса, школы, является важным условием успешного обучения ребенка с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Родители могут и должны играть важную роль в учебно-воспитательном процессе, помогать разрабатывать задания и занятия. Методы вовлечения семей могут быть различны в зависимости от конкретных обстоятельств. Однако неизменен сам принцип: «Участие всех семей приветствуется во всем многообразии его форм».
Какая роль отводится работе с родителями для осуществления цели программы. Каким образом строится работа специалиста с родителями, а впоследствии родителей с детьми. Имеется ли механизм контроля за работой и участием в процессе реабилитации родителей.
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности действий/операций и представлений, внесенных в СИОП. Например: «выполняет действие самостоятельно», «действие не выполняет» (или «пассивно участвует в выполнении действия»), «выполняет с помощью»: физической частичной или существенной, по словесной инструкции, по образцу; представление: «невозможно выявить», «не сформировано», «сформировано частично», «сформировано». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в виде характеристики. На основе этой характеристики составляется СИОП на следующий учебный период.
Контроль продвижения и оценка результатов.
В связи с уникальностью образовательной ситуации учащихся с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости (у каждого ученика собственный темп и ритм развития, свои способности и ограничения, своя специфика) невозможно однозначно определить рамки ожидаемых успехов.
Для оценки динамики освоения образовательных задач, продвижения в развитии используются методы наблюдения и регистрации.
Наблюдение подразумевает процесс слежения за ребенком в ходе его собственной работы или игры, при полном невмешательстве в его деятельность со стороны педагога.
Регистрация – это процесс документирования наблюдаемой активности.
Наблюдение и регистрация должны носить объективный характер, т.е. фиксировать конкретное действие или конкретный результат и исключать оценочное мнение или суждения специалиста.
Критерии оценивания учебных достижений.
Предполагается оценивание учителем детских работ, итоговых тестов в виде рецензии и оценки. Общая выставка работ в форуме так же предоставляет ученику возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить «зрительское умение», оценить художественный труд. Инструментарий контроля образовательных достижений учащегося – пятибалльная система. Результатом работы на курсах является портфолио ученика, включающее в себя все изделия, рисунки ребенка, выполненные за период одного учебного года.
Динамика обученности
Для организации работы с обучающимися с выраженной умственной отсталостью целесообразно вести записи о продвижении детей в различных аспектах обучения, что помогает учителю и другим специалистам, работающим с данной категорией обучающихся, определить задачи и содержание работы в текущий период, оценить адекватность и эффективность проведенных коррекционных мероприятий. Запись достижений в тех или иных видах деятельности позволяет в наглядной форме представить родителям и педагогам реальные успехи детей.
При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Мы предлагаем оценивать результаты в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего количества ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности.
Критерии формирования умений и навыков по видам деятельности
5 баллов – полное соответствие программным требованиям, самостоятельное выполнение заданий, умение исправить допущенные ошибки.
4 балла – соответствие программным требованиям, самокоррекция после стимулирующей помощи, деятельность осуществляется по последовательной инструкции.
3 балла – неполное усвоение ЗУНов, принятие направляющей помощи, деятельность осуществляется по образцу.
2 балла – частичное усвоение ЗУНов, деятельность осуществляется по подражанию.
1 балл – фрагментарное усвоение ЗУНов, деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом.
0 баллов – неусвоение ЗУНов, невыполнение заданий, отказ от деятельности, смысловая неадекватность.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Образовательный компонент
Программы учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;
2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися;
3) описание места учебного предмета в учебном плане;
4) личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса;
5) содержание учебного предмета, коррекционного курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
Программа формирования базовых учебных действий должна содержать:
задачи подготовки ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;
формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.
Альтернативное чтение
1 раз в неделю (33 часа в год)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1. « Чтение» телесных и мимических движений |
1 | Показ указательным жестом себя и своего отражения в зеркале. Диагностика | 2 | - узнавать своё отражение - использовать указательный жест |
2. | Упражнения на подражание: - жалеет- обнимает, гладит по голове - радуется-хлопает в ладоши | 2 | - Узнавать невербальные средства общения - использовать невербальные средства общения |
3 | Выполнение единичных команд: | 2 | Следование вербальной команде - постучать по столу -хлопки в ладоши -покатать предметы по столу |
4 | Двигательные упр. «Покажи, как это делают», «Покажи, чем слушают, послушай как я буду стучать» | 2 | Показать часть тела по её назначению С помощью учителя |
Мониторинг формирования социальных навыков
Карта формирования умений и навыков по ППД
№ | ЗУН | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч |
| Умение фиксировать взор на деятельности педагога | | | | |
| Умение выполнять простые статические подражательные действия за учителем | | | | |
| Умение выполнять простые динамические подражательные действия за учителем | | | | |
| Умение выполнять простые статические действия по словесной инструкции | | | | |
| Умение выполнять простые динамические действия по словесной инструкции | | | | |
| Умение катать мячик по подражанию | | | | |
| Умение катать мячик по словесной инструкции | | | | |
| Умение бросать мяч в корзину по подражанию | | | | |
| Умение бросать мяч в корзину по словесной инструкции | | | | |
| Умение перекладывать предметы из корзины в корзину по подражанию | | | | |
| Умение перекладывать предметы из корзины в корзину по словесной инструкции | | | | |
| Умение складывать пирамидку по подражанию | | | | |
| Умение складывать пирамидку по словесной инструкции | | | | |
| Умение нанизывать пуговицы на нитку | | | | |
| Умение катать машинку в определенном направлении | | | | |
| Итог | | | | |
Карта формирования умений и навыков по развитию речи
№ | ЗУН | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч |
| Умение называть свое имя | | | | |
| Умение называть свою фамилию | | | | |
| Умение называть имена однокласснико | | | | |
| Умение при произнесении имени показывать учеников своего класса | | | | |
| Знать название реальных предметов (школьные принадлежности) | | | | |
| Знать название реальных предметов (обстановка в классе) | | | | |
| Уметь повторять фразы, обозначающей просьбу и действие | | | | |
| Уметь выполнять просьбу и действие | | | | |
| Итог | | | | |
Карта формирования математических ЗУНов
№ | ЗУН | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч |
| Умение слушать учителя (родителей) | | | | |
| Умение выполнять инструкцию учителя (родителей) | | | | |
| Знать формы (круглый, квадратный, треугольный) | | | | |
| Знать цвета | | | | |
| Уметь показывать предметы разных цветов | | | | |
| Знать размеры: большой маленький | | | | |
| Уметь ориентироваться на листе бумаги: верх-низ | | | | |
| Уметь ориентироваться на листе бумаги: начало- конец строки | | | | |
| Уметь определять положение предметов в пространстве (в, на, близко, далеко) | | | | |
| Итог | | | | |
При оценке результативности обучения должны учитываться следующие
факторы и проявления:
− особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;
− выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных,
речевых, предметных действий, графических работ;
− в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся
должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные,
графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно
распределенным действиям и др.;
− при оценке результативности достижений необходимо учитывать степень
самостоятельности ребенка. Формы и способы обозначения выявленных
результатов обучения разных групп детей могут осуществляться в оценочных
показателях, а также в качественных критериях по итогам практических действий.
Программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребенком в домашних условиях.
Возможность корректировки программы под меняющиеся условия. Какие условия требуются для реализации программы (школа, дом, иными словами - организация пространства); гибкость программы: мобильная ли программа, может ли реализовывать свои задачи и цели в зависимости от меняющихся условий. Программа не должна быть сложной для ее корректировки. Заложен ли в программе учет изменения ребенка, а также учет конкретных внешних условиях в которых разворачивается программа (учреждения разного типа: школы, центры и т.д.).