Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бахчисарайская средняя общеобразовательная школа №2»
города Бахчисарай Республики Крым
Сценарий родительского собрания для родителей будущих первоклассников
Автор работы: Исмаилова Джевер Ильясовна
Место работы: МБОУ «СОШ №2» г.Бахчисарай РК
Занимаемая должность: учитель начальных классов
2018 год
Пояснительная записка
Цель: создать условия, чтобы включить родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе
Задачи: рассказать родителям об основных трудностях обучения; осуществить взаимодействие родителей друг с другом и с педагогом; выработать правила подготовки ребенка к школе.
Участники: родители будущих первоклассников
Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы, конверты №1, №2, №3, №4, №5, №6, цветная бумага, листы формата А3 – на каждого родителя.
Место проведения: классная комната
Родители рассаживаются за столы по 4 – 6 человек
Вступление
Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о готовности ребенка к школьному обучению. В жизни каждого ребенка не существует подобного момента, когда его жизнь резко изменяется при поступлении в школу. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, потому что изменяется весь их образ жизни. Каждый без исключения переживает процесс адаптации к школе. И, конечно же, чем больше у ребенка нужных умений, качеств и навыков, тем быстрее и безболезненнее он сумеет адаптироваться. И сегодня я предлагаю вам разобраться, чем мы можем помочь ребенку при подготовке к школе. Для этого мы с вами выполним некоторые задания.
Задание 1 «Раскрась цветок»
(к собранию подготовлены комплекты конверты с рабочим материалом для каждого родителя: конверт 1 – одинаковые по размеру, цвету и форме цветы, вырезанные из белой бумаги(1шт. в конверте); конверт 2 – вырезанные из оранжевой бумаги овалы (5шт.); конверт 3 – полоска зеленой бумаги 4Х27 см(1 шт.); конверт 4 – вырезанные из голубой бумаги капельки (6 шт.); конверт 5 – солнышко с лучами из желтой бумаги (1шт.), конверт 6 - тест)
Учитель: Возьмите из конверта №1 цветок и раскрасьте его. Сравните его с цветком соседа. Среди цветков есть ли два одинаковых? Мы взрослые при одинаковых условиях делаем все по – разному.
Из этого вытекает первое правило: Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим.
Задание 2 «Насколько развит мой ребенок»
Учитель: Дети – цветы жизни. Мы сегодня с вами попробуем вырастить свой цветок. Как вы думаете, что необходимо для хорошего роста и развития цветка (родители предлагают варианты). Любому цветку необходима благодатная почва и крепкие корни. Под выражением «сильные корни» следует понимать познавательные и психические процессы: память зрительную и слуховую, мышление, внимание, творческое воображение, восприятие. От того, насколько они хорошо развиты будет зависеть уровень интеллектуальной готовности к обучению.
Возьмите заготовки из конверта №2, напишите на корешках, какие процессы развиты у вашего ребенка уже достаточно хорошо, а на какие следует обратить внимание. Наклейте их внизу вашего листа в зависимости от того, насколько они хорошо развиты. Чем лучше, тем выше. Но так, чтобы занимаемая площадь не занимала ½ листа.
Приведу вам небольшой пример: чтобы поднять шар по наклонной плоскости вверх, надо его подталкивать и направлять. Если этого не делать, он неизбежно начнет движение назад. Шар – это умственная деятельность человека. Наш ум требует постоянной загрузки и усилий для развития.
Из этого вытекает второе правило: в развитии интеллекта нет «стоячего» положения, если мы не движемся вперед, то неизбежно скатываемся назад. Поэтому развитие обучения должно быть стабильным и постоянным. Если мы сделаем перерыв, то наверстать упущенное будет нелегко.
Задание 3 «Как я мотивирую своего ребенка к обучению в школе»
Учитель: Мотивация является почвой, питающей корни и способствующей росту цветка. Как вы думаете, желание пойти в школу и желание учиться – это одно и тоже.
Обсуждение родителями
Вывод: если ребенок идет в школу ради нового портфеля или красивого школьного костюма, или говорит в школе не надо спать, то его привлекают лишь внешние стороны обучения.
Учитель: основная деятельность ребенка в школе – учение, узнавание нового. Для этого необходимо сформировать желание учиться. Не надо запугивать ребенка школой или настраивать на легкость учения.
Ваша задача – сформировать правильное представление о школе. Лучше сказать: «В школе будет трудно, но интересно и ты узнаешь много нового», чем говорить: «Вот придешь в школу и тогда узнаешь».
Пожалуйста, возьмите полоски из конверта №3, напишите на них 3 – 5 фраз, которыми вы мотивируете своего ребенка к обучению в школе. Наклейте полоски на листы под корешками цветка.
Правило 3: в детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать все за них.
Задание 4 «Как я могу развить уверенность в ребенке»
Учитель: Скажите, достаточно ли для благоприятного роста цветка только хорошо развитой корневой системы? (Родители предлагают свои варианты). Конечно, для того чтобы цветок расцвел, его необходимо поливать и удобрять почву под ним. И если под корнями мы подразумеваем познавательные процессы, то под драгоценной влагой для нашего цветка следует понимать веру в ребенка, поддержку, оптимизм, поощрение, ответственность.
Возьмите, пожалуйста, материал из конверта №4. Напишите на капельках те слова, которыми вы готовы подбодрить ребенка, чтобы развить в нем уверенность в собственных силах и возможностях. Капельки наклейте на лист.
Задание 5 «Что я ожидаю от школы при обучении моего ребенка»
Учитель: Чтобы цветок активно рос, надо чтобы его осветило яркое солнце. Вспоминая утверждение Ученье – свет. Можно сказать, что свет для детей – это школа, которая дает им необходимые знания.
Пожалуйста, возьмите материал из конверта №5, напишите на лучах солнца, что вы ожидаете от обучения ребенка в школе. Что должна дать школа, чтобы этот процесс был успешен. Солнце наклейте в верхнем углу листа.
Мы укрепили корни, подкормили и согрели цветок и вот он начал расти. На своих листах дорисуйте стебель цветка и его листочки. А что еще необходимо цветку, чтобы противостоять различным природным явлениям (родители отвечают).
Сила и выносливость цветка зависит от способности переносить нагрузки и справляться с трудностями. Так и ребенка необходимо приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм. Подвижные игры развивают координацию движений, важную при ориентировке в пространстве, развивают волевые качества, внимание, формируют умения выполнять правила. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины позволит ребенку справиться с физическими нагрузками, которые ему придется переносить в школе.
Важно развитие мелкой моторики. Пропуски букв, описки, разная высота букв – все это результат недостаточного развития мелкой моторики. Развивают моторику лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером. Также развивает мелкую моторику рисование разными техниками: от простой штриховки до пальчикового и точечного рисунка. Чем лучше развита координация движений ребенка, тем лучше его речь.
Задание 6 «Что я жду от своего ребенка»
Учитель: на лепестках цветка, который мы раскрасили в самом начале, напишите то главное, чему должен научиться ребенок. Что вы ждете от него в будущем. Каким вы его видите. Не забудьте в центре цветка написать имя вашего ребенка.
Приклейте цветок к стеблю. Посмотрите, какой замечательный цветок получился у каждого из вас. Если хотите, то можете подкрасить и подправить.
Задание 7 «Цветочная поляна»
Учитель: Мы с вами вырастили замечательные цветы, но если посмотрим внимательно, то увидим, что нашим цветочкам несколько одиноко в этом мире. Как для цветка, так и для ребенка важно иметь доброжелательное окружение, которое будет способствовать его развитию и росту. Коммуникативное общение включает в себя умение ребенка общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Последнее тоже немаловажно. Процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником. От того насколько ребенок контактен, умеет внимательно слушать учителя, обладает развитой речью, зависит успешность освоения школьных знаний. А задача родителей научить ребенка простым правилам общения.
Давайте объединим наши цветы и получим красивую цветочную поляну.
Тест «Насколько мой ребенок готов к обучению в школе
Учитель: На пороге школы необходимо научить ребенка самостоятельности. Ему придется выполнять различные задания, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и учителем. Пройдите тест (приложение 1), который поможет вам понять насколько ваши дети готовы к обучению в школе. Бланк для теста возьмите в конверте №6.
Заключение
Учитель: С 1 сентября у ваших детей начнется новая жизнь. Очень важно, чтобы вы находились рядом с ними. Теперь мы с вами один большой коллектив. Мы будем вместе радоваться, преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Давайте проведем еще один эксперимент. Похлопайте, пожалуйста, в ладоши. Спасибо. Теперь сделайте хлопок одной ладошкой. Получается? Нет. Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки, то есть без вас, уважаемые родители, учитель бессилен. Из этого мы выводим главное правило: только сообща мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.
Используемые источники
Учительский сайт «Инфоурок» http://infourok.ru
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
Сообщество взаимопомощи учителей http://pedsovet.su›
Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru
Приложение 1
Тест «Насколько мой ребенок готов к школе»
Прочитайте утверждения. Поставьте плюс в ячейку «да», если согласны с утверждением. И минус, если ответ «нет». Затем поставьте за каждый ответ «да» 1 балл.
Утверждение | Да | Нет |
Хочет идти в школу | | |
Считает, что в школе узнает много нового и интересного | | |
Может в течение некоторого времени ( 15 – 20 минут) самостоятельно заниматься каким – либо кропотливым делом, например, рисовать, лепить, собирать мозаику | | |
Не стесняется в присутствии посторонних людей | | |
Умеет связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений | | |
Знает стихи наизусть | | |
Может назвать заданное существительное во множественном числе | | |
Умеет читать хотя бы по слогам | | |
Считает до 10 в прямом и обратном порядке | | |
Умеет прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка | | |
Может писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры | | |
Любит рисовать, раскрашивать картинки | | |
Умеет работать с ножницами и клеем, например, делает аппликации из бумаги | | |
Может из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок | | |
Знает названия диких и домашних животных | | |
Есть навыки обобщения, например, может назвать одним словом «фрукты» яблоки и груши | | |
Любит самостоятельно проводить время за каким – либо занятием, например, рисует, собирает конструктор | | |
Общее количество утвердительных ответов | | |
Обработка результатов
Подсчитайте количество баллов
15 и более баллов – ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с Вашей помощью сможет с ними справиться;
10 – 14 баллов – Вы на верном пути. За время занятий ребенок многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые Вы ответили отрицательно, укажут, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком;
9 и менее баллов – Вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому Ваша задача – систематически заниматься с ним, тренироваться в выполнении различных упражнений.