Структура урока ведения нового знания в рамках деятельностного подхода
Этапы развивающего урока
постановка проблемы
актуализация знаний
стадия генерирования и накопления идей
обобщение предположений, выход на правило
творческая работа с новым материалом
Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Все эти направления отражены в содержании «Технологических карт». Технологическая карта позволяет:
реализовать стандарт образования;
понять и в системе применить предложенную технологию по формированию у учащихся универсальных учебных действий;
сформировать целостную картину мира за счет реального использования «межпредметных связей»;
полностью использовать воспитательный потенциал используемого УМК;
определить уровень раскрытия материала и соотнести его с изучаемым материалом в последующих классах;
реализовывать региональный и школьный материал, основываясь на материале УМК «Перспектива»
реализовать свой творческий потенциал (в технологической карте даются готовые разработки всех тем предметов учебного плана,
педагог освобождается от рутинной непродуктивной работы по подготовке к урокам);
индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс.
Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, обязательных для работы с ней. «Технологическая карта» – новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю эффективное и качественное освоение нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам. В технологической карте дается описание процесса обучения в определенной структуре и в заданной последовательности.
Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.
По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один урок, что дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных, и метапредметных результатов.
Технологическая карта включает в себя:
название темы;
число часов, отведенное на ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные);
основные понятия темы;
межпредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
технологию изучения указанной темы;
систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения;
контрольные задания по теме, определяющие достижение планируемых результатов в рамах изучения заявленной темы
Раздел «Технология изучения» разбит на этапы обучения. На каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания по отработке материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения, в конце темы - контрольное задание, проверяющее достижение планируемых результатов. В описании каждого этапа указываются цель учебной деятельности и учебные задания.
На первом этапе обучения «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания. Этап предполагает следующие шаги:
мотивацию как стимулирование интереса;
определение потребностей как личностно значимого компонента изучения данной темы;
выявление того, что отсутствует в знании и умении для решения ситуативного задания и определение цели учебной деятельности на следующем этапе.
На этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержательных блоков темы. Для освоения учебного содержания предлагаются учебные задания на «знание», «понимание», «умение».
На этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» учащимся предлагается выполнить практические задания:
информативное, где учащиеся работают, используя образец на доске;
импровизационное, где учащиеся используют задание, которые отличаются от образца по содержанию или форме;
эвристическое, где учащиеся выполняют свой вариант задания.
Выполнение задания предполагает самоорганизацию школьников, которая содержит: подготовку к выполнению (планирование) деятельности, выполнение и представление работы.
Результатом этого этапа является:
ориентация школьника в разных видах задания (познавательное действие);
самоорганизация учащегося при выполнении задания (регулятивное действие);
использование учеником адекватных речевых высказываний для представления результата (познавательное, коммуникативное действие);
проявление своего отношения (благодарности) к героям учебника и учителю (личностное действие);
умение школьника решать поставленную задачу (познавательное, регулятивное действие), т.е. использовать приобретенные знания и умения в конкретной практической деятельности.
На этапе рефлексивной деятельности учащихся соотносят полученный результат с поставленной целью (самоанализ – регулятивное действие) и оценивают деятельность (самооценка – личностное действие) по освоению темы.
В отличие от других методических пособий, при использовании карты на каждом этапе обучения учитель может уверенно сказать, достиг он результата или нет. И если в соответствии с прогнозируемым учителем результатом диагностическую работу на конкретном этапе выполнили более 60% учащихся класса, то можно с уверенностью сказать, что материал понят, освоен, и можно переходить дальше. Если задание правильно выполнено менее чем 60% учащихся, то учителю необходимо еще раз вернуться к пройденному материалу и завершить его полноценное освоение. Только после этого можно перейти к следующему этапу.
Несколько простых правил работы с технологической картой.
1. Используйте технологические карты для работы по теме или разделу курса.
2. Внимательно ознакомьтесь с темой, по которой будете работать.
3. Найдите ее в учебнике того предмета, который изучаете, и подготовьте учебники, которые отмечены в разделе «межпредметные связи».
4. Познакомьтесь с целями изучения темы, соотнесите с планируемыми результатами, определите задачи, которые помогут добиться поставленной цели, (Соотнесите цели с пройденным ранее материалом).
5. Прочитайте выделенные основные понятия изучаемой темы, посмотрите, в каких предметах они еще изучаются (межпредметные связи).
6. Проанализируйте смысл планируемых результатов, особенно в части универсальных учебных действий
7. Подберите «свои» формы работы в соответствии с целями и условиями обучения: для подвижной работы или спокойных занятий, для поиска информации или демонстрации достижений и т.д. Это поможет расширить границы использования ресурсов, к которым относятся УМК «Перспектива», имеющиеся в школе наглядные пособия, интерактивные или просто дополнительные рабочие доски, выставки, стенды и так далее.
8. В разделе «Технология обучения» придерживайтесь алгоритма, предложенного в карте. Это поможет не пропустить ни один элемент в достижении поставленной на этапе цели, а главное, добиться эффективного и качественного освоения темы
9. На первом этапе, мотивируя учащихся на изучение темы, можете использовать задание, данное в карте, взять из учебника, или предложить свое.
10. Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите и соотносите с дальнейшим алгоритмом прохождения темы.
11. Убедитесь, что именно ученик знает, понимает, умеет в изучаемом материале, каким способом выполняет, т. е. выполните задание, предложенное в одноименной графе, и только после этого переходите к следующему этапу.
12. Постарайтесь выполнить все предложенные диагностические и контрольное задание. Тогда с уверенностью можете сказать: «Эта тема пройдена, планируемые результаты достигнуты. Двигаемся дальше».
Сопоставьте этапы, шаги технологической карты с поурочным планом, которым вы пользуетесь, и выберите для себя оптимальный способ организации работы.
При использовании технологической карты поурочное планирование может и не понадобиться.
Технологическая карта изучения темы (название темы)
Тема | |
Цель темы | |
Основное содержание темы, термины и понятия | |
Планируемый результат: |
Предметные умения, УУД | Личностные УУД: Познавательные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
| | |
I этап. Мотивация к деятельности |
Цель – | Проблемная ситуация. |
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
Последовательность изучения | | Диагностическое задание |
|
Цель – |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность |
Цель – | Репродуктивное задание Импровизационное задание Эвристическое задание Самоорганизация в деятельности |
VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности. |
Формы контроля; контрольное задание. | Оценка результатов деятельности |
| Самооценка | Оценка присутствующего |
Если сложно или непривычно проектировать тему, то можно ограничиться проектированием одним урока. В данную структуру могут быть внесены изменения или дополнения.
Требования технологии деятельностного метода (ТДМ) к уроку открытия новых знаний. Базовый уровень реализации ТДМ.
Требования ТДМ |
I.Организационный момент |
1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. 2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. |
II. Актуализация знаний |
Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания. Организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи. Организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках. Организовать обобщение актуализированных способов действий. Организовать самостоятельное выполнение индивидуального задания на новое знание. Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании. |
III. Проблемное объяснение нового знания |
Зафиксировать причину затруднения. Сформулировать и согласовать цели урока. Организовать уточнение и согласование темы урока. Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр. Организовать фиксацию нового способа действия в речи. Организовать фиксацию нового способа действия в знаках. Соотнесение нового знания с правилом в учебнике («Эталонах», справочнике, и т.д.). 9) Организовать фиксацию преодоления затруднения. |
IV. Первичное закрепление во внешней речи |
1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой |
1)Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать самопроверку самостоятельной работы. 3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок. 4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха. * В случае, когда при выполнении самостоятельной работы допущена ошибка, ситуация успеха заключается в ее выявлении и исправлении. |
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение |
11) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
VII. Итог урока |
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели. 3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. 4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания. |
Требования технологии деятельностного метода (ТДМ) к уроку рефлексии. Базовый уровень реализации ТДМ.
Требования ТДМ |
I. Организационный момент |
1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. 2) Сформулировать основную образовательную цель урока. 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности |
1) Организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися (определений, алгоритмов, свойств и т.д.) 2) Организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи. 3) Организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках (эталоны). 4) Обозначить основные используемые в самостоятельной работе эталоны (А1, А2, П1, В, О и т.д.) 5) Организовать обобщение актуализированных понятий, правил, способов действий и т.д. 6) Организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке. 7) Организовать выполнение самостоятельной работы №1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа. 8) Организовать самопроверку учащимися своих работ по образцу и фиксацию полученных результатов (без исправления ошибок). 9) Организовать мотивацию учащихся к сопоставлению работ по подробному образцу, в котором у каждого задания указано обозначение используемых эталонов (см. п. 4) с целью: а) выявления места и причины затруднения; б) самопроверки хода решения. |
III. Локализация затруднения |
Организовать подводящий диалог, результатом которого является пошаговое сопоставление работ с подробным образцом (фронтально, с проговариванием во внешней речи): а) фиксация способа действия, в которых возникло затруднение; б) фиксация отсутствия затруднений в ходе решения. |
IV. Коррекция выявленных затруднений |
1) На основе алгоритма исправления ошибок, уточнить цель будущих действий. 2) Для учащихся, допустивших ошибки: а) Организовать исправление ошибок с помощью предложенного подробного образца. б) Организовать выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю работу). г) Организовать самопроверку заданий по образцу. 3) Для учащихся, не допустивших ошибки: Организовать выполнение учащимися заданий более высокого уровня сложности по данной теме, заданий пропедевтического характера, или заданий требующих построения новых методов решения. |
V. Обобщение затруднений во внешней речи |
1) Организовать обсуждение типовых затруднений. 2) Организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой |
Для учащихся, допустивших ошибки: 1)Организовать выполнение самостоятельной работы № 2, аналогичной самостоятельной работе № 1 (учащиеся выбирают задания только на те способы действий, в которых были допущены ошибки). 2) Организовать самопроверку самостоятельной работы. 3) Организовать фиксацию достижения цели по преодолению индивидуальных затруднений. 4) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений, требующих дальнейшей коррекции. Для учащихся, не допустивших ошибки: 5) Организовать самопроверку учащимися заданий требующих построения новых методов решения или заданий пропедевтического характера по подробному образцу. |
VII. Включение в систему знаний и повторение |
1) Организовать выполнение заданий на повторение, а также заданий на подготовку к изучению следующих тем. |
VIII. Итог урока |
1) Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности. 2) Организовать вербальную фиксацию способов действий, которые вызвали затруднения на уроке. 3) Организовать вербальную фиксацию способа исправления возникших ошибок (алгоритм исправления ошибок). 4) Организовать фиксацию неразрешенных на уроке затруднений как направление будущей учебной деятельности. 5) Организовать оценивание учащимися собственной работы на уроке. 6) Организовать обсуждение и запись домашнего задания. |
Системнo -технологический уровень реализации ТДМ к уроку рефлексии.
Требования ТДМ |
I. Мотивация к учебной деятельности |
Сформулировать основную образовательную цель урока. Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»). Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности |
Организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися (определений, алгоритмов, свойств и т.д.) Актуализировать соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д. Организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи. Организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках (эталоны). Обозначить основные используемые в самостоятельной работе эталоны (А1, А2, П1, В, О и т.д.) Организовать обобщение актуализированных понятий, правил, способов действий и т.д. Организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке. Мотивировать учащихся к написанию с.р. №1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа. Организовать выполнение с.р. №1 с фиксацией в каждом задании используемого эталона (обозначение актуализированного способа действия). Организовать самопроверку учащимися своих работ по образцу и фиксацию полученных результатов (без исправления ошибок). Мотивировать к рефлексивному анализу своей деятельности. а) с целью коррекции результатов деятельности; б) с целью самопроверки хода решения и правильности фиксации используемого эталона. |
III. Локализация затруднений |
1) Организовать самостоятельное выявление и фиксацию учащимися места затруднения. 2) Организовать самостоятельное выявление и фиксацию учащимися причины затруднения. Для учащихся, не выявивших самостоятельно место затруднения: 3) Организовать выявление места затруднения по подробному образцу. Для учащихся, не выявивших самостоятельно причину затруднения: 4) Организовать выявление причины затруднения по эталону для самопроверки. Для учащихся, получивших верные ответы вс.р. № 1: 5) Организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании (по эталону для самопроверки). |
IV. Построение проекта выхода из затруднения |
1) Организовать уточнение учащимися цели своих будущих действий. 2) Организовать формулирование учащимися шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. 3) Организовать выбор средств достижения поставленной цели. |
V. Реализация проекта выхода из затруднения |
Организовать реализацию построенного плана действий: Для учащихся, допустивших ошибки: 1) Организовать самостоятельное исправление ошибок. Для учащихся, которые смогли самостоятельно исправить свои ошибки: 2) Организовать конструирование и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю работу). Для учащихся, которые не смогли самостоятельно исправить свои ошибки: 3) Организовать исправление ошибок с помощью эталона для самопроверки. 4) Организовать выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю работу). 5) Организовать самопроверку заданий по образцу. Для учащихся, не допустивших ошибки: 6) Организовать выполнение заданий более высокого уровня сложности по данной теме, заданий пропедевтического характера, или заданий требующих построения новых методов решения. |
VI. Обобщение затруднения во внешней речи |
1) Организовать обсуждение типовых затруднений. 2) Организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Для учащихся, допустивших ошибки: 1)Организовать выполнение с.р. №2, аналогичнойс.р. №1 (учащиеся выбирают задания только на те способы действий, в которых были допущены ошибки). 2) Организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и знаковую фиксацию результатов. 3) Организовать фиксацию преодоления возникшего ранее затруднения. Для учащихся, не допустивших ошибки: 4) Организовать самопроверку учащимися заданий требующих построения новых методов решения или заданий пропедевтического характера по подробному образцу. |
VIII.Включение в систему знаний и повторение |
Организовать выполнение заданий на повторение, а также заданий на подготовку к изучению следующих тем. |
IX. Рефлексия учебной деятельности |
1) Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности. 2) Организовать проведение рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать вербальную фиксацию мест и причин (способов действий) возникших на уроке затруднений.
4) Организовать вербальную фиксацию способа исправления возникших ошибок (алгоритм исправления ошибок). 5) Организовать фиксацию неразрешенных на уроке затруднений как направление будущей учебной деятельности. 6) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 7) Организовать обсуждение и запись домашнего задания. |