СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа с элементами группового тренинга, посвященный международному дню толерантности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать при проведении классных часов для старшеклассников и студентов 1 курса

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа с элементами группового тренинга, посвященный международному дню толерантности»

Классный час, посвященный международному дню толерантности


Дата проведения: 22.11.2018

Разработчики: Акулова Алена Владимировна, педагог-организатор;

Савенок Анастасия Николаевна, педагог-психолог


Цель: Формирование представления о толерантном отношении.

Задачи:

  • Ввести и закрепить определение термина «толерантность»;

  • Углубить понимание его значения;

  • Отработать умение видеть межиндивидуальные различия на практике.

  • Показать, что такое толерантное отношение к окружающим, сверстникам.

  1. Организационный момент (5 минут)

Здравствуйте! Тема сегодняшнего классного часа – толерантность.

Вы знаете, что такое толерантность? (отвечают). Хорошо! В течение отведенного нам времени мы немного поговорим, а все остальное время поиграем. И мы уверены, что вам это понравится.

  1. Основная (теоретическая) часть (10 минут)

Слово толерантность на первый взгляд, звучит совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связано понятие “толерантность”.

В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость;  

Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.

В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.

В арабском языке “толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.

В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”.

- Какое из определений вам импонирует более всего?

- А что же объединяет эти определения?

Термин “толерантность” объясняется, как терпимость. 

Хорошо, с историей происхождения термина мы познакомились, а теперь мы бы хотели познакомиться с вами. И поэтому предлагаем немного развлечься, познакомиться и поиграть.

  1. Основная (практическая) часть (25 минут)

«Блудный заяц»

Данная разминка для тренинга будет очень полезной, если надо встряхнуть группу и настроить ее на серьезную работу. Можно также использовать в качестве знакомства, как второй этап. Выбирается человек, который будет водящий. Все остальные участники группы сидят на стульях. Водящий говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого …» и называет какой угодно признак, который есть у нескольких участников группы. Участники, у которых есть названный признак должны поменяться местами, а водящий должен сесть на один из свободных стульев, пока участники меняются. Тот член группы, который не успел сесть на стул, становится водящим. Запрещается оставаться на месте, если у вас есть названный признак, по которому меняются.

«Пальцы»

Объедините участников группы в пары. Объясните, что по вашему сигналу они должны будут показать любое количество пальцев на двух руках. Партнерам необходимо внимательно посмотреть друг на друга и на следующий раз, не договариваясь показать одинаковое количество пальцев. Продолжайте упражнение до тех пор, пока все пары участников не покажут одинаковое количество пальцев.

А сейчас мы переходим к основной части нашего занятия.

Упражнение "Лукошко"

Цели:

• работа с понятием "толерантность" при помощи ассоциативного ряда;

• развитие фантазии, творческого мышления.

Необходимое время: 10 минут.

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения: Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например, "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру ".

Упражнение «4 квадрата»

Цель: Развитие толерантности к себе и другим. Формирование положительного отношения к себе, принятия себя.

Процедура проведения: На листе бумаги, расчерченном на 4 квадрата и пронумерованными поочерёдно пишутся качества личности, присущие испытуемым в следующем порядке:

  1. Нравятся качества и считаются положительными

  2. Не нравятся качества и считаются отрицательными

  3. Переформулировать качества в квадрате 3 в положительные

  4. Ваши положительные качества воспринимаются окружающими как отрицательные

Посмотреть на лист и определить, что описывались одни и те же качества.

Резюме: Мы сами выбираем, как к себе относиться. Плохо, с отрицательными намерениями или с уважением и любовью. Человек, который умеет относиться к себе хорошо, становится уверенным и к нему окружающие относятся с уважением и принятием положительно всех достоинств и недостатков.

Упражнение «Чем мы похожи»

Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например, Света, выйди, пожалуйста ко мне, потому что у нас одинаковый цвет волос (мы жители земли, одинакового роста).

Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается пока все члены группы не окажутся в кругу.

Упражнение «Толерантный человек это - …»

На листочках, которые вам выданы, вам необходимо написать качества, которыми по вашему мнению обладают толерантные люди, а затем прикрепить их вокруг изображенного человечка.

Это было последнее упражнение. А теперь скажите по очереди, что мы хотели до вас донести такими разными упражнениями? (отвечают)

Спасибо вам большое за активное участие в нашем классном часе и предложенных вам упражнениях. До новых встреч!