Государственное учреждение дополнительного образования Луганской Народной Республики «Детская школа искусств № 1 г. Стаханова»
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА –
ПЕВЕЦ РУССКОЙ ДУШИ
Сценарий концерта-лекции в честь 220-ой годовщины со дня рождения М.И.Глинки
| Подготовила: Афанасьева З.И., преподаватель музыкально-теоретических дисциплин |
г. Стаханов
2024г.
Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила».
Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Под эти ликующие призывные звуки мы начинаем сегодняшний разговор о главном русском композиторе, о «Пушкине русской музыки» - Михаиле Ивановиче Глинке. Почему он главный русский композитор? Почему он «Пушкин русской музыки»? В этом нам и предстоит сегодня разобраться.
Глинка – таково название сорта земли, которую повсеместно можно обнаружить у в России. Из неё издавна делали простую посуду, а самые искусные мастера создавали из глины благородный фарфор. Так и про жизнь Михаила Ивановича Глинки можно сказать – из глины звуков, звучавших вокруг него с момента его рождения, он хотел сделать благородный фарфор музыки.
1.«Вальс-фантазия»
Музыкальный фон – вступление Арии Людмилы из 4д. оперы «Руслан и Людмила»
Ведущая: Михаил Иванович Глинка родился ранним утром 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Согласно семейному преданию в момент его рождения за окном защебетал соловей.
Михаил Иванович очень любил птиц. В доме даже была оборудована «птичья комната». Окна и дверь в ней были затянуты сеткой, а внутри помещены певчие птицы: ольшанки, малиновки и, конечно же, соловьи. Сам композитор признавался: «Я устроил это для того, чтобы птички наводили меня на новые сочинения; мне довольно одного чириканья какой-нибудь птички, чтобы создать из этого целую музыкальную фантазию».
2. «Ты, соловушка, умолкни»
Ведущая: Юному Глинке повезло повстречать на своём жизненном пути выдающихся учителей. Однако стоит оценить талант и трудолюбие самого ученика. Один из музыкантов-учителей Шарль Майер однажды скажет: «Вы слишком талантливы, чтобы брать у меня уроки».
3.«Двухголосая фуга»
Музыкальный фон – фрагмент с колокольчиками из Марша Черномора
Ведущая: Взрослеющему Михаилу очень нравилось читать разные истории о путешественниках, об их приключениях. Он мечтал, что когда-нибудь тоже поедет и увидит далекие прекрасные страны. Действительно, так и случилось. В ходе путешествий композитор изучал музыку разных народов и писал на этой основе свои музыкальные произведения. Давайте попутешествем по следам глинкинских произведений!
Итак, перенесёмся в Солнечную Италию; знойный Милан; и послушаем тарантеллу – народный итальянский танец с многовековой историей. В старину верили, что этот танец – единственное верное средство против укуса тарантула.
4.«Тарантелла»
Ведущая: Ещё одна музыкальная жемчужина передаёт южную весеннюю ночь в прекрасном городе, стоящем на воде – Венеции.
5. «Венецианская ночь»
Музыкальный фон – Мазурка из оперы «Иван Сусанин»
Ведущая: Варшава – польская столица, которой верный сын своего отечества композитор-романтик Фридерик Шопен, завещал своё сердце. Михаил Иванович отдал дань своему польскому коллеге, восхитившись его мазурками и создав свои собственные.
Мазурка – народный польский танец. На одной из своих мазурок Михаил Иванович даже хотел сделать надпись «Посвящение Шопену», но удержался от слишком частого злоупотребления подобных «посвящений».
6. «Мазурка»
Музыкальный фон – свадебная тема из «Камаринской»
Ведущая: Музыковеды делят русскую музыку начала XIX века на музыку доглинкинскую и музыку времени Глинки. А как же звучала русская музыка до Глинки? Оперы – основное развлечение аристократов - шли на русском языке, но в итальянской традиции.
Во время путешествия по Европе тоска по отчизне навела Михаила Ивановича на мысль – писать по-русски, писать не итальянскую, а русскую музыку. В итальянской музыке не может быть русской души. Михаил Иванович вложил в свою музыку русскую душу, став первым русским композитором-классиком; исполнив в музыке роль, которую исполнил Пушкин в литературе.
Сейчас мы послушаем романс, в котором Глинка использует народный свадебный напев. Послушайте, как по-народному, по-русски звучит эта чудесная лирическая музыка!
7.Свадебная песня «Дивный терем стоит» на слова Евдокии Ростопчиной
Музыкальный фон – Полонез из оперы «Иван Сусанин»
Ведущая: Один известный персонаж сказал: «Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь». Мы с вами сейчас отправимся на бал, ведь бал – это одно из важнейших мероприятий в жизни дворян XIX века.
Вспомним, как Александр Сергеевич в «Евгении Онегине» писал о самом главном танце каждого бала - о вальсе:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
8.«Мелодический вальс»
9. «Прощальный вальс»
Ведущая: Потанцуем ещё немного и послушаем польку.
10. «Полька»
Михаил Иванович Глинка – первый русский композитор-классик, создатель первых опер с содержанием доступным русскому человеку; с русской музыкой.
Героем его первой оперы стал русский национальный герой - простой крестьянин Иван Сусанин, который ценой своей жизни, спас от поляков русского царя Михаила Фёдоровича. Сейчас мы с вами послушаем музыку, характеризующую поляков. Краковяк – острый темпераментный польский народный танец.
11. «Краковк»
12.«Вальс» из оперы «Иван Сусанин»
Ведущая: А теперь мы послушаем романс Антониды – дочери Сусанина. Он напоминает русские народные протяжные песни. Так композитор передал образ русской крестьянской девушки. Романс, наполненный глубоким переживанием об отце и предчувствием его трагического конца.
13. «Романс Антониды»
Ведущая: Опера «Иван Сусанин» - первая русская историко-героическая опера, прославляющая обычного крестьянина, который ценой своей жизни спас Отечество.
14.Хор «Славься»
Ведущая: «Руслан и Людмила» - вторая опера Михаила Ивановича на сюжет поэмы Александра Сергеевича Пушкина. Каждому русскому человеку известны знаменитые строки из Посвящения к поэме:
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Этот текст пропитан образами и символами, знакомыми нам из народных сказок. Что может быть ближе? Что может быть роднее? Разве только музыка нашего Глинки!..
В те дни, когда уже, казалось, тмила
Родную музу муза чуждых стран,
Любимую по-русски звал Руслан
И откликалась русская Людмила.
Послушаем марш Черномора. Музыка передаёт решимость злобного волшебника, и в то же время комичность карлика, которого вовсе не стоит бояться.
15.«Марш Черномора»
Ведущая: Из владений колдуна Черномора перенесёмся к замку волшебницы Наины и послушаем хор восточных красавиц.
16.«Персидский хор»
Музыкальный фон – «Сомнение» в переложении для скрипки
Ведущая: Для чего Глинка писал музыку? Принадлежав к дворянскому роду, владея имением в Новоспасском, получив чин коллежского секретаря, Глинка мог осуществить карьеру чиновника и обеспечить тем самым себе безбедную жизнь. Но Глинка избрал другое поприще. «Музыка – душа моя!» - однажды воскликнул композитор.
Мы же благодарим судьбу за то, что Глинка избрал то, к чему призывала его душа. Ведь своими музыкальными творениями он открыл новую веху в истории русской музыки и проложил дорогу будущим русским музыкантам.
Лейся песенка моя
Песнь надежды сладкой
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнет украдкой.
Именно эти строки из романса «Жаворонок» содержаться на мемориальной табличке на месте, где Михаил Иванович нашёл своё последнее пристанище.
17.«Жаворонок»
Ведущая: Умер Михаил Иванович в Берлине 2 февраля 1857 год. Сестра перевозила его прах на родину. А чтобы обращались с сим скорбным грузом осторожно, на картоне, покрывавшем гроб, написали - «фарфор». Так сбылось предсказание: «Глинка уж не глинка, а фарфор»
18.В завершение нашего концерта прозвучит ноктюрн «Разлука»